Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Г Глава 2 70-102.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
284.67 Кб
Скачать

2.1.2. Функциональные и структурные критерии идентификации синхронических межуровневых структур интегральной индивидуальности

В теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина и экспериментах, направленных на исследование межуровневых структур, оказался реализованным прежде всего принцип развития. Функциональный же принцип реализуется лишь в исследованиях внутриуровневых структур. Причем это относится лишь к структурам индивидуальных свойств психодинамического уровня.

Так, В.В.Белоусом (1982) были обнаружены типовые и надтиповые функциональные инварианты темперамента.

Лишь в дальнейшем (вторая половина 80-х – 90-е годы) в совместных исследовательских проектах лабораторий В.В.Белоуса и моей (А.И.Щебетенко) функциональный принцип стал реализовываться (в строгом смысле этого слова) и по отношению к межуровневым структурам интегральной индивидуальности. Хотя (и это естественно) теоретическое осмысление получаемого фактического материала в работах В.В.Белоуса и моих работах имеет не только общие моменты, но и значительные интерпретационные отличия.

Общее заключается в том, что теоретически и экспериментально эксплицированные основные функциональные критерии – функционально- результативный, функционально-процессуальный, структурно- функциональный (В.В.Белоус) и структурно-адаптивный (АИ.Щебетенко), о которых речь пойдет ниже, одинаково понимаются нами как критерии обнаружения (распознавания, идентификации) разных иерархических уровней интегральной индивидуальности. И это также понятно, поскольку функциональный принцип, как известно, лежит в основе выделения уровней как подсистем, т.е. такой совокупности признаков, которые объединены одной и той же частной, обособленной функциональной целью для достижения общей конечной цели системы.

Однако имеются и существенные отличия в наших теоретических конструктах. По В.В.Белоусу, функциональные критерии есть исключительно и только критерии распознавания свойств разных иерархических уровней в их развитии во времени, то есть, по моей терминологии, – диахронических межуровневых структур. В этом смысле функциональные критерии дополняют те критерии иерархизации большой системы интегральной индивидуальности, которые предложил В С.Мерлин (математический критерий значимости, транзитивный критерий, критерий фило- и онтогенетической гетерохронности в развертывании иерархических уровней большой системы индивидуальных свойств человека).

С позиций же разрабатываемого мною функционально-генетического подхода к исследованию интегральной индивидуальности, функциональные критерии иерархизации человеческих свойств (функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно- функциональный, структурно-адаптивный) применимы к изучению синхронических функциональных межуровневых структур, но отнюдь не структур диахронических.

Рассмотрим сначала функционально-результативный критерий. Важным здесь является положение системного подхода, в соответствии с которым системообразующий фактор в избирательной интеграции частных содействующих друг другу элементов системы есть ее полезный результат, а конечным результатом служит приспособление системы (П.К.Анохин, 1971). Согласно системному подходу, вклад подсистемы (уровня) в конечную приспособительную цель системы является основным критерием ее места в иерархии.

Функционально-результативный идентификатор разноуровневых индивидуальных свойств – величина их вклада в продуктивность деятельности – был обоснован в исследовании А.Т.Найманова (1991) (лаборатория В.В.Белоуса). Это исследование показало, что результат совместной познавательной деятельности учащихся старшего юношеского возраста в ситуации сопротивления неудачам существенно в большей степени зависит от свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности, чем от уровня свойств личности (уровень притязаний личности).

Аналогичные результаты получены и мною (А.И.Щебетенко, 1984) при изучении индивидуальной учебной деятельности неэкстремального типа студенток педагогического института. Установлен факт доминирующего влияния психодинамических свойств, в сравнении со свойствами личности, на успешность усвоения немецкого языка.

Функционально-процессуальный критерий теоретически основывается на мнении С.Л. Рубинштейна, что при оценке интеллекта как способности следует учитывать не только результат, но и ведущий к нему процесс (1989, с. 39 – 40,47, 112).

Экспериментальная проверка этого критерия выполнена Н.В.Орликовой (1988) (лаборатория В.В.Белоуса) на материале совместной когнитивной учебной деятельности (диады испытуемых младшего юношеского возраста) по составлению программы решения вычислительной задачи на компьютере с дисплейными станциями. Оказалось, что в однородных по типу темперамента диадах (типы темперамента выделены методом таксономического анализа) складываются такие стилевые типы взаимодействия испытуемых, как координация, директивная субординация, либеральная субординация, а в разнородных по типу темперамента диадах – координация, автономия, директивная и либеральная субординация. Как видно, один и тот же тип стилевого взаимодействия испытуемых обнаруживается как в однородных, так и в разнородных по типу темперамента диадах. "Это и есть, – пишет В.В.Белоус, – образец много-многозначной зависимости между различными уровнями интегральной индивидуальности, устанавливаемый функционально-процессуальным способом" (1991, с. 106).

