Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литейщики Украины старина.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
125.95 Кб
Скачать

Часть 1. Историк украинского колокольного литья – Модзалевский В.Л. и его исследовательская работа «До історії українського ліярства»

Историк украинского колокольного литья – Модзалевский В.Л.

и его исследовательская работа «До історії українського ліярства» (про людвисарів та конвисарів)

К ампанология – наука о колоколах знает множество имен инженеров, художников, литейщиков и исследователей колоколов, что в истории этого дела оставили по себе добрую память. Среди этих замечательных ученых роль украинского историка, искусствоведа, культуролога и исследователя Модзалеского Вадима Львовича занимает значительное место. Широта его интересов, глубина эрудиции и интеллекта, знаний и трудолюбия, аккуратности и усердия просто поражают.

Прожив недолгую, но яркую в научном отношении жизнь (1882-1920) В.Модзалевский благодаря своим исследовательским трудам занял особое и весьма видное место в украинской культуре. Среди его многочисленных трудов мы находим великолепные и весьма глубокие исследования в области истории развития колокольного дела в Украине.

Родился Вадим Модзалевский 9апреля 1882 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье писателя и педагога Льва Николаевича Модзалевского. Его отец происходил из украинского казацкого рода с польскими родословными корнями. Его мать также дворянка, семья которой всегда имела широкие связи среди ярких представителей культурной жизни России. Предки матери Вадима Модзалевского также относились к старинным украинским казачьим родам. Исходя из этого Вадим, как и его брат Борис, воспитывался в строгости и послушании, уважении к украинской культуре, языку и истории. Большое влияние на Вадима имел его старший брат Борис (1874-1928), известный историк, пушкинист и библиограф. Семья Модзалевских проживая под Петербургом, в поместье расположенном в Гдовском уезде имела широкие связи в культурной среде северной столицы. Среди их родственников были потомки А.С.Пушкина, сохранялись тесные родственные связи с семьями писателя Владимира Галактионовича Короленко и ученого Вернадского Владимира Ивановича. Другом их семьи был Василий Руммель, известный русский генеолог, который оказал значительное влияние на формирование Вадима, как будущего ученого. Его памяти Вадим Модзалевский посвятил одну из своих основных и фундаментальных работ – «Малоросійський Родословник».

Учился Вадим Модзалевский в Екатерининском училище Петербурга и Первом Кадетском корпусе, где ярко проявились его способности к историческим наукам, культурологи и другим общественным дисцыплинам.

Вместе с тем, высшее образование он получил окончив 1902 году Николаевское инженерное училище Санк-Петербурга. Первые научные публикации В.Модзалевского относятся к 1901году в «Русском Библиографическом словаре» и «Литературном вестнике». После 1905 года он занимал должность воспитателя Первого Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. В это время он много работал над созданием «Малоросйського родословника». Жизнь в столице для молодого ученого была трудна и отвлекала от углубленной исследовательской работы. Он уезжает на Украину. С 1911 года, приняв приглашение Черниговской губернской земской управы, он возглавляет местный историко-краеведческий музей. С 1912 года В.Модзалевский избирается секретарем Черниговского дворянства. Эта должность обеспечила ему необходимые средства для жизни исследований, творческих и научных работ. Он в продолжении нескольких лет активно печатается в журнале «Украина» и «Украинском научном сборнике». Живя в Чернигове, Вадим Львович возглавлял губернскую архивную комиссию, а после революции основал Общественный Комитет Охраны Памятников Истории, Культуры и Искусства на Черниговщине. С 1918 года Вадим Модзалевский стал заниматься исследованиями старинного украинского искусства. В результате его творческой работы, печатались «Очерки искусства старой Украины», где первыми разделами являлись описания черниговских церквей. В этом же году он переезжает в город Киев, где работает председателем Архивного отдела Центральной Рады. Последние годы жизни Вадим Львович подружился и жил в одной квартире с Нарбутом Георгием Ивановичем, основоположником украинской графики. Нарбут пережил его всего на несколько месяцев.

В. Модзалевский скончался 3 августа 1920 года от заболевания, не грозившего смертельной опасностью. В условия недостатка медикаментов и врачебной помощи в этот период Гражданской войны, он фактически погиб от неоказания ему медицинской помощи.

