Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
75.26 Кб
Скачать

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Вернер Зомбарт

Здесь должно быть показано, в какие своеобразные соединения вступают страсть к деньгам и предпринимательский дух и как из этих соединений рождается капиталистический предпринимательский дух. Мы увидим, что формы, в которых осуществляется это соединение, первоначально чрезвычайно различны, так что и типы капиталистических предпринимателей, «дух» которых мы исследуем в его развитии, вначале коренным образом отличаются друг от друга.

Самое лучшее: мы отправимся непосредственно от... первичных форм предприятия и проследим их постепенное наполнение капиталистическим духом. Следовательно, прежде всего мы проследим, как они постепенно становятся на службу денежной наживе (к которой они как таковые и по своей первоначальной цели относятся по меньшей мере равнодушно).

  1. Разбойники

Сам по себе военный поход не есть предприятие для наживы, в какой бы большей степени золото весьма часто ни служило его сильнейшей движущей силой. Можно, конечно, уже в древности войны финикийцев, карфагенян и римлян из-за Испании, можно в средние века войны за Богемию и в новое время войны против Испании рассматривать как борьбу за золотые прииски. Но мы все же чувствуем, что было бы ошибкой видеть в этих военных походах самые ранние формы капиталистического предприятия.

В совершенно ином свете, напротив, нам являются известные военные походы, которые с самого начала только и направлены на добычу золота и денег и которые теряют всякий смысл, если мы у них отберем стремление к наживе. Это и есть настоящие разбойничьи, в особенности МОРСКИЕ РАЗБОЙНИЧЬИ ПРЕДПРИЯТИЯ. В них воинские способности и воинская организация непосредственно ставились идее наживы.

Морской разбой как общественное установление мы встречаем уже в ИТАЛЬЯНСКИХ приморских городах в течение средневековья. Амальфи, Генуя, Пиза, Венеция - все были очагами организованного морского разбоя (к которому весьма часто присоединялся сухопутный разбой); добрую долю своего богатства они добыли посредством морского разбоя; и первыми формами капиталистического предприятия являются эти разбойничьи походы.

В первые столетия нового времени все западноевропейские нации также придерживались организованного в виде профессии морского разбоя. Этому способствовали вечные войны, наполнявшие XVI и XVII столетия, в которых каперство1 по действовавшему тогда морскому праву играло выдающуюся роль.

Каперство же и морской разбой теперь непрерывно переходят одно в другое: Privateer становятся Pirate, равно как и этот последний в свою очередь находит применение на службе государства как капитан капера. Из ФРАНЦИЙ мы слышим, что в XYI столетии «мелкое провинциальное дворянство, главным об­разом протестантское, не переставало из своей среды рекрутировать ту армию бесстрашных корсаров, которые от времени до времени мстили испанской и португальской торговле за резню Форта Колиньи и Да Каролин»,

Нациями морского разбоя par excellence в XVI и XVII столетия являются, однако, Англия и новоанглийские государства в Америке. Около середины XYI столетия берега Англии и Шотландии кишели АНГЛИЙСКИМИ морскими разбойниками. По одному сообщению сэра Томаса Чалонера, летом 1653 года бы­ло в Канаде более 400 морских разбойников, которые в течение нескольких месяцев захватили 600-700 французских судов.

Понятливыми ученицами метрополии сделались затем АМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ. Сообщения о распространении, которое здесь нашел морской разбой, именно в штате Нью-Йорк, показались бы невероятными, если бы они не были подтверждены множеством несомненных свидетельств. По свидетельству секретаря Пенсильвании, Джемса Логана, например, в 1717 году крейсировали у одного только берега Каролины тысяча пятьсот морских разбойников, из которых 800 имели свое постоянное местопребывание в Нью-Провиденсе. В XVII столетии почти каждая колония оказывала морскому разбою в той или иной форме содействие.

Разновидностью морского разбоя были ПУТЕШЕСТВИЯ С ЦЕЛЬЮ ОТКРЫТИЙ, которые участились особенно с XVI столетия. Какие бы разные идеальные мотивы ни содействовали им: научный или религиозный интерес, честолюбие, любовь к приключениям и др., самой сильной (и сколь часто единственной!) движущей силой оставалась, однако, всегда страсть к наживе. Это по существу всегда хорошо организованные походы за добычей, имевшие целью грабеж в заморских странах. И тем более после того, как Колумб сделал свои открытия, когда он из своих путешествий привез домой всамделишный золотой песок и чудесную весть о позолоченной птице, золотая страна Эльдорадо стала открыто выраженной или молчаливой целью этих экспедиций.

Люди, в которых фантазия авантюриста соединялась с величайшей энергией; люди, полные романтики и все же с ясным взглядом на действительность: люди, которые сегодня командуют разбойничьим флотом, а завтра занимают высокую должность в государстве: которые сегодня жадной рукой копают землю в поисках за кладами, а завтра начинают писать всемирную историю: люди со страстной радостью жизни, с сильным стремлением к великолепию и роскоши и все-таки способные принимать на себя в течение месяцев лишения морского путешествия с полной неизвестностью впереди; люди со способностями к организации, в то же время полные детского суеверия, Одним словом, люди Ренессанса. Это — отцы наших капиталистических предпринимателей по одной линии. Почти не нужно называть их по имени. Они известны из истории. Во главе назовем сильнейшего, быть может, из всех: сэра Уолтера Рэли, the great Raleigh.

Спросят, как я пришел к тому, чтобы этих завоевателей и разбойников отнести в капиталистическую категорию. Ответ прост: не только вследствие того, что они сами были разновидностью капиталистических предпринимателей, сколько, напротив, и прежде всего потому, что дух, наполнявший их, был тот самый дух, который одушевлял всю крупную торговлю, все колониальное хозяйство, вплоть до XVIII столетия и вглубь его. Авантюрист, морской разбойник, купец крупного масштаба (а таким он является, только если он ездит за море) незаметно переходят друг в друга.

Вся разбойничья сущность крупной торговли прежнего времени в особенности, однако, проявляется в больших торговых и колониальных обществах, которые ведь в сущности и являются носителями той ранней торговли. Еще в XVI и XVII столетиях торговые компании, в особенности крупные, были не чем иным, как полувоенными, наделенными верховными правами и средствами государственного могущества завоевательными обществами; снова можно было бы сказать: превращенными в длительные организации разбойничьими походами. Так, голландская вест-индская компания снаряжает с 1623 по 1635 год, затратив на это 4 500 000 лир, 800 кораблей: она захватывает, однако, 540 кораблей, груз которых составляет около 6 миллионов лир: к ним она присоединяет 3 миллиона, которые она отняла путем разбоя и грабежа у португальцев. В счетах прибыли и убытков крупных компаний правильно встречается поэтому статья: прибыль или убыток от каперства или морского разбоя.