Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дьяконова Байрон в годы изгнания.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
42.83 Кб
Скачать

Философские драмы (мистерии)

В драмах «Двое Фоскарн» и «Каин» отразились мысли поэта о поражении освободительного движения в Италии. Байрон переосмысляет библейские мифы о проклятии Адама и Евы, об убийстве Авеля его братом Каином, превращает их в выражение борьбы человека против мирового зла. Поэт критикует авторитет религии, которая требует примирения со злом, и изображает Каина восстающим против дурного, враждебного мира. Герой прислушивается к откровениям Люцифера о бессмысленности всего сущего, протестует против жестоких законов бытия.

Непонимания того, почему с преступниками-деспотами можно покончить только ценою новых преступлений, приобретает в мистерии глубокий смысл. Как и «Манфред» «Каин» - пьеса, действие которой сосредоточено на одном герое.

У Байрона четко обозначены силы добра и зла, как и в средневековых мистериях: бог-сатана, кроткий Авель – непокорный Каин, за душу которого борются нежная Ада и злобный Люцифер. Но позже мы понимаем, что эта четкость скорее мнимая: бог жесток к людям, сатана к ним благосклонен. Опубликование «Каина» вызвало бурю негодования: обвинения в безбожии, кощунстве, святотатстве сыпались со всех сторон.

Несомненно, драма отражает тягостность исканий и сомнений поэта, которые также отражены во второй мистерии – «Небо и земля». Это видение гибнущего мира, ужас неминуемого конца, который обрушивается на беззаботных смертных. Изображение настигающей людей катастрофы вдохновлено картиной Пуссена «Потоп». Здесь, как и в «Каине», мы видим осуждение несправедливости бога и победу любви над страхом смерти, вечного проклятия. Мистерия строится на конфликте: боязнь смерти и силы страсти, жалости и неумолимости, разрушения и созидания. Драматизм мистерии определяется противопоставлениями характеров и страстей, контрастом ужаса уничтожения и нежностью любви земной и небесной.

Вслед за Руссо, Байрон верит, что народ рождается свободным, противопоставляет нравственность порокам господствующих классов. Но, помня опыт революции, поэт больше не верит в очистительную силу восстания. Байрон не может прийти к решению этических проблем революции, народовластия.

Любовь у Байрона тоже противоречива – полный скептицизм и, одновременно, убеждение, что именно в этой сфере находят отражение духовные возможности человеческой природы.

Политические сатиры

Байрон вел дружескую переписку с Шелли, хотя виделись они редко, их встречи были полны увлекательных споров. Шелли осуждал суровость Байрона к Клэр Клэрмонт, матери его дочери Аллегры. Байрон согласился воспитывать девочку, но, через некоторое время поместил её в школу при монастыре, где она спустя год заболела и умерла пяти лет от роду.

Шелли, вместе с одаренным журналистом из политических радикалов, Ли Хентом, задумал издавать журнал, который должен был противостоять атмосфере реакции. Однако неожиданная смерть Шелли пагубно отозвалась на судьбе журнала, так как либерализм Хента не мог ужиться с революционным пылом Байрона. Вышло только четыре номера журнала «Либерал». В первом из них была опубликована сатира Байрона «Видение суда» (1821), которая вызвала невероятную бурю в обществе.

В сатире Байрон изображает встречу, которой удостоились на небесах король Георг III и его бард Саутн. В «Видении суда» образ плохого поэта перерастает в обобщенный образ ренегата, продающего перо щедрому покупателю. Его бездарность становится не просто случайным личным качеством, а неотъемлемой формой проявления его беспринципности, ибо только бесталанному писаке может быть безразлично, о чем писать или о ком: он подчиняется единому закону спроса и предложения. В «Видении суда» Байрон выражает испорченность целого века, здесь чувствуется динамичность, сюжетность.

Для описания ада и рая как активного фона, взаимодействующего с образами его главных героев, Байрон широко и всегда иронически использует христианскую мифологию. Такой же издевательский характер имеет упоминание о ржавых ключах святого Петра, привратника рая, и о фальшивом пенни ангелов. Такое изображение евангельской мифологии выводят сатиру за пределы классицистической, кроме того, Байрон нарушает границы жанров.

Романтические драмы «Вернер» и «Преображенный урод», поэмы «Бронзовый век» и «Остров» были написаны вслед за мистериями.

Поэма «Бронзовый век» была написана в классицистических традициях. Её предметом стали участники Веронского конгресса Священного союза, государи, собравшиеся обсудить меры борьбы с революцией в Испании.

Поэму открывают мрачные размышления о тщете славы перед лицом смерти, воспоминания о падении и жалкой гибели Наполеона7. Все эти размышления сопровождаются строфами с описанием несчастной, но героической Испании. Байрон обличает внутреннюю политику Англии, низость конгресса, завершает свое повествование презрительным обращением к вдове Наполеона герцогине Пармской, которая предала супруга в последние годы его жизни.

Центральное место в поэме занимают портреты государей, в которых он выявляет конкретные черты их внутреннего мира. Байрон рассматривает глубокую антитезу между ничтожностью личности царя и беспредельностью его власти над народами. Банкирами и помещиками названы властелины мира у Байрона.

Байрон был недоволен своей поэмой – слишком патетической и риторической. Она была лишь эпизодом его литературной деятельности, которая была в то время больше сосредоточена на «Дон-Жуане».

В поэме «Остров» Байрон рассказывает историю, похожую на историю «Корсара». Героями её стали пираты, домом которых стали моря. Они вызывают любовь красавиц, стоят вне закона и общества, борются за свою свободу. Чувства героев страстные, гармонирующие с нетронутой природой бога, не то, что скудные чувства цивилизованных людей.