В киевский период жизни В. Модзалевский уделил время в своих следованиях исследованию и описанию становления и развития колокольного дела в Украине.

К наиболее известным, номалодоступным к изучению работам В.Модзалевского относиться статья «До історії українського ліярства»(про людвисарів та конвисарів). Статья достаточно большого обьема, весьма информативна и дает основное представление о развитии колокольного дела в Украине. Особенно обширен исторический материал относительно семнадцатых – восемнадцатых веков, ноавтора интересовало и зарождение колокололитейного производства в Украине, и он дает некоторые сведения об этом из сохранившихся документальных и литературных источников. Вцелом статья посвящена истории монументального литья – пушек и колоколов, распространенности такого промысла и центрах литья, исторически складывающихся особенностей украинских колоколов как физического тела и сигнального устройства, их декорирования, текстовки.

В.Модзалевский не разделяет исторические факты литья пушек и колоколов, приводя о них сведения параллельно, поскольку одни и те же литейщики одновременно занимались литьем пушек и колоколов.

Поскольку украинские литейщики занимались литьем не только пушек и колоколов, но и других литых изделий из цветных металлов, принято было разделять профессии литейщиков на конвисарив и людвисарив. Так, конвисари занимались литьем изделий из меди: домашней утвари, посуды, предметов культа для церквей и более крупных изделий, в частности для приготовления пищи для большего количества людей – котлов и казанов. В этот же период получило большое распространение в Украине самогоноварение и для этих целей изготавливались специальные аппараты. Этих специалистов литейщиков, как бы выделяющихся из конвисарив, называли котлярами (до сих пор распространенная украинская фамилия).

Людвисары изготавливали литые изделия из бронзы. Во все времена они имели заказы, в том числе от армии. Людвисары - привилегированные литейщики, занимающиеся исключительно монументальным литьем, то есть больших изделий из бронзы, требующих украшения свободных площадей, а главное, совершенствования технологии литья и самих изделий. Эта профессия была связана с тонкими процессами формовки изделий, творческим подходом к их украшению и стилистики. В их задачу входило создание не только годных к эксплуатации пушек и колоколов, но и преданию им вида произведений искусства. Этим оправдывались и значительные затраты на их производство. В.Модзалевский объясняет приход термина людвисарство на Украину из Польши, где слово Ludwisarnia означает литейку – место, где производят литье металлов. Позже, с развитием украинской речи и выхода из употребления слова людвисар, литейщиков называли: ліярниками, ливарниками, и лишь изредка в Караптском регионе - гісерями (с немецкого). В период расцвета колокольного литья в Украине(семнадцатый-восемнадцатый век), которому и посвячено исследование В. Модзалевского, в народе и в документах литейщиков колоколов именовали людвисарями, а их профессию людвисарством, а литейки – людвисарнями. Это была уважаемая профессия еще и тем, что давала возможность этим профессионалам зарабатывать значительные средства на постоянных заказах церковных приходов, держать связь с богачами и магнатами – заказчиками колоколов, пользоваться их защитой и покровительством.

Зарождение национального украинского литья колоколов В.Модзалевский связывает с практикой этого дела в Германии и Польше. Именно в Карпатском регионе с центром во Львове, как наиболее близким территориально к западноевропейским центрам металлообработки и происходило становление этого дела. Немецкими мастерами из Нюренберга искусство литья было привнесено в Краков, где сложилась общепервичная школа славянского литья колоколов. Известными мастерами литейщиками в Германии были братья Себальд и Ганс Бегемы. Их помощниками, ставшими также известными литейщиками, были Глязер, Губер и Шмукер. Вчасности, известно, что Бегемы в 1520 году отлили большой колокол для короля Польши, который в честь его и был назван Сигизмундом. Король Польши Сгизмунд-Август имел и своих королевских литейщиков Виталия и Шпрингеля. В конце шестнадцатого вначале семнадцатого века литье колоколов уже было настолько распространено, что большие литейки были в Варшаве и Кракове, Львове и Галиче. Документально известны литые монументальные изделия, датируемые 1509 годом. С этого времени и началась история колокольного литья в Украине. Интересно, что В.Модзалевский не упоминает в статье о «Староюрском » колоколе Якова Скоры, что был отлит во Львове в 1341 году. Вместе с тем, приводит сведения о двухпудовом колоколе церкви Введения в городе Владимире-Волынском, отлитом, согласно надписи на нем, в1346году (Теодорович «Владимир-Волынский» стр.110, ссылка на Щербановского Д.Н. ). Из того же источника приводятся сведения о колоколе села Зимнего на Волыни, датируемого 1587 годом, что подарен князем Александром Чарторижским. Остается невыясненным, какие литейщики и где отливали эти колокола. 

