Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
25-30.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
162.55 Кб
Скачать

28. Особенности архитектурного языка и пространственной организации постмодернизма

Постмодернизм представляет собой широкое общественное течение, распространившееся в различных областях культуры, – философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.

Мировоззренческой базой постмодернизма стало глубокое разочарование в идеологии исторического прогресса, сформулированной французскими просветителями XVIII в. и основанной на идее рационального переустройства общества и человека.

Философы постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида) утверждают, что обещанное просветителями ХVIII в. осуществление общественной утопии обернулось кошмарами революций и тоталитаризма потому, что ориентировало человечество и личность на незыблемую иерархию ценностей, на некий духовный центр, нравственный абсолют.

Философия постмодернизма исходит из установки, что именно ориентация на абсолют постоянно воспроизводит тоталитарные структуры и тоталитарное сознание.

Альтернативой ему может быть только плюрализм. В связи с этим постмодернизм трактуется в общем, виде как плюрализм и ориентация на фрагмент вместо целого. Естественно, что в каждом из искусств постмодернизм ориентирован на средства выражения, присущие данному виду искусства.

В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров. Объединившей их базой стало резкое отрицание Современного движения в качестве художественной системы, и в качестве творческой идеологии, претендующей на жизнестроительную общественно – преобразующую роль архитектуры.

Наиболее жёсткой критике постмодернисты подвергли такие основополагающие принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.

При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища, в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён «осреднённым жителем», потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учёл в типовом проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.

Такой подход не учитывал объективную психологическую потребность человека в разнообразии внешних впечатлений и неизбежно порождал эстетически и эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной характеристикой которой стала угнетающая монотонность.

Зарождение постмодернизма именно в архитектуре США произошло не случайно. В отличии от европейского зодчества архитектура США не знала 10-20-летнего «антракта историзма». Наоборот, благодаря эмиграции в США в годы тоталиризма основателей и ведущих мастеров модернизма его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея – «интернационального стиля» в 1950-е гг. Естественно, что в Америке накопилась и наибольшая «эмоциональная усталость» от искусства модернизма, приведшая (временно) к его «эмоциональной девальвации». Поэтому протест здесь стал особенно резким, способствуя формированию идеологии, а затем и практики архитектурного постмодернизма – единственного из значительных направлений зодчества ХХ в., зародившегося не в Европе.

Принцип «декорированного сарая».

Впервые общая отрицательная оценка архитектуры модернизма и обоснование новой концепции развития зодчества после модернизма была представлена в монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Р. Вентури в 1966 г. «Сложность и противоречия в архитектуре». Некоторые искусствоведы сравнивают общественный и профессиональный эффект этой публикации с успехом, выпавшим в 1923 г. на книгу Ле Корбюзье «Об архитектуре».

Для Р. Вентури архитектура не только корбюзианская «машина для жилья», но и средство духовной коммуникации. Ему «нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на всё богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству». В своей архитектурной практике он поэтизирует обыденность, придавая ей многозначность, сколь скромным не был бы проектируемый объект.

В этих случаях он исходит из принципа «декорированного сарая»: на объём здания, имеющего чисто функционально-конструктивную основу, он даёт «декоративные накладки» любого архитектурного стиля. При этом он прибегает к парадоксам, как средству обострения эмоционального восприятия: нарочитым нарушениям пропорций, расположения или дерзким сочетаниям канонизированных исторических архитектурных форм.

Соответственно основные принципы архитектуры постмодернизма сформировались, как антитеза модернизму.

В градостроительстве постмодернизм исповедует отказ от свободной и отдаёт предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе застройки, а также тщательному, учёту особенностей существующей конкретной городской среды («контекста»).

В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение (зачастую эклектическое) исторических архитектурных систем и декора всех видов (декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и пр.), обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш. Соответственно возрождаемым историческим формам восстанавливаются принципы исторического построения композиции – симметрия, пропорциональность, перспектива.

