Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бушуева НА Русская философия.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Виссарион григорьевич белинский (1811-1848)

Основные проблемы:

переход от идеализма к материализму и атеизму;

общественный прогресс и социализм.

В.Г. Белинский родился в семье врача в Свеаборге (Финляндии). Окончил гимназию в Пензе и стал студентом словесного отделения Московского университета. Белинский – один из первых разночинцев по происхождению, внесших большой вклад в русскую культуру. С 1833 г. Белинский работает литературным критиком в журнале «Телескоп», позднее – в «Отечественных записках» и «Современнике».

Литературная критика была для Белинского формой выражения (по цензурным соображениям) целостного мировоззрения, основой которого были материализм и социализм. Исследователи русской философии нередко называют Белинского предшественником Н.Г. Чернышевского и русского марксизма [8, с. 218].

В молодые годы Белинский находился под влиянием гегелевской философии. Так, в статье «Идея искусства» он пишет: «Дух есть божественная мысль, источник жизни; материя есть та форма, без которой мысль не могла бы проявиться. Очевидно, что оба эти элементы нуждаются друг в друге: без мысли всякая форма мертва, без формы мысль только могущее быть, но не сущее» [1, т. 1, с. 251].

Идея «примирения с действительностью», взятая у Гегеля, проявилась в поддержке царской власти, за что Белинский подвергся резкой критике противников самодержавия. В результате споров с Герценом и стремления сблизить философию с запросами жизни, в сознании Белинского происходит философская эволюция; он обращается к материализму. На упреки в смене убеждений он отвечал, что истина выше человека. Другое дело, когда отказываются от своих убеждений ради выгоды, – это низко и подло [1, т. 1, с. 428].

Белинский последовательно «увлекался» философией Фихте, Шеллинга, Гегеля и остановился (признал истиной) на материализме Фейербаха, не соглашаясь с ним по некоторым вопросам.

Белинский высоко оценивает диалектику как исторический подход к анализу явлений, целостность их рассмотрения. Оценивая гегелевскую теорию, он пишет, что «величайшая заслуга этого величайшего мыслителя нового мира состоит в его методе спекулятивного мышления, до того верном и крепком, что только на его же основании и можно опровергнуть те результаты его философии, которые теперь недостаточны и неверны» [1, т. 1, с. 501].

Для гносеологии Белинского характерно отрицательное отношение к агностицизму и иррационализму; он объявляет себя сторонником сенсуализма. С позиций диалектики философ пишет, что истина развивается, она добывается трудом многих поколений. «Ограничен разум человека, но зато безграничен разум человеческий» [1, т. 2, с. 349].

Белинский критикует славянофилов за признание «неизменных» устоев русской жизни и идеализацию патриархальной старины. В отличие от Герцена, он считает, что для России необходимо прежде всего промышленное развитие западного типа, а не абсолютизация крестьянской общины.

Отношение Белинского к религии выражено в знаменитом «Письме к Гоголю». Гоголь проповедовал социальное христианство, согласно которому теократическое устройство государства более всего подходит России. Белинский преклоняется перед Гоголем-писателем, но резко критикует Гоголя-философа с позиций атеиста и революционного демократа, который в слове «Бог» видит оправдание нищеты, страха, невежества людей. Он пишет в своем письме: «Что вы подобное учение опираете на православную церковь, это я понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем вы примешали тут… Он первым возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину из своего учения… Если бы действительно преисполнились истиной Христовою, а не диаволого учения – совсем не то написали бы в вашей новой книге. Вы сказали бы помещику, что так как его крестьяне – его братья во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен дать им свободу, или хотя, по крайней мере, пользоваться их трудами как можно выгоднее для них, сознав себя, в глубине своей совести, в ложном положении и отношении к ним» [1, т. 2, с. 515].

В социальной философии Белинский поддерживает идею исторического прогресса, движущей силой которого является разум человечества и распространение просвещения. Фаталистическое понимание истории он отрицает, считая, что развитие общества есть активное творчество как отдельных личностей, так и народных масс. Идеал общественного устройства Белинский видит не в прошлом, а в будущем – это социалистическое общество; достижение такого общества связано с революционной борьбой противоположных сил (сословий, классов).

Белинский убежден, что со временем русский народ, «народ-дитя», сделается «мужем, полным сил и разума», и тогда его уже невозможно будет обманывать. Народ «еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни и свежий энтузиазм убеждений» [1, т. 2, с. 111-112].

В эстетике Белинский выступает с критикой концепции «искусство для искусства», но он против морализаторства и дидактики натурализма. Художник не может удовлетвориться ролью зеркала, безучастно отражающего жизнь; он придает этим изображениям цель и смысл, вносит живое личное чувство [1, т. 1, с. 439-446].