Значительное внимание В.Модзалевский в своих исследованиях уделяет анализу регионального становления и развития литья колоколов. Его заслуга в том, что он более других исследователей уделил вниманию истории развития колокололитейного дела на Левобережной Украине в: Киеве, Нежине, Волыни, Стародубе, Почепе, Новгород-Северске и Глухове. Со знанием дела В.Модзалевский, хотя и не является собственно исследователем колоколов, разделяет практику литья их на Правобережной и Левобережной Украине. Если литье колоколов на Правобережной Украине развивалось под влиянием традиций литья Германии и Польши, то на Левобережной, это влияние сказывалось значительно меньше до полной выработки здешними мастерами собственного стиля, форм колоколов и их декоров. Такой постепенно складывающийся стиль привел к новой национальной школе литья.

С.Сукач

Г.Сумы 2011 г.

Часть 2. Старинные колокола и регионы колокольного литья упомянутые в работе В.Л.Модзалевкого

Старинные колокола и регионы колокольного литья упомянутые в работе В.Л.Модзалевкого «До історії українського ліярства»

Старинные колокола Украины в исследовательской работе В.Модзалевского. 

 

Известно из документальных источников, что в 1651 году князь Януш Радзивил в качестве военных трофеев вывез в Литву из Киева множество колоколов. Сняты они были с большинства звонниц. Этот факт подтверждает, что такое большое количество колоколов в Киеве могло быть только при своем местном производстве. Исторически подтверждается, что в предвоенные годы, т.е. до 1648 года, колокола отливались единицами и в порядке исключения, поскольку усилия литейщиков и все дорогостоящие и цветные металлы расходились только на литье пушек. Следовательно, массово колокола для города Киева могли производиться с конца пятнадцатого- начала шестнадцатого века не только местными мастерами, но и завозиться из Львова, Дубно, Волыни, Владимира-Волынского.

В нескольких документальных источниках находим сведения о наличии в Киевской Лавре следующих колоколов: «Успенский», «Зосимин», «Орел», «Балика», «Благовест», «Ранний», «Буднечний», «Скликун», а в Видубицком монастыре, согласно описи 1774 года находились: «Старший» 1690 года, «Субботний» 1657, «Скликун» 1701 (Румянцевская опись «Переслав» том 14, 134,№12).

В описи колоколов Покровской церкви села Сулимено на Переяславщине от 1799 года значились следующие колокола:

- «Благовестъ» 1684 год 20 дня;

- «Субботникъ» въ том же 1684 году июня 28;

- «Постовой» 1750 года, а какого месяца не означено;

- «Скликунъ большой» 1692 год априля первого дня;

- «Скликун» меншій совсемъ не означенъ въ какомъ годе, месяце и какого числа сделан;

- «Кустинский» такоже совсемъ не означенъ когда именно онъ сделанъ. (описание Киево-Печерской лавры 1857 год, стр. 20-30)

Сразу же после войны наличие колоколов на звонницах значительно пополняется. Часть колоколов отливалась во второй половине семнадцатого века.

Из старых украинских колоколов обращают на себя внимание:

Колокол церкви села Ишова Мглинского уезда 1651 года;

Колокол села Норино, того же уезда 1737 год;

Колокол церкви св.Михаила в городе Воронеже Глуховского узда 1652 года;

Колокол церкви св.Николая в селе Занки Нежинского уезда 1717 августа месяца;

Колокол церкви села Шептавки Новгородсеверского уезда 1630 августа месяца.

Как полагает В.Модзалевский, подавляющее большинство этих старых колоколов являются изделиями мастеров Киева и Левобережной Украины.

 

Львовско-Карпатский регион колокольного литья в исследовательской работе в.Модзалевского

В Камянце-Подольске в 1712 году существовало развитое металлоделательное производство делящееся на отрасли по принципу средневековых цехов: конвесарский, котлярский, людвисарский, мосенжный (медный), бляхарский (жестяной). Местный людвисар вспоминается документально под 1769 годом: Frane. Wodiek Camenec. a.1769.

