Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 Мифы о евреях. Истоки, природа и цели антисем...docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
5.57 Mб
Скачать

Численность еврейского населения в России (от общей численности евреев в мире в %) Семинар «Мифы о евреях. Истоки, природа и цели антисемитизма»

Западные окраины Российской империи. Под ред.

М. Долбилова и А. Миллера, М., 2006

1. возникновение «еврейского вопроса».

Евреи «переехали» в Россию, не сходя с места. В результате разделов Польши в 1772,1793 и 1795 годов. Российская империя оказалась страной с самым большим еврейским населением в мире.

Еврейское население, несмотря на массовую эмиграцию в 1881 — 1914 гг., достигло к 1914г. приблизительно 5 миллионов 250 тысяч человек.

Сразу после первого раздела Речи Посполитой новые власти демонстрировали противоречивые тенденции при определении правового статуса евреев. Это было не удивительно. С одной стороны, знания о евреях были весьма ограничены, и власти неизбежно испытывали влияние польской традиции и подходов. Поэтому в ряде документов евреи рассматривались, согласно польской традиции, как отдельное со­словие. Такой подход виден и в установлении налоговых норм - все евреи должны были платить одинаковый налог, отличный от ставок как для крестьян, так и для купцов, причем этот налог в 1 рубль был выше, чем у крестьян, но меньше, чем у купцов.

В то же время власти предприняли ряд мер, решительно проти­воречивших тенденциям законодательства о евреях последних лет Речи Посполитой. Прежде всего они восстановили широкие пол­номочия кагала, органа общинного самоуправления. Новая власть стремилась поскорее найти эффек­тивного агента для управления новыми, во многом странными для нее, подданными, не в последнюю очередь для сбора с них нало­гов.

В духе просвещенного абсолютизма было выдержано решение Екатерины II запретить употребление слова «жид» как оскорбитель­ного и заменить его в официальных документах словом «еврей». Этого правила вла­сти с тех пор неизменно придерживались.

На вновь присоединенные территории в 1778 г. было распро­странено общероссийское «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым евреи были включены в «торго­во-промышленный класс», им было разрешено записываться в купеческое сословие, уча­ствовать в органах городского самоуправления — ратушах и магистратах. Правда, евреи, не записавшиеся в купечество, были зачислены в сословие мещан, плативших повышенную подушную подать.

В 1785 г. согласно Жалованной грамоте городам евреи могли входить во все шесть предусмотренных грамотой разрядов городс­ких жителей, избиравших городскую думу.

Однако воспользоваться дарованными правами евреям уда­валось далеко не всегда ввиду сопротивления местного христианс­кого населения, в особенности польских помещиков. Нередко ев­реев просто не допускали к участию в выборах, и центральные власти не смогли, несмотря на неоднократно повторявшиеся тре­бования, добиться выполнения ими же принятого закона в полном объеме.

Частный случай столкновения интересов русских и еврейских купцов в Москве в 1780-х — начале 1790-х гг. положил начало возникновению едва ли не главной проблемы для евреев в течение всего последующего пери­ода их существования в составе Российской империи — ограниче­ния права выбора места жительства. В 1782 г. Сенат разрешил купцам, проживавшим на вновь присоединенных территориях, в интересах их коммерции, переезжать из города в город. Это было очевидной привилегией, поскольку имперское за­конодательство запрещало мещанам и купцам покидать те города, к которым они были приписаны. По-видимому, законодатель имел в виду только территорию Белоруссии, однако прямо об этом в тек­сте не говорилось. Воспользовавшись этой «прорехой», купцы-ев­реи стали осваивать внутрироссийский рынок, записываться в ку­печество Москвы и Смоленска. Трое купцов-евреев записались в 1-ю купеческую гильдию в Москве. Московские купцы не привык­ли к жесткой конкуренции. Навыки торговли купцов-евреев, позво­лявшие им существенно снижать цену товаров, казались им мошенничеством. Купцы-христиане обратились с жалобой к московско­му главнокомандующему А. Прозоровскому (в 1790 г. назначен Екатериной II главнокомандующим Москвы, получил в подчинение войска, находящиеся в Москве, Московской и Смоленской губерниях и в Белоруссии), доказывая, что деше­визна товаров купцов-евреев может быть объяснена только их кон­трабандным происхождением, а также указывая, что их конкуренты поселились в Москве незаконно.

Черта оседлости еврейского населения в Российской империи.

Прозоровский изгнал евреев из Москвы; те, в свою очередь, обжаловали его действия перед петербургскими властями. «Совет государыни», рассматривавший жалобу, запретил евреям записы­ваться в купечество за пределами Могилевской и Полоцкой губер­ний. Решение «Совета» было узаконено указом Екатерины II от 23 декабря 1791 г. Фактически указ положил начало введению в России Черты еврей­ской оседлости.

На протяжении последующего столетия Черта еврейской оседлости то сужалась, то расширялась, составив к концу XIX столетия 15 губерний, а именно — Бессарабскую, Виленскую, Витебскую, Волынскую, Гродненскую,

Екатеринославскую, Ковенскую, Минскую, Могилевскую, Подольскую, Полтав­скую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую и Киевскую (кроме г. Киева).

Евреи в Речи Посполитой были носителями капиталистических тенденций. Собственно, для того чтобы способствовать развитию экономики, они и были некогда «званы» в Польшу ее королями. Евреи были заняты в сфере управления, нередко полностью заме­няя помещиков в хозяйственных делах, они арендовали сельскохо­зяйственные угодья, отдельные права и монополии (например, продажу спиртных напитков или соли), иногда даже города и мес­течки. Одно время евреи фактически конт­ролировали сферу крупного и мелкого кредита (ростовщичество). Особенно активны они были в сфере торговли — оптовой, рознич­ной, посреднической. Еврейским ремесленникам принадлежала фактически монополия на многие виды услуг (например, пошив одежды).

Неудивительно, что евреи, носители капиталистических тен­денций в средневековом мире, вызывали раздражение у своих хри­стианских соседей. Мнение о евреях — эксплуататорах окружающего на­селения, в особенности крестьян, было достаточно устойчивым.

Например, в последние полвека существования империи евреев убивали, калечили, грабили именно как олицетворение опасного ума. Одесский погром 1871 года начали местные греки, проигравшие в конкурентной борьбе торговых монополий, однако большинство погромщиков - тогда и позже, когда насилие стало распространяться,- составляли недавние мигранты из деревни, проигравшие в конкурентной борьбе за место в современной жизни. Для них евреи были чуждым лицом города, манипуляторами незримой руки, стародавними чужаками, превратившимися в хозяев.

Когда в 1915 году Максим Горький опубликовал анкету, посвященную «еврейскому вопросу», наиболее распространенный ответ был сформулирован читателем из Калуги: «Врожденный жестокий, последовательный эгоизм еврея всюду берет верх над добродушным, малокультурным, доверчивым русским крестьянином и купцом».