Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бушуева НА Русская философия.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Литература

  1. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев. –

М.: Республика, 1994. – 368 с.

2. Вышеславцев, Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопро-

сы философии. – 1990. – №4. – С. 62-87.

3. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. – М.: Республика, 1993. – 431 с.

4. Ильин, И.А. Наши задачи / И.А. Ильин. – М.: МП «Рар», 1992. – 616 с.

Дополнительная литература

5. Ватыль, В.Н. Борис Петрович Вышеславцев // Вестник Московского

университета. – Сер. 12. – 2004. – №6. – С. 93 – 98.

  1. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М.: Высш. шк., 1991. – 559 с.

  2. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. – М.: Республика, 1994.

– 432 с.

  1. Русские философы, конец XIX – сер. ХХ в. / сост. А.Л. Доброхотов. –

М.: Книжная палата, 1993. – 236 с.

9. Сохряков, Ю.И. И.А. Ильин – религиозный мыслитель и литературный

критик / Ю.И. Сохряков. – М: ИМЛИ РАН, 2004. – 249 с.

6. Социальная философия хх века евразийство

Датой рождения евразийства, одного из наиболее оригинальных идейных течений русского послеоктябрьского зарубежья, принято считать август 1921 г., когда в Софии вышел в свет первый коллективный сборник статей нескольких авторов под общим названием «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Авторы первого сборника – Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский и Г.В. Флоровский – подчеркивали, что название учения проистекает не из механического сочетания географических терминов «Европа» и «Азия», а обозначает «вмещающий ландшафт», особую цивилизацию, сферы взаимопроникновения природных и социальных связей русского народа и народов «Российского мира», являющихся не европейцами не азиатами, а именно евразийцами, обладающими особой культурой и менталитетом. Географически этот «континент-океан» ориентировочно совпадает с границами Российской империи в последние годы ее существования.

Евразийство объединило плеяду молодых талантливых исследователей из разных областей знания – философов, богословов, экономистов, искусствоведов, историков, географов и т.д. Несомненным духовным лидером евразийства можно считать князя Н.С. Трубецкого – культуролога, лингвиста, философа. Видным теоретиком евразийства в течение ряда лет был Л.П. Карсавин.

Пик популярности евразийства приходится на вторую половину 1920-х гг. В 20-30-е гг. были опубликованы десятки сборников, монографий и брошюр евразийских авторов, издавался (хотя и нерегулярно) ряд журналов и газет (например, еженедельная газета «Евразия» в Париже). В различных странах создавались евразийские кружки, проводились семинары и конференции, велась большая лекционная работа по пропаганде идеологии евразийцев. О значимости движения говорит хотя бы тот факт, что постоянную полемику с ним вели крупнейшие русские мыслители эмиграции, в т.ч. Н.А. Бердяев и И.А. Ильин.

Евразийцы продолжили линию социальной философии и историософии, начатую славянофилами и консерваторами XIX столетия и выраженную в идеях: 1) «многонародности» субъекта российской истории и его целостности, 2) глубокой взаимосвязи жизни народа и государства с естественными условиями занимаемой территории, 3) резкого противопоставления России и Запада. Данные идеи они с успехом применили в анализе постреволюционной истории России, поскольку приняли события 1917 г. как свершившийся факт, как реальность, которая не может быть повернута вспять, и отреагировали на сложившуюся ситуацию разработкой своего проекта строительства новой России – Евразии.

В 1930-е гг. движение переживает серьезный раскол по вопросу о том, как относиться к советской системе: считать ли ее в принципе гибельным путем для России или полагать ее основой для формирования будущей Евразии, относясь к большевистским преобразованиям с «широким пониманием». Это обстоятельство, а также распространение фашизма в Европе привели к прекращению существования евразийских организацией и печати. Однако огромный идейный багаж, накопленный почти за два десятилетия существования евразийства, представляет не только историко-философскую ценность, но и огромную актуальность для современной России, занятой поиском собственной идентичности и модели дальнейшего развития.