Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Игувр.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
46.96 Кб
Скачать

23. Разработка проекта м. М. Сперанским

 

После сближения Сперанского с Александром (1806 г.), он сосредоточил свои силы на разработке механизмов правового регулирования власти, создав свое «Введение к Уложению государственных законов». Сперанский определяет предмет законов как «установление (правовых) отношений между людьми к общей безопасности лиц и имуществ», различая государственные законы (определяющие отношения частных лиц к государству) и гражданские законы (определяющие отношения лиц между ними.

Идея фундаментальных законов, корпус которых составляет основание и структуру политической системы, реализуется в проекте Сперанского с возможной полнотой и юридической разработанностью. Прослеживается преемственность данного проекта с предшествующими памятниками русского конституционализма. Однако в нём, несомненно, присутствуют и новые либеральные идеи. Речь идёт не только о государственных законах, определяющих отношение личности к государству, но и законах гражданских, определяющих отношение частных лиц между собой.

В декабре 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Сперанский принялся за разработку проекта с присущими ему энергией и обстоятельностью, веря в возможность осуществления разрабатываемой им реформы. Он весь ушёл в дело, отдавая ему всю силу своего ума. Александр передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана.

 

Основные положения “Плана государственных преобразований”

 

Поскольку для Сперанского главное, это безопасность и свобода, то все законы, воспринимаемые им, служат для их защиты. Поэтому Сперанский ставит вопрос о коренных законах, которые неподвижны и неизменны. Утверждая, что законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных, Сперанский говорит, что “во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы, то есть, разговор идёт о создании конституции.

По «конституции» Сперанского все население страны разделялось на два сословия: высший класс и низший класс. Эти классы должны быть устроены так, чтобы высший класс стоял между правительством и низшим классом, но имел с последним выгоды. Сперанский устанавливает следующее “разделение состояний”: 1) дворянство, как владельцы недвижимой собственности, 2) “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) “народ рабочий” (помещичьи крестьяне, “домашние слуги, ремесленники и рабочие люди и поденщики”). Разделение шло по обладанию гражданскими и политическими правами. Гражданскими правами обладали все тир категории, но политическими только те, кто владел недвижимостью. Был возможен переход из различных состояний.

В основу государственного устройства России Сперанский положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной — министерства, законодательной — Государственная дума. Однако выше всех этих высших органов учреждался Государственный совет в качестве совещательного органа при царе. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект, даже принятый Государственной думой, Его величество император.

Суть же принимаемой конституции сводилась к следующему: 1) Устанавливается разделение властей, 2) мнения законодательной власти совершенно свободны и должны точно отражать народные желания, 3) судебная власть независима от исполнительной, 4) исполнительная власть ответственна перед законодательной.

 

Государственный совет в системе власти и управления России.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта(11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812—1865 годахпредседатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года —Константин Николаевич, потом — Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802—1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

  • новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;

  • вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;

  • вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;

  • ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. — государственной росписи доходов и расходов);

  • отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);

  • чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собранияГосударственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.[1]

Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ29 августа (10 сентября) 1801 года, определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.

15 (27) апреля 1842 года был принят новый документ, определяющий деятельность Совета, заменивший собой манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом под председательством князя И. В. Васильчикова. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило её за счет административных дел и вопросов судопроизводства.