Скачиваний:
38
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
31.98 Кб
Скачать

http://do-zaochnoe.ru/

Лекция 4 Нарушения восприятия и методы их исследования

 

Агнозии

Агнозиями в патопсихологии называется затрудненность узнавания предметов, звуков.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают агнозии: 1) зрительные; 2) тактильные; 3) слуховые.

Проблема агнозий, выступающих при психических заболеваниях, раскрыта Б.В.Зейгарник в “Основах патопсихологии”.

У ряда больных (с органическими поражениями мозга различного генеза) явления агнозии проявлялись в том, что больные выделяли то один, то другой признак воспринимаемого объекта, но не осуществляли синтеза. Так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: “наверху шапочка, внизу палочка, что это такое — не знаю”; другой больной описывает ключ, как “кольцо и стержень”. При этом больные описывали точно конфигурации предмета, могли даже точно скопировать его, но это не облегчало их узнавание.

Больные узнавали форму, конфигурацию даже тогда, когда последние предъявлялись тахископически. Не узнавая предметов, они могли их описать. Так, например, при тахископическом предъявлении садовой лейки больная говорит: “бочкообразное тело, что-то круглое, посередине отходит вроде палочки с одной стороны”, другой больной при тахископическом предъявлении расчески говорит: “какая-то горизонтальная линия, от нее книзу отходят маленькие, тоненькие палочки”. Иногда больные могли нарисовать предмет, не узнавая его.

Восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности; поэтому правомерно говорить о нарушении смысловой стороны восприятия. За это говорят и способы, с помощью которых можно было скомпенсировать этот дефект. Так, если экспериментатор просил указать определенный предмет (укажите, где пресс-папье), то больные правильно узнавали. Таким образом, включение объекта в определенный круг значения помогало узнаванию. Название же приблизительного круга предметов, к которому относится данный объект (покажите мебель, овощи), помогало меньше. Поэтому следовало ожидать, что подобные агностические расстройства должны особенно четко выявиться и у дементных больных.

» Псевдоагнозии при деменции

Деменция – слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций. В зависимости от характера повреждающих и дегенерирующих факторов различают деменцию сенильную (старческую), алкогольную, эпилептическую, посттравматическую и др.

Исследование зрительного восприятия больных, у которых клинические и экспериментально-психологические данные выявили деменцию по органическому типу, обнаружило отмеченные выше особенности: больные не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. К этому добавилась еще одна особенность: их восприятие было диффузным, недифференцированным.

Нарушения восприятия выявляются у этой группы при экспозиции ситуационных картинок. Помимо того, что дементные больные не улавливают сюжета, они при этом проявляют ряд и других, очень характерных феноменов. Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Г.В. Биренбаум отмечает, что предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксирует свое внимание: так, гриб больной называет помидором, если выступила как часть головка гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножку. Поэтому при предъявлении рисунка подобному больному часто безразлично: показывают ему его часть или целое.

При раскрашенных сюжетных рисунках дементные больные легко поддаются диффузному впечатлению яркой раскраски отдельных частей картинки и могут описывать их. Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию.

В силу выпадения и расстройства смысловых компонентов у дементных больных резко страдали ортоскопичность и произвольность восприятия. Достаточно было показать этим больным предмет или рисунок в перевернутом виде, как они его уже не узнают. Примеры: предъявляется рисунок кошки (из детской серии лото) в перевернутом виде. Больной — “памятник какой-то”. Экспозиция того же рисунка в прямом положении — и больной со смехом: “Вот так памятник! Кошка-котик”.

Таким образом, картина распада восприятия при деменции подтверждает ведущую роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте человеческого восприятия.

» Обманы чувств

Одним из наиболее часто встречающихся симптомов расстройства восприятия при душевных заболеваниях являются галлюцинации.

Галлюцинациями в психиатрии называют ложные восприятия. Больные видят образы, предметы, которых нет, слышат речь, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности нет.

Галлюцинаторный образ может быть различной модальности. Еще Е. Эскироль писал, что галлюцинант — это “человек, имеющий внутреннее убеждение, что он что-то воспринимает, тогда как извне нет никакого объекта, способного вызвать это восприятие”. Это определение Эскироля легло в основу положений психиатров, что галлюцинации возникают без наличия раздражителя. При иллюзорном восприятии имеется раздражитель, но у больного возникает его искаженное восприятие. В зависимости от наличия или отсутствия раздражителя обманы чувств относятся к категории иллюзий или галлюцинаций.

Содержание характера галлюцинаций различно: они могут быть нейтральными, тогда больные спокойно реагируют на них. Галлюцинации могут носить императивный характер: голос приказывает больным что-то сделать. Под влиянием этих образов, голосов больные совершают те или иные поступки (например, упомянутые больные действительно сожгли вещи, выбросили деньги).

Больные относятся к галлюцинаторным образам, как к реально воспринимаемым объектам, словам. Поведение больных часто определяется именно этими ложными восприятиями; нередко больные отрицают наличие галлюцинации, но их поведение выдает, что они галлюцинируют. Так, беседуя с врачом, больной вдруг говорит “голосу”: “Не мешай, видишь, я занят”.

