Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КР Сухих 1.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
47.27 Кб
Скачать

Глава 2. Социально-правовая оценка преступлений

Правовая оценка определённого преступного поведения именуется квалификацией преступлений. Под квалификацией понимается установление и закрепление в процессуальных документах соответствия между юридическими признаками реального общественно опасного деяния и признаками [7].

Отношение общества и государства к процессу применения норм уголовного законодательства – это проявление общей линии эффективности правоприменения. Правильная квалификация имеет следующее юридическое значение:

Во-первых, она позволяет отграничить уголовно наказуемое деяние от иных правонарушений и аморальных поступков.

Во-вторых, она является важной предпосылкой назначения законного и справедливого наказания, поскольку неправильная квалификация может повлечь наказание по статье УК с более строгой или менее строгой санкцией, чем санкция той статьи УК, которая была нарушена.

В-третьих, она служит основанием дифференциации условий отбывания наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории совершенного преступления.

В-четвертых, в зависимости от квалификации и категории совершенных преступлений устанавливается рецидив, опасный и особо опасный рецидив, что влечет различные правовые последствия.

В-пятых, в зависимости от квалификации и категории совершенного преступления по-разному решаются вопросы об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене наказания более мягким, об истечении сроков давности, о возможности освобождения от уголовной ответственности, о применении и неприменении амнистии и т.д.

В-шестых, она является предпосылкой правильного применения многих уголовно-процессуальных положений (о подследственности, подсудности, процессуальных сроках, видах мер пресечения и т.д.)

В-седьмых, правильная квалификация преступлений имеет немалое криминологическое значение (отражение действительного состояния и структуры преступности в уголовной статистике, разработка и применение мер предупреждения преступлений разных видов и т.д.) [6].

Имеется и более развернутое мнение, при котором она:

1. Она фиксирует первый результат реализации субъективных прав и обязанностей участников уголовно-правового отношения, порожденного фактом совершения преступления. На первоначальном этапе в рамках возникнувшего уголовно-правового отношения правом и обязанностью органов уголовного преследования и суда является дача уголовно-правовой оценки происшедшему событию. Здесь предполагается решение целой совокупности вопросов уголовно-правового характера: установление нормы УК, распространяющей свое действие на соответствующее общественно опасное деяние, выяснение момента юридического окончания преступления, возможное решение вопросов о соучастии в преступлении, неоконченном преступлении, множественности преступлений и т.д. К числу субъективных прав лица, совершившего общественно опасное деяние, как участника уголовно-правового отношения относится право на то, чтобы к нему была применена та статья Уголовного кодекса, в которой предусмотрена ответственность за совершенное им деяние, право на учет при уголовно-правовой оценке обстоятельств, снижающих степень общественной опасности деяния и личности. Квалификация преступления свидетельствует о том, что конфликт, возникнувший между лицом, совершившим преступление, и государством в лице его уполномоченных органов помещен в правовой формат. И этот конфликт в последующем будет разрешаться в соответствии с принципами уголовной ответственности.

2. Квалификация преступления указывает на одно из оснований уголовной ответственности: оконченное преступление, приготовление к преступлению, покушение на преступление или соучастие в преступлении.

3. Правильная квалификация преступлений обеспечивает соблюдение принципов уголовного права. В своем идеале правильная квалификация преступления должна отражать верную политическую и нравственную оценку совершенного преступления. В процессе квалификации преступления не должны доминировать какие-то политические или нравственные убеждения либо установки. В противном случае это приводит к произволу и беззаконию.

4. Верная квалификация преступления оказывает влияние на решение ряда вопросов уголовно-процессуального характера: подследственность и подсудность уголовного дела; вид уголовного преследования; определение меры пресечения, применяемой к подозреваемому или обвиняемому; оказание международной правовой помощи по уголовным делам и др.

5. Указание в резолютивной части обвинительного приговора соответствующей статьи (пункта, части статьи) Уголовного кодекса в определенной мере предопределяет содержание уголовно-исполнительного правоотношения.

6. Квалификация преступления оказывает влияние на решение ряда вопросов криминалистического характера. Направление и тактика расследования уголовного дела, последовательность совершения оперативно-розыскных и следственных действий зависит во многом от того, по какой статье УК было квалифицировано соответствующее преступление. На этой основе классифицируются частные методики расследования в криминалистике (методика расследования убийств, методика расследования мошенничества, методика расследования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и т.д.).

7. Результаты квалификации преступлений лежат в основе формирования статистических рядов, которые показывают динамику и тенденции преступности и судимости. Данные уголовно-правовой статистики лежат в основе принятия решений о предупреждении и профилактике правонарушений [9].

