Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции_Теории психосексуального развития-1.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
381.95 Кб
Скачать

Часть 2.

Итак, почему инстинкт самосохранения оказывает антагонистом по отношению к либидинозному влечению? Потому что у них прямо противоположные задачи. Инстинкт самосохранения – это сила, задача которой сохранить человеческое Я в изначальной форме. А для этого оно должно быть максимально изолировано от влияния окружающей реальности. Сексуальное влечение подталкивает личность к прямо противоположному: максимально войти в мир объектов вокруг себя, расширить число контактов, распылиться в окружающем мире, давая началу множеству новых жизней, но при этом, теряя себя. Патологические случаи – когда между этими силами нет определенного баланса и когда одна из сил перевешивает. В фильме «Человек дождя» Дастин Хоффман играет человека, страдающего аутистической формой шизофрении. Что это за человек? Это человек, у которого настолько хрупкое я, настолько глубок его дефицит идентичности, его я настолько уязвимо, что для его сохранения влечения Я подавили либидинозные влечения. Он эмоционально абсолютно независим от окружающего мира. И только эта эмоциональная изоляция позволяет ему уберечься от дезинтеграции, от распада. Поэтому, когда девушка целует его в губы и говорит: «Что ты чувствуешь?», он отвечает: «Мокро». Она его спрашивает о чувстве, а он отвечает об ощущении – он ничего не чувствует.

Таков дуализм. Как же формируется невротический симптом? Либидинозная энергия стремится к разрядке – субъект стремится к наслаждению, но если путь, который он выбрал, натыкается на противодействие Я – происходит вытеснение. Влечение вытесняется и вынуждено искать иные, обходные пути к достижению удовольствия. И оно их находит – в виде невротического симптома. Невротический симптом нужен человеческому я – он возникает, как замена искомому удовлетворению. Чуть позже на примерах мы увидим, как это происходит.

Итак, Фрейд отталкивается от предположения, которое он впервые высказывает в 1905 году в работе «Три очерка по теории сексуальности». Один из ведущих тезисов Фрейда, относящихся к тому времени гласит, что наше детство насквозь сексуально, оно пронизано сексуальными желаниями ребенок в отличие от взрослого является абсолютно неразборчивым в способах его удовлетворения. Этот тезис встретил естественное негодование со стороны общественности, со стороны врачей, педагогов и т.д. Ребенок считался ангелом. Может быть в это была одна из причин, по которой Фрейд говорил своим ученикам: никогда не вступайте в научные дискуссии с тем, кто не имеет отношения к психоанализу. Вежливо переведите разговор на другую тему. Это будет диалог двух глухих.

Что же такое сексуальность? Почему-то сексуальность обычно ассоциируется с генитальными отношениями полов, в то время как в определении Фрейда сексуальность – это тенденция к извлечению удовольствия из какой-либо части или органа собственного тела. Ребенок действительно до определенной стадии озабочен только поиском удовольствия и первым источником удовольствия для него становится собственное тело: от материнских прикосновений к нему, от материнской груди, потом от сосания собственного пальца, потом от процесса дефекации и т.д. Состояние, в котором находится новорожденный некоторое время после появления на свет, Фрейд называет полиморфной первертностью – это изначальное состояние, в котором пребывает новорожденный. Полиморфный – многообразный, первертность – извращение. Полиморфная первертность означает, что ребенок в поисках удовольствия готов на всё, т.е. он готов искать удовлетворения на всех тех путях, которые с точки зрения взрослого человека выглядят ненормально, извращенно. И только потом, когда в результате воспитания, постепенно выстраиваются барьеры стыда, морали, этики – его сексуальность направляется в какое-то определенное сексуальное русло, скажем, в русло, которое мы условно принимаем за нормальное – в русло генитальной гетеросексуальности.

