Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

ЗНАМЕНИТЫЕ РОССИЙСКИЕ ИСТОРИКИ

ИСТОРИОГРАФИЯ

Историческая наука немыслима без историо­графии. Историк относится как судья к странам, народам, целым эпохам и вы­дающимся личностям. Историографу дано ещё более почётное право: он выступает в роли судьи по отношению к самому историку.

Историография — это наука, изучающая про­цесс накопления исторических знаний. В отличие от исторической науки, которая изучает прошлое, извлекая данные из исторических источников и анализируя их, историография исследует саму эту науку. Поэтому историография является как бы историей истории.

Историография появилась недавно. Потреб­ность описать все существовавшие прежде исто­рические знания впервые возникла в середине XIX в. Обучая студентов исторических и историко-филологических факультетов, учёные-историки пришли к выводу, что уже недостаточно препода­вать собственно историю, настало время позна­комить слушателей с опытом профессиональных историков и их научными методами. С этой целью в 1848/49 учебном году профессор Московского университета, известный историк Сергей Михайло­вич Соловьёв прочёл студентам курс лекций об исторической литературе. Лекции оказались по­лезными для студентов, и вскоре их чтение стало

регулярным. Подобные лекции читались в Петер­бургском, Казанском и других университетах. Так историография в России сделала свои первые ша­ги. В наши дни историк, не знакомый с историо­графией, не сможет профессионально работать.

Исторических сведений накопилось настолько много, что нельзя провести серьёзное исследо­вание, не сделав историографический обзор по данной теме, т. е. прежде чем изложить свою позицию по какой-либо проблеме, каждый учёный должен узнать мнение своих предшественников. Необходимо убедиться либо в том, что суждение ново, либо в том, что оно является подтверждением уже известного мнения других историков.

Описание литературы по исследуемой историче­ской проблеме — самая первая и важнейшая задача историографии. Сейчас в этой науке многое изменилось. Предмет её исследования очень рас­ширился; и теперь то, что раньше называли «историографией», имея при этом в виду обзор литературы по какой-либо теме, предложено называть «историографическим обзором по теме». Сам же термин «историография» в наши дни употребляется главным образом в значении «исто­рия исторической науки».

Историческое прошлое — сложный предмет исследования. Как узнать о событиях уже совер-

66

шившихся? Как описать эти события, если память людей ненадёжна? А как реконструировать собы­тия, происшедшие так давно, что и свидетелей уже нет? Где найти недостающие сведения? Они содержатся в исторических источниках. Найти эти источники и извлечь из них нужную инфор­мацию — вот задача истории. Но как? Какими инструментами? Какими способами? В разные века способы и инструменты, применявшиеся историка­ми, были различными. Их изучением и занимается историография.

Весь процесс накопления исторических знаний можно разделить на два периода — донаучный и научный. До появления письменности сказания о прошлом передавались из уст в уста. Это было время устных преданий, былин, саг. Некоторые из них были с течением времени записаны и в таком виде дошли до наших дней. Былины — первые источники, несущие информацию о прошлом. Позднее исторические сведения стали записывать. Так появились летописи — первые исторические сочинения, где содержалась вся информация, которую летописцу удавалось узнать. Историче­ское знание тогда ещё не было наукой, т. к. сведения о прошлом не подвергались анализу. Этот период называют донаучным. К историческим произведениям донаучного периода относятся уст­ные сказания, былины, летописи, жития святых,

хроники и др. Путь к научному историческому знанию был долгим и трудным и завершился только в середине — второй половине XVIII в.

В конце XVII — начале XVIII вв. появились труды по истории, которые ещё нельзя назвать научными, однако от предыдущих они отличаются тем, что авторы не только описывали события, но и пытались их анализировать. Многие из этих произведений связаны с деятельностью Петра I, царя-реформатора. В этот период появились исто­рические сочинения князя Бориса Ивановича Куракина (1676—1727), участника Азовских похо­дов и Северной войны, командовавшего Семё­новским полком в Полтавской битве. В его произведении «История Российской империи» около трети повествования относится к допет­ровскому времени, а остальное — события царство­вания Петра I, во многих из которых Куракин сам принимал участие.

