Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция-1-теория культуры.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
207.87 Кб
Скачать

17

Лекция № 1

Тема лекции: Теоретические основы культуры

План лекции.

1. Введение. Схема курса. Требования к семинарам, модулям и к зачету. Цели и задачи курса.

2. Понятие о культурологии как науке. Типология культурологии. 3. Загадка культуры – около 1000 определений культуры.

4. Типология культуры.

5. Структура культуры.

6. Функции культуры.

7. История возникновения культуры. Открытия древних культур в ХХ в.

8. Значение культуры. - NB

Вопрос 1. Введение. Схема курса. Требования к семинарам, модулям и к зачету. Цели и задачи курса.

  1. Вступление.

Поэма Н. Матвеевой «Питер Брейгель старший» - эпиграф ко всему курсу. Особая ценность и точность «неточности» гуманитарных наук. Неоднозначность ответов на проблемы культурологи. Гармония и дисгармония мирового искусства и культуры как полюсы одного единства.

  1. Структура курса, требования по предмету, сверхзадача и сущность гуманитарных знаний.

  1. Структура курса: в курсе запланировано 9 лекций, 7 семинаров, 2 модуля и зачет. Структуру курса соответствует хронологической типологии (классификации) историко-культурных эпох, именно:

- первобытная культура

- культура Древнего Востока

- античная культура

- культура Средневековья

- культура эпохи Возрождения

- культура XVII столетия (эпохи барокко и классицизма)

- культура эпохи Просвещения

- культура ХІХ века (эпохи реализма)

- культура ХХ века (эпохи модернизма)

  1. Требования к зачету:

- конспект 9-ти лекций

- конспект ответов на все вопросы 7-ми семинаров

- словарь культурологических терминов (ксерокопия)

- словарь персоналий по каждой культурной эпохе

- хронологическая таблица украинской культуры (конспект)

- модули самостоятельной работы – тезисные планы, опорные схемы ответов

  1. Цели и задачи курса:

Цель курса: формирование системы знаний о закономерностях культурного процесса в процессе изучения теории и истории мировой культуры

Задачи курса:

- овладение основными понятиями и категориями культурологии, толкование и использовании

- знакомство с эволюцией культурологической мысли в ее историческом развитии

- выявление характеристик культурно-исторических типов

- понимание проблем современной культуры и умение их анализировать

- понимание основ теории культуры

- знание основных вех в истории развития мировой культуры

- помощь в самоопределении человека в современном мире

- расширение мировоззрения студентов

- обеспечить ориентацию личности в системе общечеловеческих культурных ценностей

– определить роль, формы и типы культур

- сформировать творческое восприятие разных национальных культур

- научиться ориентироваться в мире культурных символов

- освоить основные социально значимые и преобразующие функции культуры

4. Специфика гуманитарных знаний:

- Корень слова «фило» в переводе с латинского обозначает «любить», этот корень слова есть только у двух гуманитарных наук – филологии и философии, любовь к слову и любовь к мудрствованию

- Высокое образование отличается от высшего образования тем, что оно не заканчивается вместе с получением диплома. Высокое образование – это приобщение к ноосфере (термин Вернадского). М. Бахтин (филолог, литературовед, культуролог, выдающийся мыслитель ХХ века): «Значение произведенияя доступно каждому, но ценностно-смысловой момент значим лишь для тех, кто связан узами братства на высоком уровне, здесь – приобщение к высшей ценности»

- Филологические (шире – гуманитарные) знания обладают уникальной способностью переходить в самосознание. В этом случае происходит взаимо переход образования и духовного мира человека, профессиональный рост совпадает с личностным ростом, работа («кусок хлеба») становится призванием, мировоозрением, личной жизнью человека. Перечень основных этапов перехода гуманитарных знаний в самосознание: внешний мир искусства и культуры → внутренний мир человека, внешняя культура → внутренняя культура, чужие художественный открытия → собственные открытия личности, чужие произведения искусства → часть внутреннего неэмпирического опыта, вымышленные события и персонажи → факт личной биографии, профессиональный рост = личностный рост, духовный мир художников всех времен и народов – личный внутренний духовный мир, кругозор, мировоззрение. Таким образом, формируются Убеждения – Поступок – Биография – Судьба – Душа – Карма

- «Филология - это служба понимания, это нить Ариадны в истории человечества, это задача спасения человеческого рода» (С.С. Аверинцев) - Как вы это понимаете? NB

- «Истину недостаточно знать – по истине нужно жить» ( ) Как вы это понимаете? NB

- «Литература как самый лучший собеседник» (Д. Пристли)

- «Надежды маленький реестрик» (Б. Окуджава)

- философ Э. Фромм (ученик и продолжатель З. Фрейда) : «Технически мы живем в атомном возрасте, в то время как эмоционально большинство людей живет в каменном веке».