Особенная часть уголовного права представляет собой совокупность уголовно-правовых предписаний, очерчивающих круг деяний, признаваемых преступлениями, а также устанавливающих наказание в случае совершения последних [4]. В соответствии с этим Особенная часть призвана содержать исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень видов преступлений и давать достаточно точное описание признаков каждого из таких видов деяний [3].

Любое преступление наносит ущерб охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Это обусловливает его социальную природу. Социальная природа преступления состоит в его направленности на объект преступления. Социальная природа преступления имеет свое проявление в воздействии на окружающую действительность, т.е. в полученных последствиях [12].

Поскольку преступное деяние влечет наступление вредных последствий для охраняемых законом личных и общественных интересов, оно, в сравнении с другими правонарушениями, всегда получает более отрицательную не только юридическую, но и социальную оценку. Говоря о социальной природе преступления, следует сказать несколько слов о преступности, как о явлении, которое и порождается совершением преступлений.

Преступность – это совокупность всех преступлений, совершаемых в обществе. Она характеризуется определенным динамикой, структурой и состоянием. Динамика преступности, равно как и ее структура, подчинена определенным закономерностям (катаклизмы, войны, тяжелые экономические ситуации всегда порождают рост преступности) [10]. Это объясняется тем, что каждому человеку в процессе его жизнедеятельности свойственен определенный набор потребностей. Данное обстоятельство во многом зависит от конкретных жизненных условий лица, от его индивидуальных свойств и особенностей, Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, его необходимость в чем-либо. Кроме того, потребности направлены на повышение уровня активного приспособления человека к окружающей среде [8].

Любое преступление, поскольку оно наносит ущерб (вред) следует считать как деяние с общественно опасными последствиями. Их можно рассматривать в качестве одной из основных характеристик социальной оценки преступности, а также как показатель состояния профилактической работы, борьбы с преступностью в целом, возможностей общества и государства снизить или нейтрализовать ущерб, наносимый преступными действиями [12].

Очевидно, что своевременно принятые надлежащие меры способны существенно ослабить отрицательные последствия названных действий. Так, непринятие мер по установлению лиц, совершающих в данном районе кражи или разбои, как правило, увеличивает их опасность, поскольку преступники, почувствовав свою безнаказанность, начинают действовать с большим размахом и дерзостью, могут посягать при этом на жизнь и здоровье людей. Вовремя необнаруженные серийные насильники и серийные сексуальные убийцы, как показывает практика, начинают действовать со все возрастающей жестокостью и частотой. Те же результаты наступают, если обвиняемые (подозреваемы), личность или преступления которых представляют немалую общественную опасность, своевременно не изолируются от общества [9].

Материальный ущерб от совершенных преступлений, даже если судить по официальной статистике, чрезвычайно велик, но в действительности он еще больше, поскольку финансовый и иной урон очень часто никак и никем не учитывается, тем более, что скрываются сами корыстные преступления. Очень важно классифицировать социальные последствия преступлений.

Классификационные схемы могли бы включать такие «разделительные» признаки:

1. Содержание наносимого преступлением ущерба. Оно может быть материальным, психологическим, психическим (нанесение вреда психическому здоровью), соматическим (нанесение вреда физическому здоровью)), оно, наконец, может быть лишением жизни.

Обязательно нужно иметь в виду нравственный вред, поскольку преступление всегда посягает на нравственные устои общества, правда, с разной интенсивностью. Нравственный вред наиболее масштабен. К нему тесно примыкает ущерб, наносимый культурным, религиозным, национальным ценностям, политике государства и его отдельных автономных субъектов.

Не все преступления посягают на нравственность и не все, конечно, имеют психотравмирующий, эмоциональный эффект. Чаще всего это насильственные преступления, посягающие на человека и интимные стороны его жизни. Естественно, одно и то же преступление может одновременно нанести все перечисленные виды ущерба.

2. Объект уголовно-правовой охраны, которому наносится вред: человек, малая социальная группа (в первую очередь семья), система правосудия, экономика, государственная власть и др.

3. Тяжесть наступивших последствий в результате преступного посягательства: от лишения человека жизни до незначительного материального ущерба при краже или переживания, наступившего вследствие нанесенного оскорбления. Далеко не каждый ущерб может найти точное денежное выражение, особенно если он нравственного, религиозного и т. д. характера, если преступление посягает на жизнь, здоровье или достоинство человека.

