Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
162-173.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
125.48 Кб
Скачать

170

Тема 2.5. Культура Нового времени

2.5.2. Предпринимательство и «дух капитализма»

В Новое время с развитием буржуазных отношений происходит вы­деление экономической деятельности в особую смысловую сферу культуры. Важно подчеркнуть, что это связано с изменением общей культурно-мировоззренческой картины эпохи: человек начинает от­делять себя от целого, космологического или спиритуалистического, формирует свои частные интересы. Он обнаруживает, что от его богатс­тва зависит место в обществе, судьба, что социальные связи, иерархия распадаются под всесокрушающей властью денег, что не служение, а личная активность все более становятся основой социальной «ткани». Экономический интерес заявляет о своей самостоятельности, все более подчиняет себе иные интересы. Это меняет мировоззрение человека, побуждает по-новому посмотреть на себя, на свое место в мире. Сред­невековые установки «пропитания» и обогащения начинают пересмат­риваться как в социальных группах, так и в человеке.

Этот сдвиг выражается идеологией либерализма. Она представляет собой не просто новую систему социально-экономических и полити­ческих взглядов, а мировоззрение, имеющее глубокие религиозные корни. Главным жизненным достижением отдельного индивида идео­логи либерализма видят максимальное экономическое благосостояние, для чего человеку и нужна максимальная степень свободы, прежде всего — от мешающих достижению этой цели традиционных, феодаль­ных ценностей.

На смену человеку космологическому, потом религиозному при­ходит человек экономический. Впервые о нем обоснованно заявил в XVIII в. А. Смит. По его мнению, человек по своей натуре эгоист, движимый, прежде всего, стремлением к выгоде (в процессе произ­водства) собственным экономическим интересом. Смит решительно отказался от социальной этики, рассматривал человека как индивид, что противоречило традиционному пониманию его как представителя социального целого. У Смита экономическая деятельность очищается от иных целевых установок, кроме прибыли, от нравственных влияний, опирается только на разум, расчет.

В социальном плане эта идеология коренится в гражданском обществе, в котором господствуют не социальные интересы целого, а частные, главными среди которых и оказываются экономические. Они требуют не веры, а умения считать, учитывать и т. п. Тем самым инициируется рационализация хозяйственной жизни, когда все более

2.5.2. Предпринимательство и «дух капитализма»

171

растущее культурное значение в ней приобретают уже не нравственные, а интеллектуальные потенции.

Но практически одновременно с таким подходом формируется и иной, учитывающий нравственные факторы капиталистической эко­номики. Так, в классической модели буржуазной морали Б. Франклина «self made man» ориентирован на достижение добродетели, которая из­меряется полезностью, а не самоотречением. Человек, заслуживающий кредита, должен обеспечивать три основные добродетели: трудолюбие, точное соблюдение денежных обязательств и бережливость. Если в рыцарской идеологии нормой была демонстративная праздность, то Б. Франклин восхваляет трудолюбие; рыцарской щедрости он про­тивопоставляет бережливость, культ бездефицитного бюджета, упо­рядоченности и методичности. Огромное значение для данного этоса имеет отношение к деньгам. Если рыцарский кодекс чести не позволял проявлять интерес к деньгам, то Б. Франклин призывал к пересчету времени на деньги, к заботе о том, чтобы не терять ни минуты.

Формирование новой трудовой мотивации хорошо показано в зна­менитой работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Выступая в жанре социологии религии, М. Вебер пытался дать ответ на вопросы: какую роль сыграло изменение религиозной этики, обусловленное возникновением и развитием протестантизма, для становления современного капитализма, в частности, в проведении в жизнь такого важного его принципа, как рационализм? Как влияли религиозно-этические установки на характер экономической деятель­ности, и главное, на ее мотивацию? Как воздействуют те или иные типы ведения хозяйства на религиозно-этические принципы? Если стремление к наживе универсально, то при каких именно условиях оно может создать рациональное хозяйствование в виде капиталистических предприятий?

Ответы на эти вопросы достаточно известны. М. Вебер обосно­вывает особую роль в становлении продуктивного, промышленного, рационального западноевропейского капитализма, так называемого «духа капитализма», в основе которого лежит хозяйственная этика протестантизма, прежде всего — кальвинизма. Как уже отмечалось, в ней осуществляется радикальное переосмысление традиционного христианского понимания аскезы через ее переориентацию от внемир- ской на светскую, земную жизнь.

Во-первых, главным содержанием этой аскезы ставится труд. Тем самым религиозная этика становится, прежде всего, этикой религи­озно толкуемого труда: напряженного, систематического, честного, мирского, который в своем профессиональном наполнении получает

Соседние файлы в предмете Культурология