- •2 R. Hildebrand. Op. Cit., s. 45-57.
- •3 N. D. Pustel de Coulanges. Recherches sur quelques problиmes d'histoire. 2e ed. Paris, 1894.
- •5. Схематично ход процесса социальной дифференциации можно представить — в соответствии с вышеизложенным — так.
- •6 Ibid., I, 36: invicli Germani... Qui inter annos XIV tectum non subissent.
- •16 Vettefus Patereulas. Historia Romana (далее — Veil.), 108.
- •18 Ibid., XII, 29; Nam vis innъmera Ligii aliaeque gentes advontabant, fama ditas regni, quod Vannius triginta per annos praedationibus et vectigaubus auxerat
- •21 Toe., Annalee, I, 63—65; II, 5; II; 14; 19.
- •22 Гас, Annales, II, 13: Arminii nomine poicetur.
- •28 Ibid., IV, 17: Sic in Gallias Germaniasque in ten tus, si destnala provcnissent, validissimenim ditissimaxomgue nation tun regno immnebat.
- •30 E.Norden. Die gestaamscfae Urgeschichte im «Tacitas Germania», s. 270.
- •Основные идеи работы «протестантская этика
- •5 «Установленная нами здесь связь отнюдь ие является чем-то «новым»..., разительно обратное, а именно: совершенно необоснованные сомнения в правильности этого тезиса».
- •6 В. Franklin. Necessary binU to those tbat would be rieh; idem. Adrice te a young tradesman.
- •9 Источниками для характеристики кальвинизма ему служат: «Westminster Соа-нession» 1647 г., и богословские трактаты Бейли, Ричарда Бакстера, Бениана в др.
- •3. Анализ исследования вебера о протестантизме со стороны метода
- •17 Essay on Trade and Commerce etc*. London, 1770.
- •4. «Город» вебера 35
- •5. Заключительные замечания
- •5 «Ойкос», собственно, значит дом; в научной литературе этот термин принят
- •7 Eidverbruderungen der Zunfte.
- •13 Ср. К. Backer. Op. Cit, s. 124 и к. Riezпer. Ober Finanzen und Monopole im alten Griechenland. Berlin, 1907,8. 83.
6 Ibid., I, 36: invicli Germani... Qui inter annos XIV tectum non subissent.
Набеги свевских дружинников предпринимались, конечно, не с той целью, с какой современное организованное войско высылает разведочные отряды, но эти набеги и их экономические результаты как нельзя лучше соответствовали назревшей хозяйственной потребности и облегчали наступавшее вслед за ними военно-переседенческое движение племени. Вероятно, в самом процессе этого движения наравне с военными схватками не на жизнь, а на смерть происходили и кратковременные набеги воинов, которых переселившееся племя выделяло из своей среды. Относительно свевов эпохи Ариовиста это можно утверждать со значительной долей достоверности 7.
Само собой разумеется, что эти набеги, неизменно сопровождавшиеся грабежами и захватом добычи, тем самым содействовали накоплению имущества и, таким образом, отчасти разрешали не только чисто военные, но и хозяйственные задачи, стоявшие перед свевскими племенами в период их военно-переселенческого движения. Но именно только отчасти. Ибо для земледельческого племени военные грабежи представляли собой и слишком недостаточный, и слишком нерегулярный источник существования. Чтобы сохранить свою боеспособность и иметь возможность продвигаться вперед, чтобы просто-напросто не погибнуть во время переселения, свевы должны были в той или иной форме заниматься земледельческим трудом и в самом процессе военно-переселенческого движения. Но обстановка была крайне неблагоприятна для нормальной работы земледельца, ибо одни набеги храбрецов так же мало могли обеспечить успешность продвижения свевского племени, как и прокормить его. Не только отважным дружинникам, но и всем свободным и боеспособным членам племени то и дело приходилось браться за оружие, отрываясь от хозяйственного труда.
Военно-переселенческое движение, конечно, имело свои паузы, во время которых свевы и добывали средства к существованию обычными для земледельческого племени способами, но эти паузы были и непродолжительны, и, главное, непрочны. Под влиянием
7 Об этом сведетельствует не только судьба узипетов и тенкеров, но и многочисленные указания Цезаря на победоносное шествие по владениям их соседей, которые в конце концов обычно уступали натиску свевов, тревоживших их своими набегами. Об узипетах и тенктерах, которым набеги свевов мешали заниматься земледельческим трудом, см.: Caesar, 1.
