- •2 R. Hildebrand. Op. Cit., s. 45-57.
- •3 N. D. Pustel de Coulanges. Recherches sur quelques problиmes d'histoire. 2e ed. Paris, 1894.
- •5. Схематично ход процесса социальной дифференциации можно представить — в соответствии с вышеизложенным — так.
- •6 Ibid., I, 36: invicli Germani... Qui inter annos XIV tectum non subissent.
- •16 Vettefus Patereulas. Historia Romana (далее — Veil.), 108.
- •18 Ibid., XII, 29; Nam vis innъmera Ligii aliaeque gentes advontabant, fama ditas regni, quod Vannius triginta per annos praedationibus et vectigaubus auxerat
- •21 Toe., Annalee, I, 63—65; II, 5; II; 14; 19.
- •22 Гас, Annales, II, 13: Arminii nomine poicetur.
- •28 Ibid., IV, 17: Sic in Gallias Germaniasque in ten tus, si destnala provcnissent, validissimenim ditissimaxomgue nation tun regno immnebat.
- •30 E.Norden. Die gestaamscfae Urgeschichte im «Tacitas Germania», s. 270.
- •Основные идеи работы «протестантская этика
- •5 «Установленная нами здесь связь отнюдь ие является чем-то «новым»..., разительно обратное, а именно: совершенно необоснованные сомнения в правильности этого тезиса».
- •6 В. Franklin. Necessary binU to those tbat would be rieh; idem. Adrice te a young tradesman.
- •9 Источниками для характеристики кальвинизма ему служат: «Westminster Соа-нession» 1647 г., и богословские трактаты Бейли, Ричарда Бакстера, Бениана в др.
- •3. Анализ исследования вебера о протестантизме со стороны метода
- •17 Essay on Trade and Commerce etc*. London, 1770.
- •4. «Город» вебера 35
- •5. Заключительные замечания
- •5 «Ойкос», собственно, значит дом; в научной литературе этот термин принят
- •7 Eidverbruderungen der Zunfte.
- •13 Ср. К. Backer. Op. Cit, s. 124 и к. Riezпer. Ober Finanzen und Monopole im alten Griechenland. Berlin, 1907,8. 83.
3. Анализ исследования вебера о протестантизме со стороны метода
Та основная проблема, под углом зрения которой Вебер рассматривает соответствие религиозной этики протестантизма «капиталистическому духу», есть проблема возникновения современного капитализма. Не следует упускать из виду, что вся его социология религий имеет целью уяснить некоторые стороны этой проблемы. Какие же именно? В процессе изложения исторнко-социологическнх построений Вебера перед нашим умственным взором все время вырисовывался какой-то знакомый, но несколько неопределенный в своих очертаниях силуэт мыслителя, как бы незримо руководящего Вебером. Это несомненно — силуэт Маркса. Постараемся понять, почему он казался нам столь неопределенным и как бы неуловимым, попытаемся уловить и зафиксировать его очертания и тем самым установить, что идет от Маркса в интересной работе Вебера (а от него в ней немало — гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд).
Прежде всего, от Маркса — интерес к упомянутой основной проблеме и самое представление о капитализме как об исторически сложившемся, своеобразном строе хозяйства, не имеющем полных аналогий в прошлом. Только это понимание историчности капитализма как общественной формации, столь ясно обнаруженное Вебером в его предварительных замечаниях к «Социологии религий», и сделало возможным постановку вопроса о происхождении капитализма в качестве центральной проблемы всей этой работы.
Как известно, и Маркс задавался вопросом о генезисе капитализма. Маркса привел к этому вопросу анализ производственных отношений капиталистического общества. «Мы видели, — писал он,— как деньги превращаются в капитал, как капитал производит прибавочную стоимость и как за счет прибавочной стоимости увеличивается капитал. Между тем накопление капитала предполагает прибавочную стоимость, прибавочная стоимость — капиталистическое производство, а это последнее — наличие значительных масс капитала и рабочей силы в руках товаропроизводителей. Таким образом, все это движение вращается, по-видимому, в порочном кругу, из которого мы не можем выбраться иначе, как предположив, что капиталистическому накоплению предшествовало накопление «первоначальное» («previous accumulation» — но А. Смиту),—накопление, являющееся пе результатом капиталистического способа производства, а его исходным пунктом».
В чем видит Маркс сущность этого процесса? В отделении производителей от средств и орудий производства, в создании класса «свободных» рабочих — «свободных» в двояком смысле: с одной стороны, не принадлежащих к средствам производства (как, например, рабы и крепостные) , а с другой стороны, лишенных средств производства, «освобожденных» от них. Этот процесс отделения производителей от средств и орудий производства Маркс и считает основным двигателем капиталистического развития. Вопрос о возникновении капитализма есть для него вопрос о причинах и ходе этого процесса. «Итак, к чему сводится первоначальное накопление капитала, т. е. его исторический генезис? — спрашивает Маркс и отвечает: «Поскольку оно не представляет собой непосредственного превращения рабов и крепостных в наемных рабочих и, следовательно, простой смены формы, оно означает лишь экспроприацию непосредственных производителей, т. е. уничтожение частной собственности, покоящейся на собственном труде» .
