Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бушуева НА Русская философия.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Михаил александрович бакунин (1814 – 1876)

Основные проблемы:

антитеологизм;

государство и свобода несовместимы;

социализм – это справедливость.

М.А. Бакунин родился в семье богатого помещика в Тверской губернии. Окончил в Петербурге военное училище. Выйдя в отставку и поселившись в Москве, он знакомится с Белинским, Герценом и другими мыслителями. В 1840 г. Бакунин уезжает в Европу, слушает в Берлинском университете лекции Шеллинга, сближается с Прудоном, Марксом, начинает заниматься политикой. Бакунин принимал активное участие в европейских революциях 1848-1849 гг.: в революционном Париже, в восстании в Праге, был фактическим руководителем восстания в Дрездене. В Германии 1849 г. он дважды приговаривался к смертной казни. В 1851 г. Бакунина как опасного государственного преступника перевозят в Россию, где ссылают на вечное поселение в Сибирь. В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири через Японию и США в Лондон, впоследствии жил в Италии и Швейцарии. В этот период жизни он становится убежденным материалистом и атеистом, разрабатывает свою теорию анархизма, проекты тайного общества для освобождения трудящихся всех стран.

Бакунин не принимает революционную теорию и тактику, разработанную Марксом и Энгельсом; он расходится с ними по многим вопросам социальной философии.

Главные философские произведения Бакунина: «Государство и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Бог и государство», «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке».

Еще в юности, будучи монархистом и пользуясь религиозной терминологией немецкой классической философии, Бакунин постепенно проникается идеей свободы и освобождения всего человечества. «Внешние страдания, – пишет он тогда, – исходят от внешнего мира независимо от нашей воли. Если мы обладаем самосознанием, если мы не обладаем внутренней жизнью, мы делаемся их жертвою, мы страдаем, и никакое внешнее чудо не может нас спасти. Появляются в нас религия, жизнь внутренняя, и мы чувствуем себя сильными, ибо мы чувствуем в себе Бога, Бога, творящего новый мир, мир абсолютной свободы и абсолютной любви, мы чувствуем себя существами божественными и свободными, предназначенными для освобождения еще порабощенного человечества и вселенной, остающейся еще жертвою инстинктивных законов бессознательного существования. Абсолютная свобода и абсолютная любовь – вот наша цель; освобождение всего человечества и всего мира – вот наше назначение» [1, с. 73-75].

Революционно-практическая деятельность Бакунина привела его к ироническому отношению ко всяким религиозным и философским рецептам спасения. Если «религия» Фейербаха представляла собой религию без Бога, в центре которой находился бы человек, то Бакунин хочет создать «религию демократии», которая бы воплотила в жизнь принципы свободы, равенства и братства во всемирно-человеческой «церкви свободы». Такая установка постепенно приводит мыслителя к откровенному атеизму. Сам себя Бакунин относит к «материалистам или реалистам».

В мире должна быть одна философия, соединяющая и координирующая все отдельные науки. Истинная философия «старается охватить вселенную в целом, но не занимается предметами веры, как религия» [1, с. 282]. Под влиянием позитивизма Бакунин сохраняет за философией следующие функции: 1) «герменевтическую», т.е. исследование причин возникновения заблуждений, религиозных и метафизических идей; 2) онтологическо-гносеологическую, т.е. поиск ответа на вопросы, что есть бытие, сущее, природа вещей, система знаний о них [1, с. 283].

Значительную часть философии Бакунина занимает антитеологизм. По мнению мыслителя, религия имеет свой первый источник в животной жизни. В животных, более близких человеку, это чувство проявляется в инстинктивном страхе перед всякой естественной опасностью. У животных этот страх не становится религией, ибо у них нет мышления, чтобы переработать это чувство в мысль. Человек, подобно всем животным, по своей природе религиозен. Все Боги обязаны своим существованием человеческой фантазии. Понятие Бога – это абсолютная абстракция, продукт человеческой мысли. Человек приписывает Богу все качества, все силы, все добродетели, которые он постепенно с развитием общества осознал в себе [1, с. 312-313].

Бакунин считает, что история религий – это развитие коллективного ума в сознании людей. Поэтому, например, Библия – интересная и глубокая книга, проявление человеческой мудрости. Но если Бог – все, то, значит, действительный мир и человек есть ничто. Если Бог есть истина, справедливость, могущество и жизнь, то человек есть ложь, несправедливость, бессилие и смерть. Если Бог – господин, то человек – раб. Человек разумен, справедлив, свободен, – значит Бога нет. «Идея Бога влечет за собой отречение от человеческого разума и справедливости, она есть самое решительное отрицание человеческой свободы и приводит к рабству людей в теории и на практике» [1, с. 459]. «Божество эгоистично и тщеславно, оно любит комплименты, коленопреклонения, унижение и заклание людей, их обожание и жертвоприношения, – и оно преследует и жестоко наказывает тех, кто не хочет ему покоряться: бунтовщиков, гордецов, нечестивцев… Существовало ли когда-нибудь в мире столь завистливое, тщеславное, эгоистичное, кровавое существо, как Иегова евреев или Бог-отец христиан?» [1, с. 72].