5.Сущность мировой культуры и значение культурологических знаний:

1) «Великая мудрость – велика печаль» (Библия) – но и великая радость? NB

  1. «Не каждому дано – но каждому воздастся» (поэтических перифраз из Библии, Н. Глебова)

  2. Ж. – Ж. Руссо: «Я согласен, что не все взрослые люди способны постичь и понять философию, но мне глубоко противна та мысль, что это разница заложена в людях от рождения» - Как вы это понимаете? NB

  3. «Ты не один в этот грозный миг. Рядом герои любимых книг. Мой милый друг, гордись своей судьбой, книги напишут и о нас с тобой…» (советская пионерская песня)

  4. «Я возьму этот большой мир, Каждый день, каждый его час. Если что-то я забуду, Вряд ли звезды примут нас…» (песня из к-ф «Москва – Кассиопея»)

  5. «Кто не видит вещим оком Глуби трех тысячелетий, Тот в невежестве глубоком День за днем живет на свете…» (Гете) – Как вы это понимаете? NB

  6. «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» (Ньютон)

  7. «Значит, нужные книги ты в детстве читал…», «Я зла не помню – я опять его возьму…» (В. Высоцкий)

  8. «Игра в бисер» – Г.Гессе

  9. «Парадокс Эйнштейна» (дневники Эйнштейна, Дон – Кихот, русские писатели ХІХ –ХХ веков в их стремлении преодолеть пропасть между искусством и действительностью, М. Бахтин, статья 1919 года «Искусство и ответственность», «Театральный монолог»): Искусство и Жизнь – антиномия или единство? Как преодолеть пропасть между прекрасной литературой и искусством – и безобразной действительностью?

Даже если просто оглянуться на свою жизнь, мы видим, что ещё в первые годы своей жизни мы с замиранием сердца слушаем о приключениях своих любимых героев: радуемся их счастью, плачем, когда несчастье прокрадывается в строки любимых сказок и негодуем, ощущая несправедливость со всей своей детской открытостью и непосредственностью. Мы клянемся себе никогда не приносить несчастье и всегда быть столь же благородными, как рыцари Круглого стола. Мы переносим сказки в свою жизнь, не отторгаем их от себя, а себя – от действительности, созданной искусством. Детская непосредственность, как и первобытный синкретизм, сливает воедино реальное, воображаемое и фантастическое.

Но так длится не долго. Первые шаги в реальную жизнь меняют наше восприятие мира. Школа дает нам знания и навыки, необходимые для выживания. И именно тут сталкивают лбами два мира – мир искусства и реальной жизни. Высокопарные речи на уроках литературы, позже – патетика искусствоведенья оказываются лицом к лицу с обманом, подлостью и предательством на уроках живой жизни, за стенами школы. И встреча эта происходит не где-либо, а именно в наших душах. Мы уже «просекли», что нужно «вертеться, что бы выжить», не брезгуя наплевательством на идеалы. Нас всех с ранней юности уже подстерегает «обыкновенная история» Александра Адуева (И. Гончаров) или «деградация личности» Ионыча.

Становясь «взрослыми», мы «толстой стеной отделяем свою жизнь от искусства» (Альберт Эйнштейн, личные дневники). Мы можем восхищаться Артуром Реваресом – Оводом (Э.-Л. Войнич), при этом боясь сказать слово «против» в реальности; приходим в восторг от пушкинской Татьяны, сами не сохраняя верность любви; механически киваем головами, соглашаясь с убеждением пушкинского же Гринева «береги честь смолоду», давно утратив свою честь; преклоняемся перед трудолюбием Мартина Идена, а сами ленивы и нелюбопытны; смеёмся над пороками гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина, а сами каждый день раболепствуем перед начальством…

«Если литература не заставляется человека становится лучше и делать жизнь лучше, следовательно, она не выполняет свою роль» (Дневники Альберта Эйнштейна).

В последнее время всё больше людей сокрушаются о том, что искусство всё больше становится пошлым и безыдейным, что человечество планеты Земля бесчестно, беспринципно, безответственно. И корни этого зрят во всём, только не в себе. Но афоризмом уже стала мысль Толстого и Достоевского о путях перемены внешнего социального мира только через личное самосовершенствование. Очевидно: чтобы поменять мир, сначала нужно изменить себя.

