Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Термины 2011.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
144.9 Кб
Скачать

"Телячьи нежности" (Motherhood)

Заявления о добрых намерениях, которые, как теплое материнское молочко, должны «накормить» всех и успокоить. Непременный атрибут большинства деклараций о миссии организации. Компания 1ВМ, например, провозглашает, что к трем ее главным достоинствам относятся: уважительное отношение к человеку, неизменная забота о клиентах и стремление быть лучше других. То же самое могут сказать о себе 95% всех компаний. Вот почему подобные манифестации называют «телячьими нежностями». А почему бы не задаться вопросом: «Могут ли у компании быть противоположные цели?» Что будет с фирмой, серьезно провозглашающей презрение к человеку, безразличие к клиентам и желание ничем не выделяться из общей массы? С другой стороны, заявления о решении сконцентрироваться на обслуживании крупных клиентов, увеличении объемов продаж, стремлении к сокращению маржи, прибыли ни в коем случае нельзя относить к «телячьим нежностям»: любая компания имеет полное право придерживаться противоположной тактики. Особенно важно избегать «телячьих нежностей» при определении миссии.

Трансформация (Тransformation)

Изменение культуры организации и стереотипов поведения ее сотрудников для того, чтобы выйти на новый, более высокий уровень финансовой и производственной деятельности. Неудивительно, что трансформации удаются далеко не всегда: 75% попыток проведения трансформации заканчиваются неудачей. По-видимому, успех трансформации зависит от шести факторов:

• Они осуществляются под руководством требовательного и вдохновенного лидера, который воплощает в себе всю этику трансформации.

• Высшее руководство (те, кто реально руководит компанией, см.: Руководители высшего звена) поддерживает трансформацию и старается помогать как друг другу, так и компании,

• Преобразования проводятся под вдохновляющим сотрудников лозунгом: либо среднесрочным мотивом, либо более долгосрочным стратегическим намерением.

Баронов либо не было вообще, либо они были лишены своих привилегий.

• Процесс перемен должен быть сфокусирован на производственных (деловых) целях. Необходимы четкие критерии оценки деятельности таким образом, чтобы каждый работник знал, чего от него ждут.

Деловые способности компании должны быть развиты не хуже (или лучше), чем у любого ее конкурента.

УДАЛЕНИЕ УРОВНЕЙ (Delayering)

Удаление целых «уровней» менеджеров, вследствие чего организационная структура компании становится более плоской, сокращаются накладные расходы, меньше бюрократии и больше подотчетности управляющих. Удаляя лишние уровни управления, компания имеет возможность сократить накладные расходы и штаты головного офиса на 30-50% (иногда на 90%). В фирме, имеющей пять уровней управления, два из них обычно можно безболезненно удалить. Данная операция отнюдь не чрезвычайное мероприятие по сокращению издержек в кризисной ситуации, а тенденция, представляющая «новые веяния в свете».

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБМЕНА ЗНАНИЯМИ И ОПЫТОМ (КМS — Кnowledge Мanagement Structurе)

Концепция, предложенная Т. Питерсом, в развитие принципа обучающейся организации. Т. Питере считает, что «новая» компания должна разрушить бюрократическую структуру, но развить структуру, накапливающую знания и опыт в области развития подразделений на различных рынках. Отделения компании, заинтересованные в развитии данной структуры, естественно, будут охотно делиться своим опытом с коллегами. Вопрос ставится ребром — нужна солидарность подразделений, общая система ценностей и большой бюджет на авиабилеты и командировки! Компания Маккинси— пример фирмы, в которой функционируют подобные структуры. Однако данная концепция применима к компаниям всех отраслей, а не только к фирмам, предоставляющим профессиональные услуги.