Таким образом, Бакунин не понял диалектической связи материального и духовного, минимума и максимума, свободы и необходимости, знания и веры, что смогла осознать и разъяснить русская религиозная философия. Он счел религию препятствием на пути человека и свободы, которое предложил устранить с помощью науки и революции.

Религиозная философия, по Бакунину, – это утонченная и рационализированная теология. Теологи доказывают, что возвыситься до Бога можно лишь путем сверхъестественного откровения. Религиозные философы утверждают, что познание Бога возможно силой мысли. Религиозная философия – это теоретический идеализм, величайшим представителем которого был Гегель. Современный материализм (в лице Фейербаха, Маркса) не смог освободиться от гегелевской абстрактности и отвлеченной диалектики.

Бакунин предлагает собственную философскую систему, которую называет «системой мира». Основные вопросы этой философии: «Что, как, почему есть?» и «Что, как, почему существует?». Основные категории философской теории Бакунина: единое действительное бытие, сущее, мировая материя, природа, вселенная, жизнь, мировая причинность, великое целое, тотальность и др.

Все, что существует, философ называет материей. Но материя никогда и нигде не существует как субстрат, подчеркивает он, никто не мог ее воспринимать в этой единой и отвлеченной форме. «Она существует и может всегда и везде существовать только во много более конкретной форме, как материя более или менее разнообразная и определенная [1, с. 411]. Бакунин отказывается от механического понимания материи, распространенного в современном ему материализме. «Материя – это абстрактное название совокупности реального мира, мировая совокупность прошлых, настоящих и будущих вещей, «тотальность существующих вещей» [1, с. 346]. По мнению Бакунина, существует только материальное, а духовное есть его продукт. Категории «движущаяся материя» и «всемирный поток жизни», по сути, тождественны.

Вне вещей нет ничего, что могло бы диктовать или навязывать законы. В природе законы реальны лишь постольку, поскольку они неотделимы от самих вещей. Бакунин подробно анализирует положение о том, что вселенная, природа, мировая материя существуют в бесконечном пространстве и не имеют ни начала, ни конца во времени. Вопрос о происхождении мировой материи является бессмысленным, так как организация мировой материи так же вечна, как ее бытие. Всю природу, все мироздание можно назвать мировой причинностью, или мировой взаимосвязью. Эта всемирная взаимосвязь, эта причинность есть «всемогущество, от которого нет ни независимости, ни возможной автономии, она – верховное бытие, которое заключает в себе и пронизывает своим непреодолимым действием все существование существ» [1, с. 389]. Но природа интересует Бакунина, как и всякого сторонника философской антропологии, лишь в той мере, в какой она является основанием человека.

При рассмотрении проблемы человека Бакунин ссылается на труды физиолога-материалиста И.М. Сеченова. Философ утверждает, что человек составляет одно целое со всей природой и есть продукт бесконечного множества исключительно материальных причин. Для идеалистов, – пишет он, – такое утверждение оскорбительно, но оно истинно. Человек – высшая ступень в непрерывном ряде существ, составляющих мир. Но природа продолжает свою непрерывную деятельность и, может быть, в будущем появится порода существ, более высокоорганизованных, чем человек.

Если Фейербах видел в человеке прежде всего биологическое существо, то для Бакунина человек – естественное и общественное существо одновременно: естественное – по происхождению, общественное – по образу жизни. Философ выделяет три элемента (или принципа), составляющих условия всякого человеческого проявления в истории: 1) человеческая животность, 2) мысль, 3) бунт [1, с. 449]. Первому соответствует «социальная или частная экономия», второму – знание, третьему – свобода. Человек – это существо «сравнительно самое индивидуальное и самое свободное с точки зрения животного царства».

Бакунин не согласен с марксистским материалистическим пониманием истории; он обвиняет сторонников этой концепции в фатализме, в преклонении перед объективным ходом исторического процесса и в подавлении свободы личности. Человеческая индивидуальность, пишет Бакунин, неуловима для науки, которая изучает общие законы действительных фактов.

Материализм, отрицающий (по мнению Бакунина) свободу воли, вместе с тем хочет осуществить великую идеальную цель – обосновать необходимость в равной степени свободы для всех людей. Идеализм же, провозглашающий свободную волю, на деле поддерживает господство имущих, т.е. осуществляет самую «пошлую» материальную цель, проповедуя смирение и покорность властям [1, с. 467].

Согласно Бакунину, философия должна заниматься общими проблемами бытия и познания, а ее продолжение – социология – изучать человеческую историю, включая все общественно-экономические отношения между индивидуумами и коллективами людей. Социологию мыслитель определяет как науку «об общих законах» развития общества. Общество есть не хаос, а «великолепно организованный мир», сложный социальный организм. Законы общества, как и законы природы, действуют объективно, независимо от воли и сознания людей. Задача социологии – определить эти законы из событий прошлого и настоящего для определения будущего. Наука вообще и «социология в особенности» – это «компас жизни» или «руководящая нить для указания дороги».

