Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Представление лекционного учебного материала.doc
Скачиваний:
129
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.59 Mб
Скачать

10.1. Элементы разведения в древние и средние века (до XVII в.)

Следы сознательного и планомерного воздействия человека на домаш­них животных мы находим уже в древнейших веках. Самым древним учебни­ком по разведению животных является, по-видимому, так называемый текст Киккули. Это учебник по разведению и содержанию лошадей, написан­ный на хеттском языке примерно в 1350 г. до н. э. Киккули не был хет­том и свои познания по коневодству приобрел, по-видимому, в странах, расположенных восточнее. Древние греки и римляне имели по сравнению с более поздними веками относительно более развитое животноводство, а методы разведения животных основывались на том, что признаки родителей передаются потомкам.

В поэмах Горация, Виргилия и других авторов встречается много цитат, в которых показано, что животноводы древности придавали большое значение хорошим качествам родителей обоего пола.

Аристотель, Плиний, Тацит и другие ясно указывали в своих трудах на то, что в животноводстве той эпохи проводился планомерный отбор. Из-за особого отношения к лошади и того значения, которое в то время придавалось содержанию лошадей, родословная их ценилась гораздо выше, чем родословная крупного рогатого скота. У Гомера родословная лошадей прослеживается начиная от лошадей мифических персонажей. Как у греков, так и у римлян были конные заводы, где разводили лошадей благо­родных кровей. Управляющие заводов должны были владеть умением читать и писать по меньшей мере настолько, чтобы вести учет доходов и расходов, призов, выигранных на скачках, регистрировать жеребцов и кобыл, идущих в случку, и даты случек, а также даты рождения приплода. Эти сведения имели огромное значение при купле и продаже лошадей.

Упадок греко-римской культуры привел также к сильному упадку животноводства, особенно скотоводства. В средние века первое место в сель­ском хозяйстве довольно длительное время занимало растениеводство, раз­ведение домашних животных заметно отставало. В числе тех немногих руководств по сельскохозяйственному производству, что появились за это время, не было ни одного по ведению родословных и по животноводству вообще. В известном труде, посвященном вопросам управления одним круп­ным поместьем во времена правления Карла Великого (742—814), совсем не упоминается об оценке животных, отборе их на племя и записи происхо­ждения. Опыт средневекового животноводства в литературе отражен мало.

В XVIII в. к сельскому хозяйству стали подходить на более научной основе, чем раньше. В университетах Германии я других стран начали читать лекции по прикладным дисциплинам. Эти лекции представляли собой главным образом один из видов производственного обучения рабочих круп­ных поместий, а также давали соответствующую подготовку служащим, ведавшим доходами из этих поместий,— основным источником существова­ния владетельных князей. Эта эпоха оставила нам богатую литературу по сельскому хозяйству, где обсуждались важные вопросы разведения домаш­них животных и особенно вопросы разведения крупного рогатого скота. Однако об отборе животных на племя и приемах их оценки там было немного сведений. Вся работа с животными сводилась лишь к увеличению их пого­ловья. Из немецких авторов, оставивших фундаментальные труды на эту тему, следует назвать Кестнера и Альбрехта Тера.

В этот же период французский естествоиспытатель Бюффон ставил отдельные опыты по межвидовому скрещиванию и реко­мендовал его как универсальный метод разведения, утверждая, что при скрещиваниях природа создает свое лучшее. В остальном он сильно пере­оценивал действие климата на животных и придерживался мнения, что мать обусловливает формирование передней половины тела, шеи и головы. Дру­гие же современные ему авторы утверждали, что формирование этих частей тела обусловливает отец. Эта точка зрения о таком типе связанного с полом наследования ведет свое начало от древних греков. Ее поддерживал известный швейцарский ботаник Декандоль (1778—1841), а среди ученых нахо­дились и такие, которые защищали ее в XIX в. и в более поздние времена.

В коневодстве и овцеводстве, как упоминалось ранее, были достигнуты большие успехи, чем в других отраслях животноводства, и здесь уже делали попытки определять происхождение животных. Работа с крупным рогатым скотом во всех странах Европы, за исключением Англии, значительно отста­вала. Причиной этого было ограниченное экономическое значение скотовод­ства, которое рассматривалось здесь лишь как подспорье растениеводству. В Англии же оно было самостоятельной отраслью. Именно в этот период английское животноводство достигает развития, не имевшего себе равных в других странах. Индустриализация Англии вызвала огромный спрос на продукцию животноводства. Некоторые дальновидные животноводы, пер­вым и наиболее предприимчивым из которых был Роберт Бэквелл (1725—1795), чтобы полнее удовлетворить запросы рынка, начали улучшать старые породы домашних животных.

Бэквелл работал с овцами и крупным рогатым скотом, а позднее с лошадьми. Работа его увенчалась блестящим успехом. Он сочетал отбор желательных типов из имеющегося очень неоднородного стада с последующим их близкородственным разведением. В 1760 г. он взял на себя управление поместьем Дишли в графстве Лестер­шир, и выведенные им породы часто получали свое название по месту выве­дения. Старая, улучшенная им порода овец графства Лестершир была названа новой лестерской овцой или, как чаще говорят, дишлейской овцой. Одна из пород крупного рогатого скота была названа новым лестерским длиннорогим или дшплейским скотом (позднее его называли просто длинно­рогим). Спустя полстолетия эти породы пользовались уже мировой извест­ностью. Местную породу лошадей Бэквелл улучшил так, что она стала пригодной для работ в сельском хозяйстве. Таким образом, он первый занялся разведением лошадей для сельскохозяйственного производства, в то время как все крупные конные заводы страны разводили лошадей для военных целей и под верх.

Во второй половине XVII в. по развитию животноводства, и особенно скотоводства, Англия значительно опередила другие страны. За этот период было опубликовано много замечательных работ английских авторов, в том числе Бредли, Миллса, Калли и Маршалла. И тогда, и в более позднее время работы английских авторов отличались от других работ тем, что они были более обоснованы практически, нежели теоретически. В то время как животноводы европейского континента руководствовались слабо обоснованными теориями и в соответствии с этим планировали развитие животноводства сверху вниз, английские авторы клали в основу своих работ практический опыт. Поэтому их книги, несмотря на отдельные ошибки, были в основном довольно содержательными.

Новые английские породы относительно быстро приобрели известность, и такие выдающиеся специалисты конца XVIII в., как Альбрехт Тер, делали многое для того, чтобы ознакомить животноводов Европы с англий­скими достижениями. Однако их усилия не только не увенчались успехом, но и стали поводом к дискуссии по вопросам инбридинга и константности породы. При этом как-то забыли, что важнейшим в разведении домашних животных является телосложение и продуктивность, и немало времени потребовалось для того, чтобы эти признаки выдвинулись на передний план.