Работа Петра Павловича Шафирова (1669— 1739) названа «Рассуждения, какие законные причины его царское величество Пётр Первый к

Древнерусский летописец.

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Историческим источником учёные называют всё то, что может дать какую-либо информацию о прошлом. Чаще всего историки пользуются письменными источниками: старинными документами, летописями, мемуарами, письмами, древними и новыми сводами законов. Очень важны также вещественные источники: монеты, печати, остатки посуды, украшений, оружия и жилищ людей далёкого прошлого. К источникам относятся также карты и рисунки, сделанные на глине, пергаменте, бересте, бумаге и камне, а также выложенные мозаикой, вышитые на ткани или оттиснутые на коже (подобные источники называют изобразительными). К устным источникам причисляют древние предания, мифы и былины; а с недавнего времени на магнитофонную плёнку записываются воспоминания участников важнейших событий XX столетия.

Источников великое множество: ими могут служить киноленты и фотографии; надписи, процарапанные на стенах, и картины величайших художников, военная форма и старинная техника. Сама природа представляет собой исторический источник, ибо, изучая её, можно узнать, в каких климатических условиях жили люди древности, насколько плодородной была земля, которую они обрабатывали, из чего могли делать инструменты и оружие для себя, от каких стихийных бедствий вынуждены были защищаться.

У всех исторических источников есть одна общая черта: они важны для учёных не сами по себе, а только как нечто содержащее исторические сведения. Особенности различных типов источников и способы извлечения из них достоверных знаний изучает особый раздел исторической науки, который называется источниковедением.

67

началу войны против короля Каролуса Двенадцатого шведского в 1700 году имел». Как видно из названия, в ней речь идёт о Северной войне. То есть опять-таки о событии, современником которого был сам автор. В отличие от древних летописцев представители исторической литературы конца XVII — начала XVIII вв. пытаются осмыслить описанные ими события. Иногда для большей объективности они привлекают различные источники информации. Так, Шафиров использовал при создании своего труда документы о международных отношениях, внешней политике России XVII—XVIII вв. В его произведении читателю предлагалось не просто перечисление событий, а своеобразный «взгляд на события», авторская позиция. «Рассуждения...» понравились Петру I, который понимал необхо­димость развития исторического знания в России и был заинтересован в его распространении. Именно поэтому он сам написал предисловие к этому сочинению. Произведение Шафирова было переведено на немецкий язык и распространялось за рубежом. Конечно, Бориса Куракина, Петра Шафирова, Феофана Прокоповича, Дмитрия Кан­темира нельзя назвать профессиональными исто­риками. Специально историю они не изучали и не обладали широкими познаниями в этой области. Начало исторической науки в России положили труды работавших в нашем отечестве немецких историков Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738) и Августа Шлёцера (1735—1809). Эти учёные впервые применили специальные методы для извлечения достоверной информации из историче­ских источников. Историки XIX в. очень высоко оценивали их сочинения.

Но только ли научное знание следует считать предметом историографии? В последние годы внимание историографов всё чаще привлекают исторические идеи тех, кто не был профессио­нально связан с историей. Ведь множество людей, высказывавших интересные мысли об истории, никогда не учились специально ремеслу историка. Среди них философы — Пётр Яковлевич Чаадаев, Алексей Степанович Хомяков, Николай Яковле­вич Данилевский, Владимир Сергеевич Соловьёв; писатели — Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Михаил Афанасьевич Булга­ков. Как развитие исторической мысли в её образной форме можно рассматривать и некоторые произведения русских поэтов: Александра Серге­евича Пушкина, Николая Алексеевича Некрасова, Александра Александровича Блока.

Историография изучает также всё то, что непосредственно связано с жизнью исторической науки в различные времена: деятельность научно-исследовательских институтов, высших учебных

Российский историк XVIII в.

68

заведений, музеев, периодические издания и т. д. В не меньшей степени историография интересуется представлениями о судьбах отечества, существующими в массовом общественном сознании (это на­именее исследованная область). Но главным пред­метом исследования в историографии является именно научное историческое знание. Сложность

его изучения состоит в необходимости осмысливать то, что само по себе является результатом осмысления.

Историография — это самопознание истории. Появление этой науки свидетельствует о дости­жении историей высокой степени зрелости. Исто­рия пытается понять сама себя.

ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ

(1686-1750)

Замечательный русский историк Василий Ни­китич Татищев вошёл в историю как один из соратников Петра I, которых Александр Сергеевич Пушкин образно назвал «птенцами гнезда Петрова». Это были талантливые, выдаю­щиеся личности, достойные своего великого учи­теля, активные участники его преобразований, искренно стремившиеся к благу отечества. Таким человеком был и автор первого научного труда по истории России — Василий Никитич Татищев. Вот как он писал о влиянии Петра I на свою судьбу: «Всё, что имею — чины, честь, имение и главное над всем — разум, единственно всё по милости Его Величества имею, ибо если бы он в чужие края меня не посылал, к делам знатным не употреблял, а милостию не ободрял, то бы я не мог ничего того получить».

Василий Никитич родился в 1686 г. в семье псковского помещика. Учился в Московской инженерной и артиллерийской школе. В 18 лет он начал военную службу и в первый же год участвовал во взятии Нарвы. Сражался Татищев и под Полтавой, в битве, завершившейся блис­тательной победой русских войск.

Несколько раз Пётр I посылал Василия Ники­тича за границу с дипломатическими поруче­ниями. Эти поездки обогатили его познания в философии и истории, географии и горном деле, артиллерии и статистике, в области экономиче­ских и политических учений. Много сил отдал Татищев развитию горного дела на Урале, будучи несколько лет управляющим Уральскими металл­ургическими заводами.

После смерти Петра I Василий Никитич оста­вался верным сторонником самодержавия, с кото­рым связывал силу и могущество России. В 1730 г. на престол была возведена племянница Петра I, курляндская герцогиня Анна Иоанновна, с усло­вием, что страной будет управлять Верховный тайный совет. Это фактически лишало императ­рицу власти. Татищев принял активное участие в отражении попыток «верховников» (членов Вер­ховного тайного совета) ограничить император­скую власть. Поддержанная русским дворянством

69

и войсками, Анна Иоанновна стала са­модержавной правительницей России. Она окружила себя немецкими дворя­нами, которые стали вершить все дела в госу­дарстве. Татищев, как и многие русские дворяне, выступал против засилья немцев, но в отличие от других вельмож, сосланных за это в Сибирь или казнённых, ему удалось избежать наказания.

Несколько лет Василий Никитич был губер­натором Астрахани, а затем переехал в своё родовое имение под Москвой, где провёл последние годы жизни.

Верный ученик Петра I, Татищев понимал жизнь как непрерывную деятельность во имя общественной и государственной пользы. Он имел замечательную способность на любом месте вы­полнять самую сложную работу наилучшим об­разом. Василий Никитич высоко ставил ум и знания. Ведя скитальческую жизнь, он всюду покупал книги и рукописи и собрал огромную библиотеку древних летописей и книг на разных языках. Круг его научных интересов был очень широк, но главной привязанностью была история. Административная деятельность и постоянные разъезды требовали много сил и времени, поэтому на протяжении двадцати лет он занимался изуче­нием истории по ночам. И только последние пять лет жизни уже тяжелобольной Татищев смог посвятить труду над историей отечества.

В этом нелёгком деле он был первопроходцем, ему приходилось овладевать необходимыми знани­ями и навыками в процессе самой работы, собирать и изучать обширные исторические материалы, создавать методику их обработки. Татищев по­пытался критически взглянуть на летописные источники, сравнивая их и отбирая наиболее достоверные.

«История Российская» Татищева — это первый в России научный обобщающий труд по оте­чественной истории. По манере расположения материала она напоминает древнерусские летопи­си — события изложены в строгой хронологиче­ской последовательности. Вот почему это произ­ведение историка иногда называют «последним летописным сводом». Но учёный не просто переписал летописи: он передал их содержание языком более доступным современникам, допол­нил летописные известия другими материалами, а кроме того, в специальных комментариях дал собственную оценку событий. В этом была новизна и научная ценность его труда.

Татищев считал, что история — это воспо­минания о «бывших деяниях и приключениях, добрых и злых». Знание истории помогает челове­ку не повторять ошибок своих предков и совер­шенствоваться нравственно.

Историческая наука, по мнению учёного, должна основываться на фактах, извлекаемых из