Смысл и особенности структурно-функционального критерия идентификации синхронических функциональных межуровневых структур интегральной индивидуальности и обнаружения свойств разных иерархических уровней анализируются в моем исследовании (А.И.Щебетенко, 1984, 1988). В нем взаимодействие разноуровневых индивидуальных свойств рассматривается как фактор продуктивности совместной деятельности людей.

Оказалось, что в ситуации совместной деятельности показатели силы-слабости нервной системы и психодинамической общительности не связаны между собой статистически значимым образом (по результатам корреляционного и факторного анализов) будучи взяты сами по себе – без учета показателей эффективности совместной работы (см. приложение, табл. 35, 36 и рис. 17,18).

Однако оба этих разноуровневых свойства связаны функционально, что проявилось в синергическом жестком их взаимодействии в детерминации конечного результата совместной деятельности. При этом показатели силы-слабости нервной системы сопряжены с показателями продуктивности совместной деятельности прямолинейным, а с показателями психодинамической общительности – нелинейным образом. Тот факт, что нелинейная (U-образная) зависимость эффективности совместной деятельности от психодинамической общительности установлена не только при сплошном сопоставлении всех 8 операторских групп, но и при сопоставлении групп "сильных" и групп "слабых" испытуемых отдельно, свидетельствует в пользу гипотезы о жестком и каузальном функциональном взаимодействии разноуровневых индивидуальных свойств в момент их влияния на продуктивность работы группы.

Это и есть образец синхронической функциональной межуровневой структуры интегральной индивидуальности, характеризующейся жестким "сцеплением" разноуровневых свойств в момент обусловливания ими результата совместной деятельности и их "разъединением" после того, как задача групповой работы выполнена. В этом смысле интегральная индивидуальность самоактуализирует те или иные свои синхронические межуровневые структуры в рамках адаптации к требованиям той деятельности, в которую она в данный момент времени включена, и дезактуализирует эти структуры сразу же по достижении цели деятельности. Именно поэтому синхроническое функциональное взаимодействие разноуровневых индивидуальных свойств принципиально не может быть вероятностным на момент времени t0.

Чем же можно объяснить разный характер связи показателей продуктивности совместной деятельности и показателей силы-слабости нервной системы (прямолинейная связь) и общительности (нелинейная сопряженность)? Вероятно, эти связи подчиняются разным закономерностям в силу неодинаковости требований, предъявляемых совместной деятельностью к разным уровням индивидуальности. Специфика требований совместной деятельности к разноуровневым индивидуальным свойствам обусловливает и законы детерминации ее продуктивности нейро- и психодинамикой, то есть специфику приспособления свойств разных иерархических уровней интегральной индивидуальности к условиям совместной деятельности. Иначе говоря, нейродинамика и психодинамика выполняют неодинаковую адаптивную функцию в совместной деятельности.

Специфика осуществления адаптивной функции, но уже на примере психодиамического и личностного уровней индивидуальных свойств, убедительно продемонстрирована и в экспериментальном исследовании А.Т.Найманова (1991) (лаборатория В.В.Белоуса), посвященном совместной познавательной деятельности затрудненного содержания.

Зная характер взаимосвязей показателей результативного компонента деятельности и разноуровневых индивидуальных свойств, мы можем идентифицировать синхронические функциональные межуровневые структуры и распознавать свойства тех или иных уровней интегральной индивидуальности. В этом и заключаются смысл и особенности структурно-функционального критерия.

В основе структурно-адаптивного критерия обнаружения синхронических функциональных сопряженностей свойств разных уровней лежит зафиксированный в моем исследовании (см. в приложении данные по выборке № 7) эффект самоактуализации большой системой интегральной индивидуальности (как субъекта деятельности) специфических пространств ее состояний – синхронических функциональных межуровневых структур – в зависимости не только от вида и цели деятельности, но и от разных сторон одной и той же деятельности, протекающей в данный момент времени.

Зная, какими именно разноуровневыми свойствами обусловливается продуктивность той или иной стороны одной и той же деятельности, мы можем идентифицировать синхронические функциональные межуровневые структуры интегральной индивидуальности, в чем и заключается суть структурно-адаптивного критерия их обнаружения.