Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Г Глава 1 11-69.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
401.92 Кб
Скачать

1.1.3. Проблема хронологического компонента теории интегральной индивидуальности, или проблема собственного времени большой системы интегральной индивидуальности

Идея интегрального исследования индивидуальности человека как большой системы (В.С.Мерлин) в методологическом плане неразрывно связана с реализацией принципа развития как саморазвития. В свою очередь, изучение саморазвития системы как процесса, развертывающегося во времени, предполагает рассмотрение его хронологических характеристик.

Фактор времени – это не только важнейший компонент любой динамической системы. Время – это и необходимый компонент, этап построения динамической теории любого реального объекта, состоящий во введении часов и параметрического времени в описание функционирования систем (А.П.Левич, 1988, с. 306).

Однако подступы к решению проблемы собственного времени большой системы интегральной индивидуальности рассмотрены сравнительно недавно (А.И.Щебетенко, 1990; Б.Б.Пысин, 1993). Осуществляя постановку этой проблемы и предлагая варианты ее решения, мы тем самым решаем одну из основных задач настоящего исследования – выявление особенностей функционирования и развития межуровневых структур человеческих свойств.

Для экспликации понятия собственного времени большой системы интегральной индивидуальности необходимо и достаточно рассмотреть факты и теоретические конструкции двоякого рода.

Во-первых, следует рассмотреть особенности теоретического осмысления индивидуальности человека как системы в самой концепции интегральной индивидуальности В.С.Мерлина (1986), в отличие от широко известных иерархических моделей Г.Айзенка (H.J.Eysenck, 1971), Б.Г.Ананьева (1980), П.К.Анохина (1978), Л.Берталанфи (L.Bertalanffy, 1968) и др.

Еще раз подчеркнем своеобразие принципа иерархизации системы у В.С.Мерлина. Здесь низший иерархический уровень рассматривается не как часть более высокого (П.К.Анохин, 1978), не как генетически и функционально первичный по отношению к высшему (Б.Г.Ананьев, 1980), не как более частный к более общему (L.Bertalanffy, 1968), но – выделим это – как часть части целого. Иначе, взаимодействие иерархических уровней, по В.С.Мерлину, это взаимодействие относительно автономных и "равноправных" частей целого, в результате чего большая система интегральной индивидуальности и приобретает свои системные – интегральные – свойства, которых нет ни у одной из ее частей.

Во-вторых, для определения понятия собственного времени интегральной индивидуальности человека необходимо рассмотреть группу фактов и идей, относящуюся к дифференциации в современной науке категории "время", приведшей к пониманию того, что человек живет в разных временных измерениях. В результате сформировались такие понятия, как физическое, биологическое, психологическое, социальное время (А.Аарелайд, 1978; М.С.Каган, 1982) и т.д. Анализ литературы показывает, что практически для каждого иерархического уровня интегральной индивидуальности уже имеется адекватная ему теоретическая экспликация времени, которая может быть интерпретирована как собственное время того или иного уровня.

Скажем, "физическое время" может быть осмыслено как собственное время подсистемы физических свойств индивидуальности человека. Здесь параметризация изменчивости, развития основана на физических процессах. Именно физическое время составляет содержание понятия "паспортный" возраст человека.

В литературе представлено большое количество различных концепций "биологического времени", "биологических часов" и "биологического возраста" (В.А.Межжерин, 1980; Г.Е.Михайловский, 1982; Н.И.Моисеева, 1980; Д.Ф.Чеботарев, А.Я.Минц, 1978), которые могут быть поняты как концепции собственного времени тех или иных подсистем системы биологических свойств индивидуальности человека – генетической, биохимической, общесоматической, нейродинамической и др. Знание особенностей биологического времени необходимо для определения биологического возраста, то есть времени функционирования человека как живого организма, которое невозможно измерить в единицах физического времени (Д.Ф.Чеботарев, А.Я.Минц, 1978).

Иллюстрацией к собственному времени психодинамического уровня интегральной индивидуальности, который включает в себя и индивидуальные качественные характеристики отдельных психических процессов, может служить "перцептуальное время" (время восприятия), отражающее физическое время, но не совпадающее с ним (В.Н.Ярская, 1981). Используется также термин "психофизическое (индивидуальное) время" (А.С.Абасов, 1985), предлагается модель временных квантов психической активности (Г.Г.Гайсслер, 1994) и т.д.

Собственное время личностного уровня интегральной индивидуальности может быть представлено "причинно-целевой концепцией психологического времени", разрабатываемой Е.И.Головахой и А.А.Кроником (1988). Согласно этой концепции, психологическое время формируется на основе переживания личностью детерминационных связей – каузальных и целевых – между основными событиями ее жизни. Длительности промежутков между значимыми для личности событиями измеряются здесь количеством межсобытийных связей.

