Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мамардашвили. М. Необходимость себя. с. 11-34.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
183.81 Кб
Скачать

T.0 введение в фимняфи»

"сырым" и "вареным". Ибо что такое сырое и вареное? Это ми­фический рассказ о том, что и как мы едим. Ведь не сырое мясо мы едим, а вареное. А это уже культура, а не природа. Через пое­дание, в частности, вареного мы произошли. И миф закрепляет этот факт напоминанием об источниках нашего человеческого происхождения. Мифический рассказ есть память именно о та­кого рода событиях, которые суть не конкретные события. Не о них идет речь.

Повторяю, так называемое трансцендирование происходит на деле в бытии человека, без него нет бытия человека как чело­века. И язык философии содержит в себе слова (уже иного про­исхождения), которые также не имеют конкретного предмета, а указывают непосредственно на совершающиеся акты трансцен-дирования. И в этой связи я дам еще одно определение филосо­фии: философия есть учение о бытии. Почему о бытии? Потому что бытие - это то, чего нет без трансцендирования или внепри-родных основании, поскольку последние не просто какие-то предметы. Бытием называется нечто, что есть только в этом сцеплении человека с не данными природой основаниями. Это бытие. Следовательно, всякий разговор о том, о чем я сейчас го­ворил, есть философия. Философия есть учение о бытии.

И третье определение отсюда вытекает, определение все того же. Сейчас я его дам, а потом вернусь к первому, чтобы закре­пить сказанное.

Третье определение простое. Я сказал: философия есть уче­ние о бытии. Что мы описываем в качестве бытия? Нечто, что зависит от какого-то акта, совершаемого человеком. Но это не­что, не только человек, а одновременно и бытие человека; его не может быть без какого-то отношения. Поэтому я бы сказал так: бытие есть существование такого существа, которое способно позаботиться о своем существовании. А как можно заботиться? Это и значит иметь отношение. Вот, допустим, стакан - облада­ет ли он таким свойством? Со стаканом этого не случается, а с другими вещами - случается. Например, чтобы была память, нужно отношение к тому, что в принципе производится вне па­мяти. Ибо память не совокупность предметов, содержащихся в памяти, а условие того, что вообще может что-то помниться. Или любовь есть не только отношение к конкретному предмету, но и условие того, что вообще нечто может любиться, - в смысле че­ловеческой привязанности, которая, как я вам показывал, не имеет природных законов. То есть не может, в качестве содержа­ния чувства, зависеть от игры природных состояний. Поскольку мы не можем поддерживать один и тот же уровень внимания: не

Ж[1ан£це>и/1ищия и Зьибие 2<

можем одинаково остро волноваться, помнить и т.д. Это органи зуется иначе. Значит, есть какие-то принципы - не вещей, а принципы организации, которые лежат в основах нашего созна­ния. И туда направлена философия - в сами основы нашего со­знания; и о них она говорит.

Видите, описывая вам бытие, я употребляю термин сознание. Или понимание. Я сказал, что философия есть учение о бытии, и при этом показал, что бытие - это такая вещь, которая содержит в себе мышление. Следовательно, я могу дать третье определе­ние: философия есть наука или учение о мыииении.

Итак, первое определение: философия есть учение о филосо­фии. Предметом философии является философия. Второе опреде­ление: предметом философии является бытие. Философия есть учение о бытии. И третье определение: предметом философии является мышление, философия есть учение о мышлении. О ка­ком мышлении? Учитывая, что психология тоже занимается мышлением, я уже не говорю о логике. Нет, мышление - это со­стояние, связанное с бытием и являющееся условием каких-то других человеческих состоянии. Вот в качестве такового оно и есть предмет философии. Благодаря этому и появилась в свое время в философии идея, выражающая тождество мышления и бытия. Это одна из начальных формул философствования. К ней можно относиться по-разному, в зависимости от нашей умственной резвости. Но что бы мы ни придумали, смысл здесь только один. Сошлюсь, в частности, на формулу Парменида (аналогичные вещи не в этой форме, а в другой, высказывались во всех исход­ных философиях, в том числе и в восточной). Что, разве Парме-нид действительно имел в виду мысль о вещи, говоря, что бытие и мысль одно и то же? Нет. конечно! "Одно и то же бытие и мысль, его узнающая". Это один из возможных канонических переводов мысли Парменида, начальной философской мысли. Понимаете, о чем идет речь? О существования. которое зависит от моей озабоченности этим существованием. То, что я узнаю, есть то же самое, что и мысль, посредством которой я это узнаю. Бытие тождественно мышлению именно в этом смысле, а не в том, что какая-то идеальная сущность, какое-то ментальное со­держание мысли было бы тождественно тому, о чем эта мысль (этого философы никогда не говорили).

Хорошо, кажется, я исчерпал все определения философии, в смысле разумных, конечно. Потому что могут быть и другие, ко­торые сейчас приходят на ум, но философия, как и вообще вся­кая мысль, содержит в себе, как ни странно, просто предельное выражение условия человеческого общения. И если я присвоил

^