Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
дети с нарушениями и работа с ними.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
486.91 Кб
Скачать

Вопросы и задания:

1.Раскройте понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». Какой фактор лежит в разграничении двух последних форм?

2.Назовите причины умственной отсталости.

3.Какие степени олигофрении Вам известны? Опишите основные их признаки.

4.Раскройте классификацию умственной отсталости по М. С. Певзнер

5.Охарактеризуйте состав учащихся коррекционной школы VIII вида.

Дополнительная литература:

1.Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Баудиш В. Сущность коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе // Дефектология. – 1978. - №3.

3.Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993.

4.Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.,1998.

5..Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1990.

6.Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология), - М., 1996

1.3. Дети с нарушениями слуха

Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, фильмов, театральных спектаклей. Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих, страдающих тугоухостью, и глухих.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Они характеризуются тем, что их частичная слуховая недостаточность приводит не только к уменьшению объема воспринимаемой речевой информации и качественному своеобразию речевой информации. Наличие остаточного слуха гораздо в более большей степени, чем у глухих детей, позволяет слабослышащим спонтанно накопить определенный словарный запас и пользоваться им для общения с окружающими. Однако при рано наступившей или врожденной тугоухости без специального обучения устная речь у слабослышащих детей не развивается.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Глухота как первичный дефект, будучи причинно связанная с вторичным нарушением развития – речью, приводит к ряду других отклонений психического развития. Так, серьезные нарушения словесной речи, а тем более полное ее отсутствие, негативно отражаются на зрительном восприятии, на развитии не только словесно-логического, но и наглядного мышления и других познавательных процессов.

Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости.

Существуют различные классификации степени понижения слуха. Согласно аудиолого-педагогической классификации Л. В. Неймана слабослышащие дети могут быть отнесены к следующим степеням тугоухости: I степень – средняя потеря слуха не превышает 50 дБ; II степень – средняя потеря слуха – от 50 до 70 дБ; III степень – более 70 дБ. Условная граница между тугоухостью и глухотой – 85 дБ.

По времени наступления снижения слуха дети подразделяются на две группы: ранооглохшие дети, т. е. те, которые потеряли слух в 3-4 года и позже и сохранили речь. Термин «позднооглохшие дети» характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к следующим группам:

дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии: нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом можно выделить неговорящих (необученные дети);

детей, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);

детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом;

детей с развернутой фразовой речью с аграмматизмом;

детей с нормальной фразовой речью.

При своевременном коррекционном воздействии и его систематическом и адекватном проведении в течение длительного времени уровень речевого развития даже глухого ребенка может быть максимально сближен с нормой.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Дети, несмотря на то, что сегодня у медицины нет возможности вернуть им физический слух, могут максимально сближаться по уровню психомоторного и речевого развития с нормально слышащими сверстниками. Высокого уровня психомоторного и речевого развития могут достигать дети с тяжелой тугоухостью и глухотой при относительно позднем начале обучения – в 2, 3, 4 года при наличии благоприятных факторов. К таким факторам можно отнести: интенсивное систематическое и адекватное состоянию ребенка обучение, активное участие семьи в его воспитании и обучении, высокие потенциальные возможности самого ребенка, его физическое состояние и личностные качества (активность, коммуникабельность, физическая выносливость, работоспособность и т.п.), дополнительная помощь (например, индивидуальная работа с ребенком, занятия речевой ритмики и т.п.). Эффект коррекционного воздействия, а тем самым, и реализация реабилитационного потенциала детей с нарушенным слухом во многом определяются своевременностью (с момента выявления степени) и характера снижения слуха, качественного слухопротезирования и использования в занятиях различной звукоусиливающей аппаратуры.

Л. С. Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей максимальное использование всех видов речи, доступных для неслышащего ребенка и подчеркивал важность индивидуального, дифференцированного подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения. Несмотря на серьезное и разноплановое негативное влияние глухоты и тугоухости на ход развития ребенка, даже при самых тяжелых поражениях слуховой функции при сохранном интеллекте возможности всестороннего развития личности детей с нарушениями слуха не ограничены. Под влиянием социальных факторов (главным образом, специального обучения), проявляя настойчивость в преодолении трудностей на пути своего развития, вызванных дефектом, лица со стойкими нарушениями слуха достигают значительных успехов в различных сферах производственной и общественной деятельности, в проявлении своих творческих способностей.

Сурдопедагогика глухих сегодняшнего времени находится в поисках новых образовательных направлений. Один из таких подходов – билингвистический подход, который в истории развития сурдопедагогики глухих не является новым, он применялся еще 25 лет назад. Значительная часть глухих в той или иной мере владеют и жестовым, и словесным языками. Исследования специалистов убеждают нас в том, что жестовой язык – это полноценный, сложный и лингвистически богатый язык со своей грамматикой, лексикой, морфологией. Это не примитивный, а просто иной язык. Многие исследовательские данные доказывают также, что раннее использование жестового языка и естественного формирование лингвистического багажа являются залогом успешного обучения. Более подробно с билингвистическим подходом в педагогической системе обучения и воспитания можно познакомиться в статьях Г. Л. Зайцевой (5, 6).