Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное право РФ (книга Наумова А.В.) особенн...doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
5.66 Mб
Скачать

Убийство (ст. 105 ук)

В 1997 г. было зарегистрировано 28467, в 1998 г. — 28794, в 1999 г. — 30337, в 2000 г. — 31052, в 2001 г. 32792 убийств, квалифицированных по ст. 105 УК РФ.

Часть 1 ст.105 УК определяет убийство как «умышленное причинение смерти другому человеку». Таким образом причинение смерти по неосторожности УК РФ 1996 г. в отличие от советского уголовного законодательства не относит к убийству. Следует отметить, что такое предложение было высказано еще в 1948 г. профессором Ленинградского государственного университета М.Д.Шаргородским. При этом он ссылался на законодательный опыт многих стран, в уголовных кодексах которых лишение жизни одним человеком другого по неосторожности не считается убийством, а выделяется в самостоятельный состав преступления против жизни. При этом он справедливо указывал, что «выражение» «неосторожный убийца» также противоречит духу языка, как выражение «неосторожный поджог», убить и поджечь можно только умышленно. Неосторожно можно только причинить смерть или вызвать пожар1. В известном смысле такой подход отвечал и традициям российского дореволюционного уголовного права. Так, и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (ст.1466) и Уголовное Уложение 1903 г. (ст.464) не относили неосторожное причинение смерти к убийству, а рассматривали и то и другое, как самостоятельные составы преступлений против жизни.

В соответствии с УК РФ все убийства можно разделить на три группы: 1) убийство без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.105); 2) убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105); 3) убийство при смягчающих обстоятельствах (ст.106-108 УК). Все они отличаются разной степенью общественной опасности и соответственно отличаются строгостью уголовно-правовых санкций, установленных за их совершение. Вместе с тем, несмотря на эти принципиальные различия, все эти разновидности убийства характеризуются рядом общих признаков, относящихся к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне того или иного вида убийства. В связи с этим можно выделить содержание родовых признаков состава любого убийства.

Объектом убийства является, как уже отмечалось жизнь, имеющая свое начало и свое окончание (содержание которых было подробно рассмотрено выше).

Объективная сторона любого состава убийства сконструирована по типу материального состава. В связи с этим обязательными признаками объективной стороны убийства являются: 1) деяние (действие или бездействие); 2) преступное последствие (причинение смерти) и 3) причинная связь между деянием (действием или бездействием) и наступлением смерти потерпевшего. Другие признаки объективной стороны (например, способ) являются принадлежностью лишь определенных составов убийства (например, убийства при отягчающих обстоятельствах).

Подавляющее большинство убийств совершается путем действия, то есть активного поведения (путем выстрела из огнестрельного оружия, нанесения смертельных ударов холодным оружием или другими предметами и т.д.). Однако насильственное лишение жизни возможно и путем бездействия. Учебники по уголовному праву (вплоть до новейших) на протяжении не одного столетия приводят ставший «классическим» пример с матерью, которая не кормит своего ребенка, чтобы тот умер, и таким образом стремится избавиться от него. Пример действительно классический. Однако, в реальной судебной практике случаи убийств, совершенных путем бездействия достаточно редки. Яркий пример бездействия – умышленного причинения смерти описан в романе советского писателя, лауреата Нобелевской премии М.А.Шолохова «Поднятая целина». В казацкую станицу к одному из героев романа Якову Лукичу Островному, ненавидевшему советскую власть, колхозы и вообще «коммунию», приезжают два белогвардейских офицера, один из которых в прошлом (по воинской царской службе и фронту) был его уважаемым начальником. Приезжают они с целью поднять казаков на вооруженную борьбу с советской властью. С помощью Якова Лукича заговорщики развернули активную деятельность. Все это происходило на глазах у престарелой матери Якова Лукича. Узнав, что та стала делиться услышанными новостями со своими приятельницами, Яков Лукич страшно испугался, так как знал, что если заговор раскроется, расстрела ему не миновать. Поэтому он запер мать в небольшой комнатушке и приказал домашним не давать ей ни воды, ни еды. Через несколько дней в страшных мучениях старушка умерла от голода и жажды. В данном случае бездействие, проявленное в отказе кормить и поить мать, есть настоящее бездействие-причинение. И Яков Лукич должен отвечать за умышленное причинение смерти, то есть за убийство.

