Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_kriminologia.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
585.22 Кб
Скачать

56 Криминологическая характеристика насильственной преступности

В криминологии выделяется два типа на­сильственных преступлений:

1) насильственно-эгоистические; . 2) корыстно-насильственные.

В первой группе преступлений насилие является сущностью кри­минальной мотивации. Во второй — способом достижения определен­ного результата. Эта классификация соответствует делению преступ­лений на процессуальные и инструментальные (первые приносят удовлетворение*личности самим процессом их совершения, вторые яв­ляются инструментом решения тех или иных проблем).

К насильственным преступлениям относятся убийства, причине­ние телесных повреждений, изнасилования, насильственные дейст­вия сексуального характера, побои, истязания, захват заложников, похищение человека, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, незаконное лишение свободы, терро­ризм, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного ор­гана, применение насилия в отношении представителя власти. В за­висимости от характера мотивации эти преступления могут быть отнесены как к насильственно-эгоистическим (убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести), так и к корыстно-насильственым (убийство из коры­стных побуждений или по найму).

К преступлениям, являющимся исключительно насильственно-эгоистическими, может быть отнесено, например, изнасилование или истязание.

Доля насильственных преступлений в структуре преступности не­велика. Сама структура насильственной преступности весьма устой­чива: «Взятая в целом тяжкая насильственная преступность занимает в структуре всей преступности пока достаточно скромное место. На ее долю приходится всего лишь четыре-шесть процентов в общей со­вокупности всех уголовно наказуемых деяний. Весьма устойчиво со­отношение слагаемых этой преступности. Так, в среднем на одно умышленное убийство приходится два тяжких телесных поврежде­ния и одно изнасилование»1.

При том, что преступления рассматриваемого типа в криминаль­ной структуре составляют лишь около 5%, именно они в обществен­ном сознании ассоциируются с понятием «преступность», именно они являются катализатором народного недовольства политическим режимом. В этом особый аспект их общественной опасности.

По данным исследований СБ. Алимова, более половины убийств и причинений тяжкого вреда здоровью приходится на три последних дня недели: пятницу, субботу и воскресенье. Пик криминогенное™ приходится на пятницу с 18 до 20 часов. В 2/3 случаев убийств и причинений телесных повреждений орудием насилия были колюще-ре­жущие предметы (ножи), 1/5 - удары руками или ногами, 1/10 -охотничье оружие. В общей совокупности потерпевших от данных преступлений доминируют лица, связанные с преступником семей-но-бытовыми отношениями1.

Весьма острой проблемой является семейно-бытовое насилие в отношении женщин и детей. Избиение матери мужем или сожителем на глазах ребенка не проходит бесследно для детской психики. Еще более сильным источником детских психических травм оказывается избиение детей (в порядке вымещения злобы на более слабом), сек­суальное насилие родителей и агрессивная «семейная педагогика». В России ежегодно подвергаются насилию около 2 млн детей. Чело­век в начале жизни получает солидный заряд ненависти к окружаю­щим. Эту ненависть дети и подростки вымещают на тех, кто слабее их (животных, более слабых сверстниках). Одним из каналов выме­щения злобы на более слабых оказывается военная служба, где став старослужащим, ожесточенный юноша приобретает неограниченные возможности издеваться над сослуживцами.

Динамика насильственных преступлений характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями:

- ростом удельного веса убийств в общем массиве преступлений («в России в 1994 году данный показатель возрос до 1,2%. Это в 3000 раз больше, чем, например, в Великобритании»)2;

- уменьшением удельного веса покушений (преступникам чаще удается полностью реализовать свой криминальный замысел, что свидетельствует о снижении эффективности социального механизма пресечения преступных действий);

- увеличением удельного веса предумышленных насильственных преступлений (тех, что предварительно тщательно планируются);

- увеличением удельного веса насильственных преступлений, со­вершаемых с применением оружия (в том числе взрывчатых ве­ществ).

Эти тенденции свидетельствуют о том, что доля убийц среди пре­ступников возрастает, преступники становятся более жестокими и квалифицированными, более подготовленными в материальном (хо­рошо вооружены) и в профессиональном отношении (контрольный выстрел в голову становится распространенным атрибутом насилия).

Неблагоприятной тенденцией является и рост латентности на­сильственных преступлений, которые традиционно относились к низколатентным. В 199S г. в нашей стране было зарегистрировано 31 тыс. умышленных убийств. В этом же году в России по учету прохо­дило более 168 тыс., лиц без вести пропавших и более 30 тыс. неопо­знанных трупов. По экспертным оценкам, около половины из них -жертвы убийств4.'

