Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Историко-философское введение.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

3.1.4. Полемика реализма и номинализма

Поскольку слово лежало в основании творения и было общим для всего сотворенного, то такая интерпретация породила проблему существования этого общего, иначе называемую проблемой универсалий (от лат. "всеобщее"). С попыткой решения этой проблемы связаны три течения: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм (от лат. "реальный", "действительный") - это учение, согласно которому, подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до и вне вещей, это мысли, идеи в божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, т.к. эта сущность и есть всеобщее понятие. Поэтому познание возможно лишь с помощью разума, лишь разум способен постигать общее (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Реализм явился явным продолжением Платоновского учения об идеях, согласно которому реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не изменчивые чувственные вещи.

Противоположное решение этой проблемы предлагали номиналисты (от лат. "имя", "наименование"). Согласно их взглядам, общие понятия - это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей, они образуются в уме человека путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических явлений и вещей. Таким образом, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты (Росцелин) доказывали, что общие понятия - не более чем звуки человеческого голоса, реально лишь единичное, общее - это иллюзия, оно не существует даже в человеческом уме. В Божественном Разуме изначально нет никаких общих понятий, они появляются после сотворения мира. Отсюда ориентация на эмпирический мир, интерес к проблемам познания природы. (Уильям Оккам, Дунс Скотт). В то время, когда средневековая философия представлялась хранилищем античных традиций, реализм считался единственно правильным подходом к познанию того, что такое бытие, появление номинализма свидетельствовало о начавшемся распаде средневекового мышления. Компромиссом между этими крайними позициями стал концептуализм (от лат. "понятие"). Это течение не приписывало общим понятиям онтологической реальности, но признавало, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Другими словами, общее реально существует, но обязательно и внутри конкретной вещи. (Абеляр).

3.1.5. Антропологические идеи средневековой философии

Согласно христианским догматам человек сотворен по образу и подобию Бога. В этом качестве он выходит за пределы природного мира, возвышается над ним. Человек - венец божественного творения. Деятельность человека основана на свободе воли. Смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с определением поступков совестью и свободным выбором человека.

В христианстве человек предстает не в двух измерениях (душа и тело), а в трех - дух, душа и тело, где дух есть причастность божественному посредством веры, открытость Богу. Дух не принадлежит человеку, он даруется Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа же является началом индивидуальности, составляя человеческое "Я". Суть душевной работы состоит в постоянном свободном выборе между добром и злом. В христианской иерархии душа должна повиноваться духу, а тело - душе. Но в силу двойственности души, низшая ее часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается греховным существом, переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет высшее низшему, таким образом прокладывая злу дорогу в мир. Зло исходит не от Бога, не от природы и даже не от тела, а то неправильного выбора, сделанного человеком, от злоупотребления им свободной волей. Поэтому средневековый аскетизм имеет своей целью не отказ от плоти как таковой, а укрощение с целью подчинения высшему - духовному началу.

Христианские мыслители в лице Августина признают, что по-настоящему проблема всех проблем, не космос, а человек: "не мир загадка, но мы сами". Глубины души человека, обращенного к Богу, скрыты даже от него самого. "Я не осознаю всего, что я есть". В человеке есть нечто более глубокое, чем он сам, и этот остаток в мышлении есть тайна Бога. Внимание к внутренней душевной жизни, соотнесенной не столько с внешним - природным или социальным, сколько с Богом, порождает в человеке чувство собственного "Я", которого не знала дохристианская культура. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности - субъективной, которая отныне становится более достоверной и значимой, чем любая другая внешняя реальность.