этой обстановки земледелие свевов подвергалось некоторой деформации. Таким и возник тот странный порядок сельскохозяйственных работ, который изображен Цезарем в 1-й главе IV книги и в 22-й главе VI книги его «Записок о Галльской войне» 8.
Эти
известные
описания
Цезаря
9
создают
такое
впечатление,
что
каждый
род,
поочередно
и
ежегодно
меняя
место
своего
жительства
и
.
Так как описанный Цезарем порядок представляет собой в хозяйственном смысле иррациональное явление, а подозревать достоверность самих описаний Цезаря нет достаточных оснований, остается лишь вместе с И. Гоопсом10 искать объяснения этого странного порядка вне сферы хозяйства и рассматривать его как некоторую деформацию земледелия, возникшую под влиянием своеобразных условий военно-переселенческого двнженпя свевских племен. Недаром сам Цезарь дважды противопоставляет войну
8 Мы считаем возможным пользоваться в качестве материала для суждения деформации земледелия у свевов не только 1-й главой 4 книги, но и 22-й главой 6 книги, ибо исключительная судьба переселяющейся части свевского племени, весь уклад жизни которой строился под знаком войны, несомненно наложила свой отпечаток на изображение экономического быта и социально-политического строя прочих германских племен в «Записках» Цезаря, в особенности же – на «этнографические описания германцев вообще». И это тем более, что второй германских экскурс Цезаря был, по-видимому, составлен после опубликования (во всяком случае после написания) первого и представляет собой, таким образом, его исправленное и дополненное издание. Ср. по атому поводу соображения Э. Нордена (E. Norden. Dio germanische Urgeschichte in «Та ci tus Germania». Leipzig — Berlin, 1922, S. 484—488) и О. Шульца (О. Th. Schult. Uober dio wirtschaftlichen und politischen Vorhдllniss bei den Germanen zur Zoit dos C. J. Сuезsaг'а.-— «Klio», XI, 1, 1911, S. 60—62).
9 Caesar, IV, 1: sed priva ti ас sepa rati agri apud eos nihil est, neqtie longivs mm romanero uno in loco incoJendi causa licet, ср. VI, 22: Noque nuis quam agri ra odian cerium aut Ones habet proprioe, sod mngistratus ас principes in anntos aingitlos gantious.
10 J. Hoops. Waldbaume und Kulturpflanzen im germanischen Altertum. Strassburg, 19005, S. 511-520.
земледельческому труду: во втором германском экскурсе в качестве одной из причин описанного порядка земельных отношений германцев приведено то немаловажное соображение, что «он не дает им прельститься оседлым образом жизни и променять войну на
земледельческую работу» 11. То же самое противопоставление — в несколько иной формулировке находим и в первом, свевском экскурсе Цезаря, причем здесь оно завершает описание тех изменений, которым подвергся социальный строй свевских племен, входивших в союз Ариовиста, и должно, по-видимому, служит объяснением причины этих изменений.
В свевском экскурсе 12 Цезарь сжато, но достаточно выпукло охарактеризовал тот способ, при помощи которого переселявшиеся свевы устраняли противоречие между двумя исключающими друг друга необходимостями: одновременно заниматься обработкой земли и ее завоеванием и защитой. Но в то же время описанный Цезарем порядок создавал резкую деформацию социального строя свевов. Обычные подразделения внутри германского племени, разбивавшие его в мирное время на три намеченных выше социальных слоя 13, оказались каким-то образом подчиненными новому, чисто профессиональному подразделению всего племени на две равные половины — на воинов и земледельцев. И хотя воины и земледельцы ежегодно меняли свои функции, тем не менее в каждый данный момент существования свевского союза сохранялось это основное деление свевского племени на две половины — деление, вызванное к жизни чисто военными надобностями.
В полном соответствии с отмеченной деформацией земледелия и социального строя свевов находятся и некоторые своеобразные особенности их политического строя.