По коэффициенту убийств Россия постепенно выходит в мировые лидеры: если в 1990 г. нас обгоняли Северная Ирландия, Кыргызстан и Румыния, то в 1994 г. по уровню убийств наша страна вышла на второе место в мире.

57 На росте и повышении общественной опасности убийств в России периода реформ отразились следующие факторы:

коренная переоценка прежних ценностей и моральных принципов, все большее признание массовым сознанием вла-сти денег, материального фактора как единственной ценнос-ти; обесценивание человеческой жизни, если она не подкреп-лена высокими материальными показателями;

общее размывание границ нравственности, морального и аморального;

усиление масштабов и степени социальной конфликтности в обществе в связи с беспрецедентным ростом социально-эконо-мической дифференциации населения, материального уровня граждан. В России в 90-х гг. свыше трети людей находились за официальной чертой бедности, тогда как 4% имели доходы, в 300 раз превышавшие доходы наименее обеспеченных слоев на-селения. В 1999 г. более половины опрошенных указали, что их материальное положение за последний год резко ухудшилось, и некоторые из них (у молодежи до 25%) проявляли агрессив-ное отношение к представителям полярной группы;

существенное изменение образа жизни и социального ста-туса значительной части населения, связанные с этим ожесто-чение и переориентация на любые средства достижения целей. Свыше 60% официально зарегистрированных безработных в Москве в 1997--1999 гг. -- люди со средним специальным или высшим образованием, 62% -- бывшие руководители, специалисты, служащие. Среди молодежи безработица достигла 2,3 млн. человек, они составляют 37% от всех безработных.

Все большая часть населения переходила в разряд не имею-щих постоянных источников дохода (в результате увольнения по сокращению штатов, ликвидации учреждения и т. п.). Многие из них вынужденно занимались мелкой коммерцией, работали "чел-ноками" или в частных коммерческих предприятиях, подчас кон-тролируемых организованными преступными группировками, сталкивались с вымогательством, угрозами, шантажом, с необ-ходимостью приобретать для реализации полученный незакон-ным путем товар, т. е. тем или иным образом входить в сферу преступности, нарушать закон или быть жертвами преступных посягательств, в том числе на их жизнь и здоровье.

В обществе распространялись и закреплялись представ-ления о бессилии закона, правовом беспределе, о бесполезно-сти обращения за помощью в правоохранительные органы, что ориентировало на самостоятельные способы разрешения кон-фликтных ситуаций.

Все более широкое распространение получало примирен-ческое отношение к преступности, своеобразное привыкание к ней, особенно когда это не затрагивало и не ущемляло лич-ные интересы или, наоборот, способствовало их удовлетворе-нию. В этих случаях преступность рассматривалась как неиз-бежное явление, как определенный вид деятельности. Анализ материалов уголовных дел показывал, что члены семьи, род-ственники, соседи или знакомые лиц, входящих в организо-ванные преступные группировки и в течение ряда лет не име-ющих никакого официального источника дохода, знали, чем они занимаются, и относились к этому как к должному, как к одному из видов "работы", т. е. разделяли представления са-мих преступников о том, что совершаемые ими тяжкие пре-ступления -- это просто их "работа" См.: Комсомольская правда. 1997. 27 авг..

Все это создавало определенный социально-психологичес-кий климат, атмосферу непрочности, неустойчивости и непред-сказуемости бытия, незащищенности, ожесточенности и все-дозволенности, причем практически в любых социальных сло-ях и группах общества, независимо от их статуса и матери-ального положения. Из 100 опрошенных 40 отвечали, что спо-собны убить человека ради удовлетворения своих потребнос-тей или защиты личных интересов; среди молодежи таких "по-тенциальных убийц" оказывалось вдвое больше См.: Юцкова Е. М. Общественная психология и изменение преступности в России // Преступность и культура. М., 1999; Комсомольская правда.1996.3апр..

Многие преступления, даже если они выглядели чисто бытовыми, становились более сложными по мотивации, по-скольку они детерминировались многими социальными и пси-хологическими факторами, ранее не приобретавшими такого значения в конкретном поведении индивидов, действовавших более опосредованно.

Все чаще убийства совершались со сложной мотивацией, все отчетли-вее проявляли себя и жестокость, и корысть. Возрастала лег-кость вступления в конфликты, резко увеличивалось число фактов проявления стремления разрешить возникающие за-труднения, получить эмоциональную разрядку путем приме-нения насилия.

Криминологи полагают, как уже отмечалось, что область действия причин -- это формирование мотивации поведения человека См.: Волков Б. С. Мотивы преступлений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]