В финале классического фильма итальянского неореализма «Мы так любили друг друга» (М. Антониони) молодые герои в говорят: «Мы хотели изменить мир – но мир изменил нас…» Антитезис можем услышать из уст гениального Вл. Маяковского: «Молодые – это те, Кто бойцовым рядам поределым, Скажет именем всех детей: Мы земную жизнь переделаем!»

«Культура - это тонкое капроновое покрывало, которое покрывает животную сущность человека. Только в нем отличие человека от животного. Но - сквозь него в любой критический момент жизни вылазят – прорываются ослиные уши» - сказал европейский писатель ХХ века. Лишь только искусство (культура) делает нас людьми и отличает нас от животных. Искусство, которое пробуждает совесть, порождает катарсис, помогает услышать тонкий звук нежной струны в наших душах, не дает заглушить «вещь в себе» (И. Кант) и ослушаться «категорического императива» (И. Кант).

И не просто искусство как явление, а влияние его на человека, именно то, как он следует своим идеалам, сформированным искусством. Вы можете опровергнуть это ярким образом Дона Кихота – якобы он полностью жил по книжным рыцарским идеалам, но, несмотря на всю симпатию, всё равно остается лишь карикатурой, таким себе «дурачком», который поверил в действительность, созданную искусством. Но образ Дорн-Кихота лишь задумывался его автором как пародия на рыцарские романы, а в результате гениальности Сервантеса он стал вечным трагическим образом бессильных и безнадежных попыток соединения искусства и действительности.

После вымышленного Дон-Кихота эти же попытки безуспешно предпринимали многие реальные люди – писатели пытались своими литературными произведениями повлиять на действительную жизнь, укрепляя эти попытки личными поступками и судьбой. Благодаря этому их образному великому Слову можно абсолютно поверить. Это Н. Гоголь, который написал второй том «Мертвых душ» с картиной обновленной идеальной Руси, но почувствовал его фальшь и сошел с ума. Это Ф. Достоевский, который ставил неразрешимые вопросы, создав образ, аналогичный Иисусу Христу («Идиот»), и заболел эпилепсией. Это Лев Толстой, который реализовал свои убеждения о богатстве и эксплуатации крестьян, в 80 лет ушел из дома, как подросток. Это А. Чехов, который не только описал вишневый сад как символ России, но и своими руками посадил перед смертью сад вокруг своего дома в Ялте. Это Вячеслав Иванов, разработавший теории «соборности» поэзии и воплощавший ее в своей «Башне». Это Александр Блок, не только создавший образ Прекрасной Дамы, и воплотивший свое отношение к ней в реальной женщине – своей жене. Это Николай Островский, сначала совершивший подвиги ради революции и освобождения человечества, а потом создавший образ в литературе на основе своих Поступков.

Гениальный философ и литературовед М.Бахтин ХХ века в своей первой юношеской статье «Искусство и действительность» (1919) нашел выход из этой дурной бесконечности. Вот его логика:

  1. …в творчество человек уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья, звуков сладких и молитв".

  2. Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. "Да и где нам, - говорит жизнь, - то - искусство, а у нас житейская проза".

  3. Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.

  4. Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней.

  5. Но с ответственностью связана и вина… Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов.

  6. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.

  7. И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье"… ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.

  8. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.

А всем, смеющимся над Дон-Кихотом, я хочу ответить словами песни «Театральный эпилог» Юлия Кима, этой песней заканчивает все свои концерты Елена Камбурова:

«- Только я, очарованный зритель, Глубоко потрясенный до слез, Брошу к черту родную обитель И коня оседлаю всерьез. И поеду сражаться, бороться Против темных таинственных сил, Ибо есть на земле благородство, Я в себе его вдруг ощутил. И в беде никого не покину, И удары приму на себя, И наверно, конечно, погибну, - А потом вы играйте меня! - Что ж, иди, мы смеяться не станем. А когда ты устанешь от ран, - Приходи, мы еще раз обманем! Ты умеешь поверить в обман!»

  1. «Звезда» - Иннокентия Анненского и Иосифа Бродского

ІІІ. Заключение: вывод по данному вопросу.

Культура – это и есть большой обман, и ничего более. Но именно этот «обман» и отличает человека от животного: сначала это умение создать «обман», потом – способность в него поверить, и, наконец, изменять жизнь по его образу и подобию. Этот «обман» - это совесть, пробуждаемая в нас прекрасными произведениями мировой культуры и искусства. И в особенности – литературы.