Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
allquestions MOOO.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
536.58 Кб
Скачать

Вопрос 61. Внешняя политика сша перед II-й мировой войной, от изоляции к антигитлеровской коалиции.

Основные события:

1935 и 1937 – законы о нейтралитете, принятые Конгрессом

сентябрь 1940 - впервые в истории США объявлено о призыве на воинскую службу в мирное время

1941 - Конгресс принял программу ленд-лиза

июль 1941 - администрация Рузвельта заморозила японские авуары

август 1941 – подписание Атлантической хартии на встрече президента Рузвельта с премьер-министром У.Черчиллем у побережья Ньюфаундленда

7 декабря 1941 - японская морская авиация внезапно атаковала Перл-Харбор

8 декабря 1941 – США объявили Японии войну

11 декабря 1941 - Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам.

Взаимозависимость, понимаемая как взаимная зависимость всех слоев американского народа, была центральным понятием внутриполитического мышления, взаимозависимость, понимаемая как взаимная зависимость всех государств мира, была центральным понятием внешнеполитического мышления Рузвельта. США не должны изолировать себя от остального мира, потому что будущая безопасность и общее благо страны неразрывно связаны с судьбой Европы и Азии. Правда, чтобы быть избранным и не потерять внутриполитическую поддержку для “нового курса”, Рузвельт был вынужден в 30-е годы пойти на уступки преобладающему изоляционистскому настроению в США, которое при любых обстоятельствах хотело уберечь Америку от новой войны в Европе и Азии. Но ограничение изоляции национальными интересами в Западном полушарии и половиной Тихого океана он не разделял никогда. Его интернационалистическое миропонимание привело его в силу экспансивной внешней политики Германии, Италии и Японии в 1941 году к дилемме, от которой он освободился только благодаря нападению японцев на Перл-Харбор и объявлению Гитлером войны США.

Традиционные внешнеполитические рецепты, предполагаемые выводы из неудавшегося “крестового похода” 1917-18 годов и узкое понимание национальных интересов США были важнейшими детерминантами американской внешней политики до начала европейской войны в 1939 году. То, чего Гитлер в 1940 году напрасно пытался добиться Пактом трех держав, нападением на Советский Союз в 1941 году и союзничеством с Японией, а именно, держать Америку подальше от Европы и отпугнуть назад в Западное полуширие, американский Конгресс сделал сам, издав закон о нейтралитете. В то время, как в Европе и Азии возрастали агрессия и экспансия, Конгресс законами о нейтралитете от 1935 и 1937 годов пополнял реестр внешнеполитических мероприятий, запрещенных для правительства Рузвельта на период войны и кризиса. Рузвельт слишком хорошо знал, что завоюет себе свободу действий и возможность действия в мировой политике в той степени, насколько ему удастся изменить “ощущение угрозы”, представления американского народа о потенциале опасности национал-социалистической Германии и для Соединенных Штатов. Он должен был объяснить и продемонстрировать американскому народу, что ограничение национальных интересов Западным полушарием, изоляция себя в крепости “Америка” и предоставление событий в Евразии их собственному течению является для США опасной иллюзией. Готовность – промышленная, экономическая и психологическая подготовка к возможной войне – была до 1941 года превалирующей целью его внешней политики. В этом смысле внешняя политика в значительной степени была и внутренней. Во внутриполитическом конфликте с изоляционистами он развернул диалектику глобализма США в обоих компонентах: предостережение от мирового господства врага и глобальное определение национальных интересов США, а именно, в отношении содержания и радиуса действия национального интереса. Гитлер и “Третий рейх” явно угрожали равновесию сил в Европе, миру во всем мире и свободной мировой экономике, тем трем императивам, которые поддерживал и ставил во главу угла на мировой арене президент Рузвельт. Поэтому он сформировал свои предостережения, свой глобализм как тройное предупреждение будущего.

С каждым военным успехом агрессоров в Европе и в Азии, по мнению президента и его сторонников, приближалось будущее, осуществление которого означало бы катастрофу для американской экономики: победа Гитлера и Муссолини в Европе, Японии на Дальнем Востоке принудят оба региона к системе почти независимого от импорта планового хозяйства, что означало бы конец либерального, почти неделимого мирового рынка и серьезную угрозу американской экономической и социальной системе. Если США и их союзники потеряют контроль над мировым океаном, по Рузвельту, то он может быть использован державами “оси” для нападения на Западное полушарие. Но контроль морей не может осуществляться только флотом США, он возможен лишь в том случае, если в Европе и Азии не будут господствовать державы “оси” и можно будет располагать судостроительными мощностями двух континентов. Францию, Британскую империю и Китай, а середины 1941 года и Советский Союз нужно поддерживать, потому что они косвенно защищают и США.