В таких случаях ответственность за бездействие не связывается с невыполнением какой-то персонифицированной обязанности определенного лица. Субъектом-причинителем при таком бездействии может быть любой. Допустим, что в приведенном примере им оказался бы не сын потерпевшей, а один из офицеров. Существовала бы какая-то разница в конструировании ответственности за подобное бездействие-причинение? Нет не существовала бы. Не было бы ее и в случае со смертью младенца, которого выкрали у матери, а потом уморили голодом. Объективное основание уголовной ответственности в подобных случаях не столько в нарушении лежащих на лице обязанностей, сколько в причинении смерти. Поэтому ответственность за смерть при убийстве возлагается не только на обязанного заботиться о потерпевшем, но и на любое лицо, причинившее путем бездействия смерть другому.

Понятие смерти как преступного последствия убийства было уже рассмотрено при анализе момента окончания жизни.

Между деянием (действием или бездействием) и смертью потерпевшего должна быть установлена причинная связь. Это означает, что смерть с внутренней закономерностью должна вытекать из действий (бездействия) виновного, то есть быть необходимым, а не случайным их последствием. Так, Верховный Суд Российской Федерации признал необоснованным осуждение А. и И. за причинение смерти З., который скончался от острого малокровия, вызванного длительным и значительным кровотечением. Последнее возникло в результате избиения потерпевшего А. и И. и причиненного ими З. перелома костей носа с разрывом хряща. Однако смерть З. В конечном счете обусловлена не тяжестью травмы, а тяжким заболеванием крови (гемофилией), которым страдал потерпевший.

В соответствии с ч.2 ст.20 УК РФ субъектом убийства без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.105) и при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105) является физическое и вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Субъектом убийства при смягчающих обстоятельствах (ст.106,107 и 108 УК) – лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Заслуживает внимания криминологическая характеристика личности убийц. По результатам исследования, проведенного в Москве (Н.С.Матвеева) социально-демографические и некоторые иные характеристики осужденных за убийство без отягчающих обстоятельств и при отягчающих обстоятельствах выглядят следующим образом.

Большинство убийств совершается мужчинами (91,9%). Наиболее высоки доли осужденных, совершивших эти преступления в возрасте 30-39 лет (26,4%) и 18-24 лет (24%). На третьем месте – лица в возрасте 40-49 лет (17,4%) и на четвертом – лица в возрасте 25-29 лет (15,3%). Примерно каждый восьмой был старше 50 лет, 4% убийц – несовершеннолетние.

Примерно 65 % всех осужденных убийц имели среднее и средне-специальное образование, а около 7 % - высшее и неоконченное высшее. Чуть больше половины убийц составляют холостые (включая вдовцов и разведенных).

По социальному положению преступники распределяются следующим образом: 32,5% - рабочие; 5,8% - служащие и пенсионеры; 2,3% - студенты и учащиеся. Больше половины всех убийц (51,8%) на момент совершения преступления не работали и не учились.

В состоянии опьянения в момент совершении убийства находились 77,5% осужденных, а в состоянии наркотического возбуждения – 0,7% (почти каждый четвертый убийца официально был признан хроническим алкоголиком, а 37,5% их являлись бытовыми пьяницами. 12% состояли на учете в психоневрологическом диспансере и страдали психическими заболеваниями, не исключающими вменяемость (органическое поражение центральной нервной системы, органическое заболевание головного мозга, психопатия, олигофрения; источники этих заболеваний, как это вытекает из изученных уголовных дел, связаны с неблагополучным детством осужденного (отсутствие нормальной семьи, пьющие родители и т.д.), а так же и со злоупотреблением алкоголя самим преступником, или с тем и другим.

Достаточно высока среди рассматриваемого контингента и доля ранее судимых – 45,5% (из них 45,9% имели в прошлом одну судимость; 30% - две; примерно каждый четвертый – три и более судимости; примерно каждый пятый из них (19,3%) осуждался ранее за насильственные преступления или хулиганство, в том числе 4,6% - за умышленные убийства или покушение на убийство; почти 40% осуждались за корыстные и корыстно-насильственные преступления1.

Субъективная сторона убийства характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Наиболее часть убийство совершается с прямым умыслом. В этом случае лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления смерти потерпевшего и желает их наступления. Допустим, виновный с целью убийства наносит потерпевшему удар ножом в область сердца. В другом случае в этих же целях наносит удар ножом в живот. В обоих случаях налицо прямой умысел. Различие заключается (в рамках прямого умысла) лишь в характере предвидения наступления смерти потерпевшего (в первом случае речь идет о неизбежности наступления преступного результата, во втором – о возможности его наступления).

При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность (только возможность!) наступления смерти другого человека, не желает ее, но сознательно допускает это последствие или относится к нему безразлично.