Обстановка постоянных войн и переселений оказала заметное влияние на роль народного собрания и на характер власти вождя. Народное собрание, являющееся в мирное время, по-видимому, центральным органом всей жизни племени 13, приобретает характер
11 Caetar, VI, 22: no assidua consuetudine capti sludium belli gerendi agricultura commutent.
12 Ibid., IV, 19: Sueсos... concilio hбbito nuntios in omnes partes dimisisse ut de.
13 Хотя Цезарь и говорит, что «в мирное время у пламени нет общего прави- тельства» (VI, 23: in расе null us est communis magistratus), тем ne менее общее со- держание 23-й главы VI книги и 19-й главы V книги «Записок о Галльской войне» заставляет предполагать, что народное собрание функционировало у германских племен эпохи Цезаря (в частности у свевов) и в мирков время.
какой-то военной сходки из среды которой знатные и отважные предводители вербуют в свои отряды охотников до опасных военных приключений 14.
Иногда свевское народное собрание выступает, в изображении Цезаря, в качестве военного совета, разрешающего вопросы войны и мира. Так во время первого перехода Цезаря через Рейн свевы созвали народное собрание, которое выработало определенный план борьбы с неприятелем и разослало во все концы вестников для оповещения о принятом решении. Военные функции народного собрания свевского племени подчеркнуты и выдвинуты Цезарем на первый план. Но оно по самой структуре своей, конечно, не в состоянии было осуществлять военное руководство длительным переселенческим движением свевских племен.
Это движение требовало концентрации военной и политической власти в одних руках. В своеобразной обстановке, создававшейся этим движением, знатный и талантливый военный вождь, dux, т. е. глава всех военных сил данного союза племен, неизбежно должен был превратиться в единоличного политического властителя этих племен. Такая метаморфоза и произошла с Ариовистом: власть Ариовиста была по происхождению своему несомнепио чисто военной властью. Ариовист был тем самым военачальником, который, по словам Цезаря, избирался в военное время и имел неограниченную власть над жизнью и смертью своих подданных 15. «Королем германцев» (rex Gennanorum) Ариовист сделался лишь в силу того исключительного положения, в которое его поставило командоваиие целым грозным военным союзом племен. Чтобы убедиться в могуществе Ариовиста, достаточно вспомнить, как разговаривал он с Цезарем. Тон его переговоров свидетельствует не только о военной мощи племени свевов, но и о том положении, которое занимал в этом племени король Ариовист; они показывают, что политическое могущество Ариовиста было очень велико, то покоилось исключительно на его военном могуществе.
Борьба Цезаря с Ариовистом окончилась, как известно, победой Цезаря п изгнанием Ариовиста из Галлии. Созданный им военный
15 Ibid., VI, 23: cum bellum civitas aut illatum dйfendit aut Infort, magistratus, qui o bello praesint, ut vitae necisque habeant potestatem, deliguntur.
союз распался, и свевские племена частью застряли на Майне и Неккаре, а частью (семноны) вернулись на свою первоначальную родину между Эльбой и Одером. Таким образом, свевские племена все же заняли более обширную территорию, чем та, которой они владели раньше. Если прибавить к этому, что значительная их часть была перебита во время столкновения с Цезарем, то станет понятным их сравнительно долговременное пребывание во внутренней Германии, сделавшееся возможным благодаря уменьшению их численности и увеличению занимаемой ими территории.
Однако это благополучие свевов было лишь относительным и по самому существу носило временный характер: задача, стоявшая перед обширной группой свевских племен — завоевать большую страну, пригодную для ведения земледельческого хозяйства,— оставалась нерешенной— она была лишь отодвинута событиями и временно утратила свою остроту. С увеличением численности свевов необходимость ее решения вновь должна была стать весьма настоятельной. И вот чорез полвека после распада военного союза Ариовиста возникает новый союз, во главе которого становится король маркоманнов Маробод. Таким образом, военный союз Маробода преследовал те же цели, что и военный союз Ариовиста; и подобно тому, как для Ариовиста средством осуществления этих целей служило переселение свевов и завоевание Галлии, так для Маробода этим средством послужило переселение маркоманнов и ряда родственных им свевских племен (квадов, семнонов, лангобардов, гермундуров) в нынешнюю Богемию (около 2 г. до и. э.). Но, несмотри на такое, казалось бы, поразительно полное совпадение целей и средств обоих военных союзов, сам процесс осуществления этих целей при помощи указанных средств протекал в обоих случаях совершенно своеобразно.