Как было указано выше, и Вебер считает это наличие класса формально «свободных» рабочих и классовой противоположности «буржуазия — пролетариат» конститутивным признаком современного капитализма. И для него, следовательно, вопрос о генезисе капитализма мог бы быть вопросом о происхождении этого классового противоречия и о возникновении «свободного» труда, если бы он поставил себе целью проследить генезис социально-экономического содержания капитализма. Но его интересовала другая сторона проблемы. Его занимал вопрос о генезисе хозяйственной идеологии господствующего класса капиталистического общества — той идеологии, которую он считает столь же характерной для этого общества, как и его экономические формы. Так пришел Вебер к своему понятию «капиталистического духа» и к вопросу о возникновении этого «духа».
ностыо или если бы он считал «капиталистический дух» фактором, определяющим всю структуру капиталистического общества и именно поэтому стремился бы проследить генезис этого «духа». Но как мы видели, «капиталистический дух» Вебера (в отличие от зомбартовского) — в высшей степени реальный исторический феномен, представляющий собой известкую совокупность норм хозяйственной этики, приемов и методов хозяйствования.
Происхождение «капиталистического духа» Вебер отнюдь не склонен отождествлять с происхождением капитализма вообще. Напротив, он неоднократно подчеркивает, что это — лишь одна сторона проблемы; его интересует просто-напросто именно эта ее сторона, и он исследует ее, сознавая всю неизбежную фрагментарность такого исследования. В главе о первоначальном накоплении Маркс поставил вопрос об объективных предпосылках капитализма, т. е. о предпосылках капиталистического строя хозяйства,— Вебера занимает вопрос о его субъективных предпосылках, т. е. о предпосылках капиталистического строя мышления. Но и постановка этого второго вопроса отнюдь не была чужда Марксу; он только не занимался этой стороной проблемы специально, но все же успел сделать ряд намеков и в этом направлении.
«Для общества товаропроизводителей,— читаем мы в I томе «Капитала»,— всеобщее общественное производственное отношение которого состоит в том, что производители относятся здесь к своим продуктам труда как к товарам, следовательно как к стоимостям, и в этой вещной форме (in dieser schlichten Form) частные их работы относится друг к другу как одинаковый человеческий труд,— для такого общества наиболее подходящей формой религии (entsprechendste Religionsform) является христианство с его культом абстрактного человека, в особенности в своих буржуазных разновидностях (in seiner brgerlichen Entwicklung), каковы протестантизм, деизм и т. д.».
Характерно, что Маркс говорит: протестантизм сыграл крупную роль-в генезисе капитала уже по одному тому, что увеличил число рабочих дней. Значит, он допускал мысль о крупной роли протестантизма в создании других, более существенных сторон капиталистических отношении, И он был совершенно прав, ибо увеличение числа рабочих дней — факт второстепенный сравнительно с той грандиозной ломкой общественных отношений, которая и составляет процесс возникновении капитализма. Но в чем же еще мог усматривать Маркс значение протестантизма для возникновении капитала? Не в создании ли того психологического типа, который нужен был капитализму и который мог сложиться лишь в результате ломки всей традиционной психики? На этот вопрос у Маркса нет прямого ответа, а есть лишь намек на ответ. Этот намек чувствуется в слове «традиционные праздники»: Маркс как бы хочет подчеркнуть факт ломки бытовой и религиозной традиции и ту роль, которую сыграл протестантизм в этой ломке. Но дальше подобных предположений мы не можем идти за отсутствием точных данных, нам важно лишь указать, что и Маркс не только высказывал мысль о соответствии протестантской религии буржуазным общественным отношениям, но и подчеркивал роль протестантизма в самом генезисе капитала.
В прочих приведенных нами цитатах Маркс совершенно определенно говорит о протестантизме как о порождении капитализма. В первой он делает ударение на абстрактном характере общественных отношении при капиталистическом строе и на абстрактном характере соответствующей им религиозности. Это замечание не случайно брошено Марксом именно в главе о товарном фетишизме, ибо как раз в этой главе Маркс вскрывает безличность и сверхличность людских отношений в капиталистической обществе. Вспомним, что говорит Вебер о сверхличном характере пуританского индивидуализма в религии и хозяйстве (личное служение сверхличному богу в обществе путем деятельности, носящей сверхличный характер) ,— и сходство подмеченного Марксом и Вебером основного соответствия покажется разительным! Мы оставляем здесь пока в стороне вопрос о том, как объясняют Маркс и Вебер это соответствие, с какой стороны они к нему подходят, в намеренно фиксируем внимание на