В сложном патогенезе галлюцинаций большую роль играет изменение деятельности внешних и внутренних анализаторов. На основании своих экспериментальных данных С.Я. Рубинштейн с полным правом утверждает, что неправомерно определять галлюцинации как ложные восприятия, возникающие без наличия обусловливающих их раздражителей во внешней или внутренней среде. “Раздражители существуют, — говорит автор, — играют свою роль в возбуждении галлюцинаторных образов, в их проекции, но не осознаются больными. Образы, обусловленные следами прежних раздражений, подверженные при нормальном бодрственном состоянии, как неоднократно указывал И.П. Павлов, отрицательной индукции под влиянием более сильных наличных раздражителей среды, здесь настолько преобладают над последними, что эти реальные раздражители, играя роль в возбуждении следовых процессов, не находят отражения в отчете, который дает галлюцинант”. Автор указывает, что различные раздражители способны возбудить содержания через сложную цепь ассоциаций, промежуточные звенья которой могут ускользнуть от отчета. Связь образа с наличными раздражителями трудно поддается прослеживанию, она часто маскируется, но она существует.

Выводы С.Я. Рубинштейн перекликаются с экспериментами, проведенными в свое время В.М. Бехтеревым.

В присутствии больных, страдающих слуховыми галлюцинациями, он применял монотонные звуковые раздражители с помощью метронома и получил следующие результаты: 1) галлюцинации меняли свою проекцию в пространстве соответственно перемещению источника раздражения; 2) раздражители иногда возбуждали галлюцинаторные явления; 3) больные переставали видеть или слышать реальный раздражитель, когда возникал галлюцинаторный образ, несмотря на то, что последний был вызван этим раздражителем.

Все эти данные подтверждают положение С.Я. Рубинштейн о том, что наличие подпороговых раздражителей, вызывающих перегрузку деятельности анализаторов, как внешних, так и внутренних, играет существенную роль в патогенезе обманов чувств.

Псевдогаллюцинации отличаются от описанных раньше галлюцинаций (так называемых “истинных”) тем, что они проецируются не во внешнем пространстве, а во “внутреннем” — “голоса” звучат “внутри головы”; больные часто говорят о том, что они их слышат как бы “внутренним ухом”; они не носят столь выраженного чувственного характера; больные часто говорят о том, что “голос в голове” похож на “звучание мыслей”, на “эхо мыслей”. Псевдогаллюцинации могут быть тактильными, вкусовыми, кинестетическими. Больной ощущает, что его языком “действуют помимо его воли”, его языком говорят слова, которые он не хочет произносить, его руками, ногами, телом кто-то действует. Наступает известная деперсонализация: собственные мысли, чувства становятся чужими.

Псевдогаллюцинации мало изучены психологами, между тем исследование этого симптома помогло бы подойти к проблеме становления сознания и самосознания, роли самоощущения в становлении познания действительности.

» Некоторые методы исследования нарушений восприятия

Восприятие пространственных признаков. Методика “Компас”.

Исследование производится с помощью таблицы. На таблице схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на первой строке указано искать Ю-З. Это № 2 и № 3. Задание дается на 10 мин.

Оценка выводится по таблице 1.

Оценка в баллах                

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество пра­вильных ответов

18

17

16

14

12

10

8-9

6-7

5

Таблица 2

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество 

   

   

   

   

   

   

   

   

   

правильных ответов

15

14

13

12

10-11

9

6-8

4-5

3

Инструкция: “Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север сверху, юг внизу, восток справа, запад слева (показать на демонстрационном плакате). На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин. Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали! ... Стоп!”

Методика “Совмещение вырезов”

Исследование проводится с помощью таблицы, которая может предъявляться также в виде плаката (см. рис. 2).  На таблице сверху изображены 15 фигур с вырезами, а внизу на второй ее половине также 15 фигур с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами. Оценка по количеству правильных ответов за 6 мин. (табл. 2).

Чтобы исключить запоминание соответствия фигур, необходимо иметь несколько вариантов (менять рисунки местами, менять номера).

Устойчивость внимания.

Корректурная проба

Обследуемому предлагается бланк с различными буквами (или газетный текст) и предлагается вычеркивать несколько букв или буквосочетаний (например, “о” и “к” или “к” и “но”). В другом варианте одну букву предлагается подчеркивать, а другую зачеркивать. Через каждую минуту подается команда отметить чертой, сколько знаков просмотрено. Может при этом меняться задание: ту букву, что зачеркивал, подчеркнуть, а ту, что подчеркивал,—зачеркнуть. Работа продолжается по заданию 5 или 10 мин. В отдельных случаях могут применяться пробы до часа и более, позволяющие хорошо проследить динамику утомления, истощаемость внимания, но при этом встает вопрос о трудности проверки таких длительных проб. Контроль выполнения заданий осуществляется с помощью специальных шаблонов (в таблицах выражаются соответствующие буквы, и шаблон накладывается на проверяемый текст).

При выполнении 10-минутной пробы по корректурному бланку со сменой задания (см. инструкцию) оценка выставляется по таблице 3. За каждую ошибку (пропущенную букву или неверно зачеркнутую) вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – минус 60 знаков.

Таблица 3

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правиль-ных ответов   ных знаков минус ошибки

2151

2101- 2150

1851- 2000

1701- 1850

1501- 1700

1351- 1500

1201- 1350

1000- 1200

Менее 1000

Особое внимание обращается на то, как снижается (или увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет ли число ошибок.

Инструкция: “На бланке написаны различные буквы. Просматривайте каждую строчку слева направо и при этом букву “а” подчеркивайте, а букву “о” зачеркивайте. Главное—не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: “а” зачеркивать, “о” подчеркивать. Начинайте работать первым способом, через минуту последует команда: “Черта, второй способ!” Это значит—нужно провести вертикальную черту на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем через минуту следует команда: “Черта, первый способ!” Поставите черту и начнете работать первым способом и т. д. Вопросы есть? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!”

Соседние файлы в папке Курс Анализ нарушений личности в патопсихологической практике