Наконец, в литературе обосновывается и тезис о существовании "социального" времени, которое может быть интерпретировано как собственное время системы социальных свойств человека – индивидуальных свойств социально-психологического (метаиндивидуального) и социально-исторического иерархических уровней. Предполагается, что в обществе существуют особые временные отношения и, как член общества, человек живет также в социальном времени (В.П.Яковлев, 1980). В социально-психологическом и социально-историческом аспектах исследуются и особенности отражения человеком времени в разных общностях и социально-исторических условиях (В.П.Гайденко, 1969; А.Я.Гуревич, 1971; T.J.Cottle, S.L.Klineberg, 1974).

Таким образом, данные конкретных наук о человеке, обществе и природе свидетельствуют о том, что течение собственного времени каждого отдельного иерархического уровня интегральной индивидуальности несоразмерно и не совпадает с течением собственного времени любого другого иерархического уровня.

С другой стороны, в системных хронологических исследованиях рассматривается не только специфика различных времен человеческой жизни, но и момент их взаимосвязи.

Так, Н.И.Моисеева (1980), говоря о существовании времени молекулярных, биохимических, физиологических процессов и времени человека как социального субъекта и общества, подчеркивает "взаимосвязь" и "скоординированность" в организме человека временных характеристик всех процессов. В.А.Межжерин (1980) настаивает на "многоуровневости" биологического времени. Е.И.Головаха и А.А.Кроник (1988) обращают внимание на то, что человек вынужден согласовывать свою деятельность, с одной стороны, со своими биологическими часами, а с другой – с принятой в конкретных общественных условиях системой отсчета времени. Однако и биологические, и социальные ритмы формируются под влиянием физического времени, прежде всего под воздействием физических циклов, связанных с вращением Земли вокруг Солнца и собственной оси. А недельные циклы работоспособности связаны с исторически сложившейся календарной системой отсчета времени.

Многие исследователи, говоря о взаимосвязи различных времён человеческой жизни, подчеркивают и момент их относительной независимости.

Например, в системных исследованиях гетерохрония фиксируется как частная закономерность эмбриогенеза функциональных систем (П.К.Анохин, 1978), как несовпадение продолжительности формирования личности со сроками жизни индивида – "... «личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке" (Б.Г.Ананьев, 1980, с. 70), и т.д. Обращается внимание на то, что биологическое старение может сочетаться в человеке с личностной и социальной незрелостью и наоборот (Б.Г.Ананьев, 1980; Е.И.Головаха, А.А.Кроник, 1988). В итоге исследования человека "во времена жизни" позволили сформулировать фундаментальный принцип теории индивидуального развития – принцип гетерохронности биологического, социального и психического развития (Б.Г.Ананьев, 1980; B.L.Neugarten, G.O.Hagestad, 1976), не означающей, однако, полной автономности различных "временных измерений человеческой жизнедеятельности" (Е.И.Головаха, А.А.Кроник, 1988).

Таким образом, в системных хронологических исследованиях фиксируется не только "самость" отдельных времён жизни человека и вообще жизни любых живых систем, но и момент их взаимосвязи, скоординированности, взаимодействия и относительной автономии.

Однако – это принципиально важно – в них рассматривается именно и лишь момент взаимосвязи времен, что характеризует поэлементный, "атомистический" подход, допускающий, что целое является просто суммой своих частей. Отсюда целое можно понять, разбив его на части и изучив каждую в отдельности. Включение в предмет исследования момента взаимосвязи частей – это уже, несомненно, шаг к системному подходу. Но только шаг. Поскольку для системного подхода и теории систем важнейшим является представление о целостности системы как принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимости из последних свойств целого.

Целостность системы обладает своими особыми – эмерджентными – свойствами, то есть такими, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы. И в этом смысле целое больше суммы составляющих его частей. Заметим, что эмерджентность большой системы интегральной индивидуальности человека становится объектом все более пристального внимания исследователей. Ей, например, посвящена работа К.В.Макаровой (1993), выполненная в лаборатории В.В.Белоуса. Хронологические свойства целостности системы также не являются исключением, что как раз и не учитывается в реферируемых исследованиях.

Отсюда и возникает проблема собственного времени большой системы интегральной индивидуальности человека как эмерджентного свойства ее межуровневых структур. Это – время, гипотетически несводимое к собственному времени каждого и любого иерархического уровня. Предполагается, что течение собственного времени каждого отдельного иерархического уровня несоразмерно и не совпадает не только с течением собственного времени любой другой подсистемы, но и с течением собственного времени интегральной индивидуальности человека как большой и сложно иерархизированной системы, которое имеет свои точки отсчета, механизмы, детерминацию, свойства и т.д.