Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХБек Сущность техн.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
102.91 Кб
Скачать

Хайнрих Бек Сущность техники Вопрос о сущности и методе исследования //Философия техники в фрг. М., 1989.

Смысл вопроса о сущности

Вопрос о сущности «что такое техника?» имеет своей целью не описание каких-то технических предметов и устройств, он не направлен на выяснение способов функционирования тех или иных технических аппаратов или оборудования, точно так же, как вопрос о том, «что такое человек?», не касается тех или иных особенностей данного человека, которые отличают его от окружающих его других людей. Точно так же, как вопрос «что такое человек?» не относится к отдельно взятому человеку, так же и вопрос «что такое техника?» не связан с тем или иным техническим предметом. «Сущность техники» является чем-то техническим в том смысле, что лежит в основе всех технических явлений и предметов, вместе взятых, и поэтому имманентна им; сущность — именно то, что делает их «техническим». Аналогично «сущность человека» предполагает свойственное всем людям человеческое в них, имманентное всем им содержание, то, что делает их людьми. Таков смысл вопроса «что такое техника?».

Вместе с тем невозможен какой-либо вопрос без знания того, о чем мы спрашиваем, т.е. предмета вопроса. Если я не сумел еще познать то, к чему обращаюсь с вопросом, если я еще не знаю, возможен ли сам мой вопрос, то я совершенно ничего не знаю и о предмете моего вопроса, есть ли смысл его ставить. Поэтому, когда мы ставим вопрос о сущности, возникающий при столкновении с множеством' явлений, ее реальность уже ясна хотя бы в первом приближении '.

Поскольку, однако, сущность дается нам в своих отдельных проявлениях лишь в зачаточных формах и не полностью, потому что тогда не было бы вообще никакой необходимости дальнейшего исследования вопроса о сущности, то следует сводить возможно большее количество явлений и сравнивать их друг с другом, с тем чтобы посредством их взаимного дополнения образовать возможно более полное «целостное явление» сущности, из чего вырисовывается единая сущность в оптимальной ясности. Поэтому метод, посредством которого мы пытаемся искать ответ на вопрос о сущности техники, должен, во-первых, добиваться возможно более всеобъемлющего видения всего множества форм проявления технического, чтобы, во-вторых, выявить в них единую сущность техники, отграничить ее и определить ее структурно.

Многообразие форм проявления техники

Исторические рамки значения «техники»

Чтобы увидеть все многообразие форм проявления, охватываемых нами в понятии «техника», было бы полезно сначала поставить вопрос об исторически зафиксированном первом значении этого слова. До начала Нового времени термины „techne" и „ars" делили на семь „artes mechanicae" * и семь „artes liberales" **.

Первые, «механические искусства», охватывали земледелие (agricultura), охоту (venatio), мореходство (navigatio), ткацкое дело (textura), оружейное дело (armatoria), врачевание (medicina), театральное искусство (spectaculum). К этим семи искусствам относились виды деятельности, связанные с изготовлением инструментов, а также с подготовкой и дальнейшей обработкой соответствующих материалов (например, к ткацкому делу относились также шитье, раскрой, глаженье и окрашивание материалов), далее — некоторые подыскусства (к работе оружейных дел мастеров относилось также участие в сооружении укреплений и других объектов; к врачеванию — фармация, диетика и оздоровительная гимнастика; к охоте — убой скота, поварское искусство, искусство хлебопечения). Этим семи искусствам были подчинены все родственные искусства и ремесла.

Семи «механическим искусствам» противостояли семь «свободных искусств» частично совпадавших с науками. Их обычно делили на так называемые „Trivium" (грамматика, диалектика и риторика) и „Quadrivium" (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Грамматика охватывала искусство языка, диалектика — логику и искусство мышления, риторика включала также умение применять общие законы к отдельным случаям (что вскоре обрело большое значение в юриспруденции). Именно софисты в свое время развили искусство мышления в «технику мышления», напоминающую во многом современное его состояние.

Если в тривиуме ведущим был логический принцип, то в квадривиуме таковым был принцип математический. Музыка, например, расчленялась на «космическую» музыку, вокальную и инструментальную, причем космическая должна была исследовать космические соотношения растений и численные пропорции между телом и душой. Музыка, таким образом, стала учением о космической гармонии и пропорциях чисел, что особенно характерно было для пифагорейско-платоновской традиции.

Предметные области «техники»

Сегодняшнее понимание термина «техника» имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны — оно в известной мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике сегодня.

Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область существования техники,— это неорганическая материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как создание железобетонных сооружений или машиностроение, о деревоперерабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания синтетических материалов или о технике производства материалов всякого рода, от стали до синтетического каучука, короче, о физико-химической технике. Многие подразделяют ее еще на энергетическую технику (технику превращения сил и энергии) и технику материалов (техника преобразования вещества). Во всех этих случаях речь идет о формах техники и физико-химически понимаемой области неорганического.