В Немирове существовало литейное производство, которое в восемнадцатом веке представляло систему частных небольших цехов (литеек), а с первой половины девятнадцатого века уже и небольших заводов. Развитие здесь колокольного литья привело к тому, что во второй половине девятнадцатого века здесь были небольшие капиталистические предприятия с разделением труда. Известен завод Радзиховского в Немирове, что производил не только заказные колокола, но и весовые на постоянну продажу.

Интересные сведения В.Модзелевский приводит о колоколе Саввы Чалого, взятые из книги Сецинского «Город Камянецк-Подольский» Киев. 1835 год, стр.229. Об этом колоколе, еще до В.Модзалевского подробно писал К.В.Широтский: «Колокол Савы Чалого», что сберегается в селе Степашках Немировского уезда, отлит в 1738 году и подарен Юзефом Потоцким его полковнику Савве Чалому. На колоколе имеется надпись: «Савва pulko», что означает звание Саввы (pulk o wnik). Этот колокол, совсем небольшой высотой в 56см, не имел украшений и служил, очевидно, как сторожевой. С учетом его формы и размера он является изделием подольских мастеров.

В городке Чорный Остров (Проскуровский уезд) в 1777 году отливал колокола людвисар Василий, упоминание об этом сохранилось в летописи Сатановского монастыря Проскуровского уезда (ныне Хмельницкая область), поскольку этот мастер изготавливал продукцию по заказам монастыря.

 

Киевский регион колокольного литья в исследовательской работе в.Л.Модзалевского

Киевские литейщики традиционно изготовляли набольшие и красивейшие колокола Украины.

Людвисар Афанасий Петрович в 1690 году отлил в городе Киеве колокол «Старший», а в 1695 – колокол «Кизикермен» на средства полтавского сотника Павла Семеновича Герцыка. Этот колокол символично отливался из металлов пушек, захваченных в качестве трофеев в сражении у турецкой крепости Кизикермен, что находилась в устье Днепра. Колокол весом 150 пудов, работал на звоннице Успенской церкви в городе Полтавы. Лопнул в 1860 году и перелит на заводе Финляндского в Санкт-Петербурге в 1895 году. Этот колокол занимает особое место в истории колокольного литья и считается образцом творчества украинских мастеров. Он был необыкновенно красив, орнаментирован в украинских мотивах, содержал множество текстов и даже стихов. Новый колокол, что после переливки назвали тем же именем, хотя и повторял его форму, но уже не содержал всего того первоначального декора и текста. Так, изготовители нового колокола исключили изображение креста, образа Божьей Матери, герба полковника Герцыка, надписи «Делалъ Аоанасий Петровичъ» и стихи:

«Въ року тисяча шестьоть девятдесять пятомъ,

По славномъ Кизикермене, отъ христіянъ взятомъ,

За царсва росскихъ царей Петра, Іоанна,

За гетманства Мазепы, Богомъ дарованна,

Cооруженъ ест звонъ сей ку Божіей славе

До храму Успенія во граде Полтаве

Изъ штукъ Казикерменскихъ ароматных здобычныхъ,

З придатками матерій, до звона приличныхъ,

Коштомъ его милости войскъ полтавскихъ вожа,

Павла Семеновича, Украины строжа».

Историч.Общ.Нест.Летоп.кн.17,вып 3, стр.23-24.

Исходя из этого новый колокол Кизикермен не является памятником национального колокольного литья.

Людвисар Павел Петрович Романовский в 1798 году на средства Степана Ивановича Манжоса выполнил работы по переливу большого колокола Роменской Соборной церкви весом 133 пуда с добавлением 10 пудов меди. Романовский за работы получил 1000 рублей (Куриловъ «Роменская старина»1898 год стр. 258 и 275.

Людвисар Алексей Иванович Звонник – бургомистр города Киева, продал, изготовленный им колокол Василию Романову, жителю города Решетиловки.

В описи Видубицкого монастыря датированной 1774 годом значиться, что к этому времени на звонницах работали колокола:

Все эти колокола, как полагал, В.Модзалевский, выполнены киевскими мастерами литейщиками.