Одновременно с этим Фрейд формирует свой тезис, который в то время являлся для него базовым и забегая вперед скажу, что в современном па этот тезис уже признан архаичным. «Влечение первично, объект – вторичен». В ранней концепции Фрейда влечение обладает тремя параметрами: влечение имеет свой источник, свою цель и свой объект. Объект – это то, с помощью чего влечение достигает разрядки, с помощью чего субъект может получить удовлетворение. Про источник и про цель Фрейд не пишет ничего: потому, что источник он относит к физиологии. Цель же у влечения всегда одна – разрядка напряжения. Поскольку это некоторая константа, ее можно вынести за скобки. Тогда остается объект, разнообразие мира объектов и разнообразие способов, которые ребенок может использовать, чтобы добиться разрядки. Что означает тезис «влечение первично, объект – вторичен?» оно означает, что влечение закрепляется за объектом, который признается ребенком, как подходящий для целей разрядки. Объект ценен не сам по себе, а как средство, с помощью которого разрядка может быть достигнута.

Как показало будущее, этот тезис Фрейда критики не выдержал, потому, что впоследствии, с появлением теории объектных отношений, оказалось, что помимо инстинктных потребностей, у ребенка с первых недель жизни, существуют объектные потребности, которые поначалу нераздельны с инстинктами, а потом начинают существовать совершенно самостоятельно. Это означает, что Другой человек – объект – нужен нам не только, чтобы мы с его помощью достигли удовольствия, он нужен нам сам по себе, нужен как объект.

Как понять потребность в объекте – зачем он нужен? Объект нужен для того, чтобы чувствовать себя. Объект – это то, в соотнесенности с чем, мы формирует представление о собственном Я. Это потребность, идущая не от Ид, а от Эго. Но про это потом мы будем еще много говорить.

Еще 2 понятия, которые вводит Фрейд и которые необходимо отметить. Во-первых, мы говорили о том, что Фрейд оторвал психологию от физиологии, он разъединил душу и тело, заявив, что влечения – это конечный пункт психоаналитического исследования. Но Фрейду для его концепции вместо физиологической основы была необходима какая-то иная, которая не входила бы с физиологией в противоречие. И такой основой становятся непроизвольные органические проявления – это некоторые жизненно важные телесные функции, которые сначала выполняются чисто физиологические, но затем наполняются психическим содержанием. Фрейд называет три таких проявления:

Сосание – которое начинается для младенца как чисто рефлекторный процесс, но потом наполняется психологическим содержанием;

Дефекация –

Инфантильная эрекция –

В соответствии с этими тремя проявлениями, Фрейд называет три главные эрогенные зоны: оральная, анальная и генитальная. Именно с этими тремя зонами, с точки зрения Фрейда и связан первый и наиболее сильный опыт получения сексуального удовольствия. В связи с этими удовольствиями Фрейд вводит еще одно понятие: инфантильные сексуальные проявления – это те манипуляции, которые выполняет ребенок для получения чувственного удовольствия. Есть три принципиальных отличия инфантильных сексуальных проявлений от зрелых :

  1. Эти проявления – аутоэротичны, т.е. объектом становятся тело субъекта;

  2. Они присоединены к важной телесной функции, т.е. оральной, анальной и генитальной.

  3. Сексуальная цель находится во власти эрогенной зоны, с которой это влечение связано. Сексуальная цель не выходит за рамки эрогенной зоны. Имеется ввиду самодостаточность удовлетворения. У взрослого человека, со зрелой психосексуальной организацией, присутствует в сексуальных отношениях, например, поцелуй в губы. Это число вроде бы оральное удовлетворение. Но у взрослого оно не является самодостаточным – оно не дает разрядку напряжения, оно наоборот, повышает напряжение и сексуальной целью является не этот поцелуй – цель достигается в сексуальном акте, т.е. генитальном. У ребенка этого еще нет. У него действительно оральное удовлетворение служит разрядке напряжения, и оно не ведет его к чему-то большему.