Архитектурная разработка поверхности стен диаметрально противоположна у мастеров функционализма и постмодерна. У первых, например, стена многоэтажного дома с проёмами членится по высоте совершенно одинаково и завершается парапетом плоской крыши, а торцевая стена (обычно глухая) – хранит девственную чистоту и однородность фактуры. У вторых – разнообразие форм и размеров проёмов не только по протяжённости, но и по высоте стены, завершаемой обычно разнообразными (треугольными, лучковыми, трапециевидными) фронтонами или щипцами. Очень разнообразна разработка поверхности глухих участков стен, на которых сочетают различные фактуры, цвет, рельеф и пр.

В трудах теоретиков и практиков постмодернизма (Р. Вентури, М. Кюло, Л. Крие, А. Росси, А. Грюмбако) сформулированы его следующие постулаты: - «подражания» историческим памятникам и «образцам»; - «ссылки» на широко известный памятник архитектуры в общей композиции или ее деталях; - работа в «стилях» (историко-архитектурных); - «обратной археологии» – приведение нового объекта в соответствии со старой строительной техникой; - «повседневности реализма и античности», осуществляемой путём известного «принижения» или упрощения применяемых классических форм.

Ориентация на эти постулаты способствовала углублению архитектурного образования и мастерства (изучение архитектурного наследия, совершенствование архитектурной графики и пр.).

Одной их наиболее привлекательных черт, постмодернизма стал отход от образа потребителя как «усреднённого горожанина», который покорно, бессловесно и благодарно принимает научно изготовленную, дозированную и гигиеническую «архитектурную пищу», а его привлечение к заинтересованному вниманию, а иногда и к сотворчеству.

Программная для постмодернизма перестановка акцентов с функциональных, социальных и технических проблем архитектурного проектирования на эстетические очень ярко сформулирована Ф. Джонсоном: «мне не нравится вся эта шумиха насчёт экономии энергии, эта усиливающаяся тенденция рассматривать экономию энергии, как главное условие конструирования, как, например, в домах с встроенными коллекторами солнечной энергии. По-моему, это предлог для того, что бы уйти от художественных форм. То же самое с машинной архитектурой: нажать кнопку и заставить компьютер создавать архитектурные проекты – это нас не спасает. Всё это, конечно, нужно. Совершенно очевидно, что мы должны разумно расходовать энергию – но всё это далеко от архитектуры».

Характерно, что терпимость к эклектичному смешению стилевых форм стала типичной в последующей эволюции постмодерна.

Возможности плюралистического подхода.

Радикальным примером в практическом становлении постмодерна стало одно из крупных сооружений этого стиля – офис фирмы АТТ в Нью- Йорке (1978 г.), сооружённый по проекту экс-модерниста, затем неоклассициста (театр в Линкольновском центре в Нью-Йорке, музей в Небраске), а ныне мастера постмодернизма – Ф. К. Джонсона.

Как к антитезе его пошлым модернистским холодно-элегантным сооружениям в виде строго геометричных стеклянных призм (от собственного дома до запроектированного в соавторстве с Мис ван дер Роэ небоскрёба Сигрэм-билдинг) он прибегает в офисе АТТ к изысканной, но эклектичной стилизации исторической тектоники и традиционных архитектурных форм.

Офис получил классическое трёхчастное членение по высоте – на «основание», «тело» и «венчание» здания. В качестве основания фигурирует схематизированная композиция на тему флорентийской капеллы Пацци. (раннее Возрождение – арх. Ф. Брунеллески). В качестве венчания – колоссальный разорванный фронтон в духе барокко, формы которого были впоследствии заимствованы для завершений шкафов и буфетов знаменитой фирмы Чеппендейл (Х1Х в.). «Тело» сооружения в отличие от стеклянных витражей периода интернационального стиля сугубо материально: проёмность ограничена, стены облицованы серо-розовым камнем.

АТТ-билдинг в Нью-Иорке стал сенсацией и программным сооружением у истоков постмодернизма. Однако последующие работы автора в постмодернизме не менее интересны. Они наглядно демонстрируют широкие возможности плюралистического подхода к творчеству, раскрепощённому от канонов модернизма. Характерны в этом отношении два примера: здание республиканского банка в Хьюстоне и комплекс «Плейт-Глас» в Питсбурге.

