2В. Учет нематериальных активов.
Порядок учета нематериальных активов ведется в соответствие с ПБУ №14/2007 «Учет нематериальных активов», приказ Минфина от 27 декабря 2007 года. Для принятия к бухгалтерскому учету активов, в качестве нематериальных, необходимо единовременное выполнение следующих условий:
Объект способен приносить экономические выгоды организации, при использовании в производстве продукции (работ/услуг), либо управленческих нужд организации.
Организация имеет документы, подтверждающие существование актива и права на эти активы (патенты, свидетельства и т.п.).
Доступ иных лиц – ограничен к экономическим выгодам от использования этого объекта.
Возможность выделения объекта от других активов.
Объект предназначен к использованию на срок более 12 месяцев.
Первоначальная стоимость актива может быть достоверно определена.
Отсутствие материально вещественной формы.
К нематериальным активам относятся:
Программы для ЭВМ.
Полезные модели.
Секреты производства.
Товарные знаки.
Деловая репутация – возникает в связи с приобретением предприятия, как имущественного комплекса.
Единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект.
Инвентарный объект – совокупность прав, которые возникают из одного патента, свидетельства, договора и т.д.
Нематериальные активы учитываются на счете 04 по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость – это сумма фактических затрат на приобретение и создание нематериальных активов. Расходами на приобретение нематериального актива являются:
Сумма оплаты продавцу.
Таможенные пошлины.
Вознаграждение посреднику.
Иные расходы, связанные с приобретением НМА.
Расходы, связанные с приобретением нематериальных активов собираются по дебету счета 08.
Нематериальные активы могут поступать в результате:
приобретения;
создания самой организацией;
поступление в качестве вклада в уставный капитал;
по договору дарения.
Отражена стоимость НМА на основании документов продавца Д08 К60 – 10000
Д19 К60 – 1800
Оприходован НМА – Д04 К08 - 1000
Если по договору дарения:
Д04 К98 (91)
Если получены в качестве вклада в УК:
Д04 К25.
В бухгалтерской отчетности НМА отражаются по остаточной стоимости, т.е. за минусом начисленной амортизации. Амортизация по НМА начисляется следующими способами:
Линейным – исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования.
Способ уменьшаемого остатка – начисляется исходя из остаточной стоимости на начало месяца * Коэффициент не более 3-х / Оставшийся срок полезного использования в месяцах.
Списание стоимости, пропорционально объема произведенной продукции.
Амортизацию начинают начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету. Прекращается начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия НМА.
Амортизация не начисляется:
По НМА некоммерческих организаций.
По НМА с неопределенным сроком полезного использования, однако в тестах дана старая редакция ПБУ: «По нематериальным активам, срок полезного использования которых нельзя определить, норма амортизации устанавливается в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности организации».
Для амортизационных отчислений применяется счет 05.
Д20,25,26,23,44 К05 – начисление амортизации.
НМА могут выбывать по следующим причинам:
При безвозмездной передачи.
Списана сумма начисленной амортизации по НМА Д05 К04 - 10000
Списана остаточная стоимость НМА Д91 К04 - 1000
Выявлен финансовый результат от безвозмездной передачи Д99 К91 – 1000 руб.
При продаже.
Продаем объект НМА Д05 К04 - 10000
Списана остаточная стоимость НМА Д91 К04 - 1000
Отражена выручка от продажи Д62 К91 – 7080
Начислен НДС Д91 К68 – 1080 руб.
Поступила оплата от покупателя Д51 К62 – 7080.
Определен финансовый результат Д91 К99 – 5000 руб.
Выбывает НМА в результате истечения срока полезного использования. Выбывает НМА, первоначальная стоимость – 10000, сумма начисленной амортизации 10000.
Д05 К04 – 10000.