И все же это — не единственная область проявления технического. В более широком смысле термина «техника» говорят также и о технике овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в новые ее функции и формы. Современное понятие «биотехнология» позволяет включить в предметное поле техники всю биологию.

Мы знаем также — если продолжить эту мысль — и о «технике» мышления и дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о «технике любви». Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и т.д. Эти примеры, а также такие обобщающие термины, как «психотехника» и «социотехника», свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и социального с целью внести в них изменения.

Поэтому «техника» и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает весь известный универсум, начиная с неорганического, через органическое и до психически-духовных сфер бытия и отношений между людьми.

Сходное понятие: разнообразие явлений

Этим беглым обзором сфер проявления технического в известной мере подготовлен вопрос о сущности техники вообще, которая (сущность) выражается и конкретизируется во всех областях. И как выяснилось, в каждой области это происходит в существенно разных формах, в соответствии с их онтологическим характером. Поэтому ожидаемое нами здесь понятие техники не может быть соотнесено с каждой областью в совершенно равном, «едино-гласном» смысле, но лишь в соответствующем смыслоизмененном — «ана-логичном» — виде.  Например, это понятие не может в абсолютно-«первозданном»виде применяться в области «техники мышления» и «техники любви», как и в машинной технике. И тем не менее между этими двумя видами техники существует хотя и отдаленное, но все же известное сходство: именно то, что обе эти формы делает техникой и дает нам основание в обоих случаях говорить о технике, является в каждом из них отдаленно схожим. Но в чем оно заключается? Анализ выявляет здесь три существенные точки зрения: 1) формирующий «встречный» характер техники; 2) господствующий характер техники, которую мы берем себе на услужение; 3) онтологическое «место» техники, связанное как с субъектом, так и с объектом.

Техника как «встреча» и формирование

Первым основополагающим существенным элементом является, очевидно, «встречный» характер. Техника всюду наблюдается как результат встречи человеческого духа с природой. Человеческий дух осмысливает природу и формирует или изменяет ее согласно своим намерениям и целям.

Здесь решающим является то, что человеческое сознание, опираясь на созданную им технику, ведет себя по отношению к природе не только познавательно-примирительно, но и активно-преобразующее. Познание природы и ее законов, и в особенности научно-методологическое познание, является условием, без которого техника невозможна. Но одно оно еще не составляет техники. Только применение познанных законов природы в целенаправленном изменении действительности основывает технику.

Высвеченное выше широкое поле явлений технического не позволяет нам истолковывать понятие «природа» в узком смысле. Под «природой» следует понимать здесь не только непосредственно данную нашему сознанию действительность («природу» в узком смысле), но всю реальность, как она существует сама по себе, предшествующую всяким изменениям, производимым человеческой деятельностью (природа в широком смысле). В этом последнем смысле можно говорить и о «природе» самого человеческого духа: под этим подразумевается то свойство духа, которое предшествует и лежит в основе любого свободного акта его деятельности (к «природе духа» относится, например, способность познания и свободной воли). Ибо потенциальная способность или предрасположение к познанию и свободе являются не продуктом, а предпосылкой и основой всякого познания и всякой свободной деятельности. Следовательно, здесь подразумевается не природа в узком смысле, природа в противоположность духу, но природа в широком смысле, включающая в себя как раз также и природу самого духа. Именно она и противоположна лишь свободному продукту духа, то есть «культуре».

Если мы примем за основу это всеохватывающее значение «природы», то технику в таком случае следует понимать как изменение природы посредством сознания. При этом техническая воля стремится изменить не только уже существующие природные образования и состояния, но прежде всего пытается захватить в сферу своей деятельности естественные процессы становления: она направлена прежде всего на сами природные процессы. Под «природными процессами» следует понимать все процессы в органической, неорганической и психически-духовной сферах, происходящие сами по себе, согласно природе своего носителя и предшествующие всякому сознательному и свободному вмешательству.

Также и техника мышления, мнемотехника и техника любви означают поэтому встречу сознания с «природой», поскольку сознание в этом случае направлено на естественные процессы мышления, запоминания и любви с целью познать их в их закономерностях и, в рамках возможностей, предоставляемых этим закономерностям, формировать их согласно своим намерениям, которые сами по себе могут быть морально ценными или, наоборот, лишенными ценности .

При этом в каждом данном случае речь идет не о преобразовании (и тем более не о создании) самих законов природы, но о приспособлении к ним. Предметом технического изменения может стать природа не в ее закономерносмысловой, но лишь в ее конкретной структуре. Первая, напротив, всегда является основополагающей предпосылкой и носительницей последней. И потому если мы несколько ниже скажем, что человек с помощью техники «создает» природу, то это вовсе не означает, что он создает ее в ее фундаментальном бытии, сущности и смысле, но лишь данную, конкретную структуру ее бытия.

Обобщенно можно сказать: техника является нам как встреча человеческого духа с миром, при этом человек формирует и изменяет органическую, неорганическую и собственную психическую и духовную природу (как и соответствующие естественные процессы) согласно познанным им законам природы и своим целям.