
- •Российский историк XVIII в.
- •В.Н. Татищев на уральском заводе.
- •Н.М. Карамзин, путешествующий по Европе.
- •Д.Б. Дамон-Ортолани. «Портрет н.М. Карамзина».
- •С.. М. Соловьёв идёт на лекции в Московский университет.
- •В.О. Ключевский.
- •Книги в.О. Ключевского.
- •Д.И. Иловайский путешествует по Рязанскому краю.
- •М.Н. Покровский идёт вместе с бойцами по революционной Москве. Осень 1917 г.
- •М. Н. Тихомиров собирает материалы о присоединении Средней Азии к России.
- •Л.Н. Гумилёв в молодости.
- •Древняя Русь и Великая степь.
- •Н.К. Рерих. «Воскресенский монастырь в Угличе».
Л.Н. Гумилёв в молодости.
94
широкого читателя, хранились в специальных фондах. Купить их было почти невозможно. Только в конце жизни Лев Николаевич стал академиком. Несмотря на столь позднее признание, он считал себя счастливым человеком, потому что всегда писал то, что думал.
Гумилёв всю жизнь занимался особой научной дисциплиной — этнологией, находящейся на стыке гуманитарных и естественных наук. Он считал, что историю любой страны нужно рассматривать не только как цепь экономических, политических, культурных изменений, происходивших на протяжении веков, но прежде всего как историю населяющих её народов — этносов. А к истории этносов нужен другой подход, необходимы методы, применяемые в естественных науках. Для изучения исторического процесса Гумилёв предложил три основных параметра. Первый параметр — это пространство. Каждый этнос неразрывно связан с определённой природной средой, «кормящим ландшафтом», который диктует людям определённые правила поведения, объединяет их, делает непохожими на других. Например, образ жизни (характер, навыки, традиции) горцев отличается от образа жизни поморов или тех, кто населяет лесной край. Второй параметр — время. У каждого этноса, как и у каждого человека, есть предки и потомки, прошлое и будущее. Третий параметр — собственно этнос, т. е. коллектив людей, руками которых творится история. «Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории», — писал Гумилёв. Но в истории этносов, как и в живой природе, происходят катастрофы, когда одни этносы исчезают, другие возникают. Нет сейчас на земле халдеев и этрусков, как когда-то не было французов и англичан.
Учёный критически рассмотрел все попытки определения самого понятия «этнос» по какому-нибудь одному фактору. Он доказал, что в разные времена религия, хозяйственный быт, общность языка или государственное объединение могут попеременно играть роль стержня, скрепляющего этнос, но соотношение всех этих признаков со временем изменяется, и ни один из них не может быть назван первым, основным. В качестве решения этой проблемы им было предложено собственное оригинальное объяснение.
В природе под воздействием изменившихся внешних условий резко меняется генофонд живых организмов. Это изменение называется мутацией. Благодаря мутации возникают новые виды животных или растений, более приспособленные к новой среде обитания. Гумилёв считал, что те же процессы идут в обществе: новые этносы, как и новые виды, появляются вследствие мутации. Когда изменяются условия существования этноса, происходит так называемый этнический толчок (мутация). Он приводит к рождению некоторого количества людей с новым генетическим признаком — пассионарностью, т. е. с биологической установкой прожить бурную, яркую жизнь, увлечь
Древняя Русь и Великая степь.
95
народ на достижение высокой цели и для этого не жалеть ни себя, ни других. Таких людей Гумилёв называет пассионариями. В числе великих пассионариев были, например, Александр Македонский, Жанна д'Арк. На Руси пассионарной личностью, по мнению Гумилёва, был Александр Невский.
Этнический толчок и появление пассионариев знаменуют начало этногенеза — становления нового этноса. Развитие этноса можно сравнивать с человеческой жизнью: период подъёма, затем существование как бы по инерции и наконец спад — энергия иссякает, пассионарности хватает только на то, чтобы поддерживать созданное предками. Продолжительность жизни каждого этноса одинакова, она составляет приблизительно 1500 лет. Эту теорию учёный изложил в основном труде своей жизни — книге «Этногенез и биосфера Земли».
Главной темой научных исследований Гумилёва была история Евразии. Так он называл не только континент, но и сформировавшийся внутри него суперэтнос (объединение нескольких этносов). Во многих работах («В поисках вымышленного царства», «Хунну», «Древние тюрки» и др.) учёный поднимает голос в защиту самобытности кочевников. Представив богатый материал об их быте, культуре, религии, языке, формах общения с другими народами, он доказывает, что расхожее мнение о дикости и безграничной жестокости степных народов — не более чем вымысел. Не было постоянного жёсткого противостояния кочевых и оседлых племён; существовали сложные, динамичные отношения, основанные на признании права каждого народа на тот или иной образ жизни и направленные на постепенное объединение в суперэтнос. Результаты исследований показывают, что за обозримый период истории евразийский континент объединялся трижды — тюрками, монголами и Россией. Основой для объединения всегда было уважение этнического своеобразия каждого этноса. Гумилёв подчёркивает то, что это единство было не случайным, а закономерным. Деятельность отдельных исторических личностей или других государств могла на какое-то время замедлить процесс объединения, но остановить его не мог никто.
Большое значение для единой Евразии, по мнению Гумилёва, имеет разнообразие природных условий. Долины рек, тундра, горы, степь — у каждого этноса есть свой «кормящий ландшафт», который позволяет ему сохранять самобытность. И каждый этнос несёт другим произведения своего труда, культуры, интеллекта. При этом великом разнообразии для евразийских народов «объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения».
Гумилёв всегда испытывал большую симпатию и доверие к народам Центральной Азии, интерес к их истории, культуре, традициям. В своих трудах он разоблачал укоренившийся в науке европоцентризм, в рамках которого все формы государственного устройства и даже нормы поведения, не соответствующие европейским, считаются отста-