За два дня до Перл-Харбора Рузвельт закончил беседу у камина полной надежд фразой: “Мы выиграем войну, и мы выиграем мир”. Но во время войны вторая цель подчинялась первой. Внешняя политика Рузвельта в войне являлась, в перву очередь, политикой для ее успешного завершения. Высшая военная и политическая цели были идентичны, а именно – уничтожение врага, хотя президент очень серьезно относился к принципам будущего мира, которые он провозгласил еще в январе 1940 года в обращении к Конгрессу и уточнил в августе 1941 года на встрече с английским премьер-министром Уинстоном Черчиллем у побережья Ньюфаундленда в Атлантической хартии. В этом документе были сформулированы конечные цели войны: никаких территориальных приобретений; никакого передела границ без согласия заинтересованных народов; право любоо народа выбирать для себя форму правления; восстановление политическойнезависимости тех наций, которые ее лишены; экономическое сотрудничесть во между всеми странами; избавление всех народов от войн, страха и нужды; свобода морей; отказ от использования силы как инструмента международной политики.

Президент Рузвельт и государственный секретарь демонстрировали оппозицию законодательным инициативам Конгресса о нейтралитете. Рузвельт, много сделавший для укрепления американского военно-морского флота, отказался признать Маньчжоу-Го, созданное Японией марионеточное государство. Вместе с Хэллом он добился значительного прогресса в установлении добрососедских отношений с государствами Западного полушария. Когда торговые договоры, ужу заключенные Хэллом, продлевались в 1935 году, США подписали новые с шестью латиноамериканскими государствами, предусмотрев при этом принцип непризнания территориальных захватов.

После падения Франции и начала в 1940 году воздушных налетов на Англию разгорелись споры между сторонниками помощи демократическим режимам Европы и изоляционистами, сплотившимися вокруг комитета “Америка прежде всего”. Последний получал широкую поддержку – от консерваторов Среднего Запада до левых пацифистов. В конце концов победили “интервенционисты”, поддержанные комитетом под названием “Помогая союзникам, защищаем Америку”.

США вместе с Канадой создали Управление взаимной обороны и пришли к согласию с латиноамериканскими республиками по вопросу расширения системы коллективной самозащиты демократических держав Западного полушария. В условиях начавшегося экономического кризиса Конгресс вотировал огромные суммы на перевооружение, а в сентябре 1940 года впервые в истории США объявил о призыве на воинскую службу в мирное время. В начале 1941 года Конгресс принял программу ленд-лиза, которая позволяла президенту Рузвельту снабжать оружием и всем необходимым любую страну, действия которой жизненно важны для обороны Соединенных Штатов (в первую очередь Великобританию, СССР и Китай). Американская помощь по ленд-лизу в течение всей войны превысила 50 млрд. долларов.

После присоединения Токио к “оси” Берлин-Рим в сентябре 1940 года, США в качестве ответной меры наложили запрет на поставку Японии металлического лома (имеющего стратегическое значение). В июле 1941 года, когда Япония оккупировала окончательно оккупировала Индокитай, администрация Рузвельта заморозила японские авуары в своих банках. В середине ноября 1941 года пришедший к власти в Японии премьер-министр Хидеки Тодзио направил в Вашингтон специального представителя для переговоров с госсекретарем Хэллом с требованиями разморозить авуары и прекратить экспансию на Тихом океане. Ответом на эти претензии стали предложения вывести войска из Китая и Индокитая. Японская сторона запросила две недели на изучение американских предложений, но 1 декабря отвергла их, и 6 декабря Рузвельт обратился непосредственно к императору Хирохито. Однако утром 7 декабря японская морская авиация внезапно атаковала тихоокеанский флот США на его базе в Перл-Харбор. В ответ на “неспровоцированное и подлое”, как окрестил его Рузвельт, нападение 8 декабря 1941 года Конгресс объявил Японии войну, а через три дня Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]