Первый офис представляет собой уступчатый по протяженности призматический объём, причём каждый из разных по высоте уступов завершается ступенчатым готическим щипцом. К высотному объёму офиса примыкает низкий объём помещений входной группы с такими же готическим щипцами по торцам. В преднамеренное (в духе демонстративного эклектизма постмодерна) противоречие с готическими формами входит форма высокой полуциркульной входной арки главного фасада.

Характерные готические детали и каменная фактура фасадов вызывают ассоциации с городской архитектурой средневековой Европы, даже не в подлинном виде, а иллюстрациях к сказкам братьев Гримм, что определило неформальное наименование здания – «пряничный домик».

«Плейт-Глас» в Питсбурге запроектирован в виде комплекса сооружений с 44-х этажным центральным объёмом, окружённым существенно более низкими (6-10 этажей) призматическими зданиями. Все здания облицованы бронзированным зеркальным стеклом и имеют завершения выразительного силуэта: пониженные объёмы – зубчатые, центральный – островерхими башенками.

Если в предшествующем творчестве Ф. Джонсон, как мастер функционализма, противопостовлял свои произведения окружению, то комплекс «Плейт-Глас» интересен так же как первая попытка автора в качестве постмодерниста войти в контекст окружающей среды: «В Питсбурге я сделаю сверкающее сооружение с зеркальными стенами, вписывающееся в окружение викторианской готики».

Одной из характерных черт американского постмодернизма является его в известной степени игровой, театрализованный характер, а иногда и явно выраженные черты кича и бутафории. Игровое начало сказалось и на трактовке исторических архитектурных деталей. Как уже упоминалось, в композициях постмодернистов можно встретить нарочитое нарушение пропорций ордерных форм или классических канонов, например, введение портиков с нечётным числом колонн под фронтоном.

Склонность к цитированию историко-архитектурных мотивов придаёт постройкам постмодернистов известную повествовательность, информативность. Не случайно одному из основателей и ведущих мастеров постмодернизма Ч. Муру принадлежит высказывание: «Дома должны, как длящаяся театральная пьеса, что-то рассказывать».

Постмодернисты работают во всех архитектурных жанрах: проектировании градостроительных ансамблей, многоэтажных офисов и гостиниц, особняков. Среди градостроительных работ наибольшую известность получили Площадь Италии в Новом Орлеане Ч. Мура и Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, связывающая здания Капитолия и Белый дом, арх. Р. Вентури и Д. Рауха.

В Новом Орлеане площадь компоновалась в районе проживания итальянской диаспоры, выступавшей в качестве заказчика проекта. Композиция площади имеет подчёркнуто декоративный празднично-приподнятый карнавальный характер. Замкнутое пространство площади окружено колоннадой, завершено триумфальной аркой и украшено фонтаном. Все элементы композиции выполнены в формах римского барокко. Современный, подчёркнуто игровой характер архитектуре площади придаёт металлическая облицовка колонн, цветные неоновые трубки, подчёркивающие канонические членения ордерных форм.

Ордерные формы в композиции фонтана имеют только капитель и базу: канелюры ствола колонн иллюзорно формируют струи фонтана. В композиции при всей её парадности присутствует присущая постмодернизму «игра на понижение» – банальный металл и неон вместо мрамора, триумфальная арка, ведущая всего- навсего в ресторан.

При проектировании Пенсильвания-авеню – «главной улицы Америки» – авторы решали противоположную выше рассмотренной задачу: архитектурную организацию обширного открытого пространства в самом центре столицы.

Композиция в строго симметричных классических формах была невозможна, так как Белый дом сдвинут с оси Капитолия и расположен под углом к нему. Задача была решена путём членения однородного пространства магистрали: вдоль оси организовали приподнятую платформу для пешеходного движения, на которой по проекту разместили несимметрично две высокие стеллы, ориентирующие на Белый дом. Выше упоминалась ориентация постмодернизма на повествовательность, включение в композицию знаковых систем, надписей, схем, карт и др. Это полностью относится и к рассмотренным примерам. Так, в замощение Площади Италии вмонтированы мозаичные карты Аппенинского полуострова, Сицилии и Сардинии, а в замощении Пенсильвания-авеню мозаикой изображена историческая схема и план центра Вашингтона, созданного в своё время арх. Ланфаном. Здесь же размещены мраморные модели основных архитектурных памятников города.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]