В конце жизни Бакунин приобретает на Западе мировую известность. В общественном мнении за ним закрепился ярлык «идеолога анархизма», что имеет определенное основание в понимании им истории общества и сущности государства.

«Существует много законов, управляющих обществом без его ведома, но эти законы естественны, присущи социальному телу, как физические законы присущи материальным телам. Большая часть этих законов до сих пор не открыты» [1, с. 317]. История – это эволюционный процесс шествия человечества из «царства животности» в «царство свободы». «Свобода не есть независимость человека по отношению к непреложным законам природы и общества. Свобода – это прежде всего способность человека к постепенному освобождению от гнета внешнего физического мира при помощи науки и рационального труда; свобода – это право человека располагать самим собою и действовать сообразно своим собственным взглядам и убеждениям» [1, с. 333]. Уважение к свободе другого человека представляет высший долг каждого. Любить эту свободу и служить ей – вот единственная добродетель. Это основа всякой морали.

Так как свобода есть результат и самое высшее выражение солидарности, т.е. взаимности интересов, то она может быть осуществлена полностью только при условии равенства. Политическое равенство может быть осуществлено только на равенстве экономическом и социальном. Осуществление свободы через равенство – это справедливость [1, с. 334].

Рабство может менять форму и название, но суть его остается прежней. Эта суть выражается в следующих словах: «Быть рабом – значит быть вынужденным работать на другого, так как быть господином – значит жить за счет труда другого» [2, с. 97]. Орудием осуществления рабства в обществе является государство, которое опирается на идею Бога. По мнению Бакунина, рабство человека является необходимым следствием существования государства, ибо всякое государство, как и всякая теология, основывается на предположении, что человек зол и плох, не доволен своим существованием.

По своей природе, – пишет, – Бакунин – государство таково, «что отнюдь не склонно убеждать, но лишь принуждать и заставлять; как оно ни старается замаскировать свою природу, оно остается легальным насильником воли людей, постепенным отрицанием их свободы. И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает, и потому, что всякое приказание возбуждает и вызывает справедливый бунт свободы, и потому, что добро, раз оно делается по приказу, становится злом с точки зрения истинной морали» [1, с. 505].

Государство несовместимо со свободой. Принцип власти вообще должен быть исключен в будущем обществе. Бакунин резко критикует марксистское учение о диктатуре пролетариата во имя свободы людей. «Государство есть зло, но зло исторически необходимое, так же как будет рано или поздно необходимым его полное исчезновение, столь же необходимым, как необходимым были первобытная животность и теологические заблуждения людей» [1, с.505]. Только достигнув всеобщего и равного образования люди перестанут быть стадом и смогут взять в свои руки собственные исторические судьбы.

Бакунин называет иногда невежественный народ, как впоследствии Ницше, «стадом», но все же не отождествляет свободу со своеволием и правами «сверхчеловека» быть вне морали других людей. Личность, по мнению Бакунина, должна подчиняться коллективной, народной стихии.

Но пока народ не достиг высокого уровня образования, не следует ли предоставить управление обществом ученым? Бакунин отвечает: «Избави Бог, лучше им вовсе обойтись без науки, нежели быть управляемыми учеными. Первым следствием существования правления ученых было бы установление недоступности науки для народа. Это было бы неизбежно аристократическое правление, ибо современные научные учреждения аристократичны. Умственная аристократия! С точки зрения практической она наиболее неумолимая и с точки зрения социальной наиболее надменная и оскорбительная – такова была бы власть, установленная во имя науки. Подобный режим был бы способен парализовать всю жизнь в обществе…» [1, с. 483]. По мнению мыслителя, цивилизация меньшинства человеческого рода основана на «вынужденном варварстве огромного большинства».

Бакунин – противник демократии западного типа; он отрицательно относится к всеобщему избирательному праву. По его мнению, государственный деспотизм более силен, когда опирается на мнение представителей народа. С другой стороны, Бакунин отрицает марксистский социализм как «социализм ученый». Философ предсказывает, что если какой-нибудь народ попробует осуществить в своей стране идеи марксизма, то это будет самая страшная тирания, какую только видел мир. Бакунин верит в творческую стихийную силу русского народа; своими духовными предшественниками он считает Разина и Пугачева. Новый, лучший мир наступит на развалинах старого мира из свободы народной стихии. «Социализм, – пишет Бакунин, – это будущее всего мира, но полное осуществление этой задачи будет, конечно, делом столетий… Свобода без социализма – это несправедливость, а социализм без свободы – это рабство» [2, с. 40, 42]. Идея социализма – это справедливость. Необходимо «организовать общество таким образом, чтобы каждый индивидуум, мужчина или женщина, появляясь на свет, имел бы приблизительно равные возможности для развития различных способностей и для их применения в своей работе. С наследуемой частной собственностью эта идея несовместима».