4. Время наступления общественно опасных последствий. Реальный вред может наступить непосредственно за преступным деянием, или много лет спустя после него. Например, у близкого родственника убитого душевное заболевание может наступить через значительный промежуток времени после убийства; жестокое обращение с ребенком может привести к весьма отдаленным криминологическим последствиям, когда уже взрослый человек, бывший в детстве жертвой такого обращения, начинает проявлять насилие по отношению к своим детям или своим уже престарелым родителям.

5. Последствия преступления как фактор, порождающий новое нарушение уголовно-правового запрета.

В затронутом аспекте насилие особенно опасно тем, что практически всегда влечет за собой новое насилие, во-первых, создавая общую атмосферу вражды, ненависти и недоверия, во-вторых, вызывая ответные агрессивные акты мести. Второе достаточно ясно видно при анализе убийств из мести, в том числе кровной, а также случаев политического, религиозного и националистического терроризма. Мощным криминогенным фактором могут быть и корыстные преступления: например, хищения имущества на предприятии, если для их пресечения не предпринимались необходимые меры, с течением времени начинают приобретать массовый характер. В их совершение оказываются втянутыми и те лица, которые занимают высокое должностное положение.

6. Сфера жизнедеятельности людей, где имеет место нанесения ущерба. Такой сферой могут быть высшие и низшие уровни государственной власти и государственного управления, производство, финансы, предпринимательство, семья и ее окружение, интимная жизнь человека и т.д.

Можно сказать, что сферы, где фиксируются социальные последствия преступности, полностью совпадают со всеми сферами жизнедеятельности людей. Ими могут быть даже такие, казалось бы, отдаленные от преступности, сферы как искусство и наука. Но, во-первых, и в этих последних могут совершаться преступления, что, впрочем, происходит сравнительно редко; во-вторых, работники искусства и литературы становятся жертвами преступных посягательств; в-третьих, чем больше средств расходует государство на всю деятельность по борьбе с преступностью, тем меньше их остается для нужд искусства и науки [11].

Сказанное позволяет четко различать социальные последствия отдельных преступлений и социальные последствия преступности в целом. Об общественно опасных последствиях (они являются наиболее существенной частью социальных последствий преступлений) уголовное законодательство упоминает неоднократно. В некоторых случаях без упоминания самого слова «последствия», закон говорит о конкретном вреде, причиняемом здоровью, имуществу или другим охраняемым правом ценностям.

Стремясь определить возможные социальные последствия преступлений, в расчет, очевидно, следует принимать такие последствия, которые:

а) имеют значение для наличия состава преступления и результат как бы определяет юридическое содержание данного состава;

б) могут выступать в качестве криминогенного фактора, то есть способны порождать новые преступления;

в) могут быть учтены в той или иной форме (в том числе в области теории), но не обязательно обрести стоимостное выражение;

г) могут иметь значение для криминологического прогнозирования.

Значительны материальные затраты государства на борьбу с преступностью. Их надо оценивать с учетом того обстоятельства, что, если бы они не были израсходованы на правоохранительную деятельность, эти средства можно было бы истратить на нужды здравоохранения, образования, социальной помощи и т.д.

Можно представить материальные расходы государства, порожденных совершением преступлений в виде материальных расходов, связанных с расследованием уголовных дел рассмотрением уголовных дел в суде исполнением наказания, в том числе в местах лишения свободы постпенитенциарной опекой и помощью [9].

Разумеется, никакие расходы государства, связанные с совершенным преступлением, не гарантируют того, что виновный в его совершении впредь воздержится от уголовно наказуемых действий. Но расходы несет не только государство. Особенно страдают от преступлений отдельные люди: по большей части преступники не могут или не хотят полностью компенсировать нанесенный ими материальный ущерб; потерпевшие тратят немалые средства на лечение, услуги адвокатов, обеспечение собственной безопасности, компенсацию похищенного и т.д.

Не менее, если не более, значим психологический и нравственный ущерб, наносимый людям в результате убийства, причинения вреда здоровью, изнасилований и других сексуальных преступлений, истязаний, побоев и т.д. У многих индивидов психологические раны не заживают до конца их дней и становятся причиной психических расстройств, жизненных катастроф, крушения планов, суицидальных действий, утери какого-либо интереса к жизни. Положение усугубляется тем, что в нашей стране отсутствует реальная система защиты и помощи, в том числе психотерапевтической, потерпевшим; общественное мнение в микросреде зачастую готово видеть в них едва ли не соучастников преступлений; жертвы половых посягательств нередко клеймятся позором, становятся объектом оскорблений и насмешек. Государство не защищает потерпевших от новых преступных посягательств, поэтому многие не обращаются в правоохранительные органы, а если обратились, то из-за угроз резко меняют свои показания.