ХЕНДЕРСОН, БРЮС 1915—1992) (Неndегsоn, Вгuсе) Основатель Бостонской консультационной группы (БКГ), один из самых самобытных и дальновидных американских теоретиков бизнеса. Он вместе с горсточкой коллег исследовал и ввел в теорию и практику такие понятия, как матрица «Рост/Доля рынка» (матрица БКГ), кривая опыта, управление портфелем, а также предложил лучшую, сохраняющую огромное значение до настоящего времени концепцию бизнес-сегментации. На основе результатов своих исследований Брюс построил стройную философию бизнеса, проливающую свет на неумолимую значимость лидерства на рынке и низких издержек, избирательности в бизнесе и наблюдения за денежными потоками. Он намного опередил свое время, когда увидел угрозу для американского бизнеса со стороны Японии, связанную с американской (и британской) одержимостью показателем нормы возврата инвестиций. Сам капиталист («клыки и когти в крови»), Б. Хендерсон придавал огромное значение корпоративной культуре задолго до того, как рассуждения на эту тему вошли в моду. Он являл собой странную, но предельно последовательную в своих логических построениях смесь консервативного экономиста и революционного критика установившихся в американских корпорациях порядков. Его любовь к парадоксам и оригинальный стиль (чередование коротких и резких предложений с непомерно длинными) прекрасно отражают склад ума революционера от науки.

Брюс изменил наше представление о стратегии корпорации, его БКГ оказала сильное влияние на многие западные компании. И все же, пожалуй, он достиг гораздо меньшего, чем мог бы добиться человек с его энергией и его способностями. Он всегда был одинок, он не смог оставить на БКГ такого глубокого отпечатка своей личности, как это удалось М. Портеру в МакКинси. Работники БКГ всегда были настороже: Брюс любил бросить вызов привычному порядку вещей, а это обычно вызывало массу неудобств. Его наследники не испытывали желания поддерживать Брюса в его «крестовом походе за идею». Если в конце 1960-х — начале 1970-х гг. БКГ представляла собой гигантскую «теплицу», в которой произрастали новые идеи, то в дальнейшем (даже при Брюсе) она превратилась в коммерческую (хотя идовольно самобытную) консультационную компанию, которая часто бралась за такую работу, в которой у нее не было никаких шансов (а часто и никакого желания) фундаментально изменить мышление и методы работы фирмы-клиента. Короче говоря. БКГ приспособилась к окружающей среде. Главной задачей стало не изменение мира, а профессиональное исполнение своей работы и зарабатывание денег для своих вице-президентов. Брюс видел, как развивается этот процесс, но остановить его не сумел.

Даже в теоретическом плане Брюс и БКГ не смогли реализовать весь потенциал своих открытий, которые могли бы составить «Библию менеджера» (а они этого заслуживают). Доля Америки на мировом рынке продолжает сокращаться в силу именно тех причин, о которых говорил Брюс. Так и хочется сказать, что если бы в БКГ был человек, обладающий организаторским гением, который был глубоко предан идеям Брюса, мир стал бы совсем другим. Брюсу так и не удалось основать собственную школу, которая была бы признана в научном мире. У него не было своего М. Портера, приводящего чужие идеи в систему и помогающего в нужном виде преподнести их бизнес-школам.

Брюс Хендерсон был гением. Приходится сожалеть, что его практические достижения несопоставимы с его научными открытиями.

ХЭНДИ, ЧАРЛЬЗ (р. 1932) (Наndу, Сharles) Мой любимый теоретик менеджмента, и, без всякого сомнения, самый приятный для чтения: и стиль его, и идеи оригинальны и захватывающи. Британец (сын ирландского викария), пока еще практически не известен в США.

В качестве первоначального знакомства с Ч. Хэнди почитайте его «Эру неразумия» (ТНе Аgе оf Uпrеаsоп, 1989) и «Пустой плащ" (ТНе Етр1у Rainсоаt, 1994), а потом, если вы интересуетесь (а вы должны интересоваться) культурой, возьмитесь за «Богов менеджмента» ( Goods of Management). Ч. Хэнди считает, что характер работы и подходящий для нее тип организации сегодня претерпевают коренные изменения. Количество ключевых работников уменьшается и будет продолжать сокращаться, в будущем организация будет представлять собой орга-низацию-трилистник, состоящий из штатных (ключевых) работников, сети квалифицированных подрядчиков и наемных вспомогательных работников. Многие талантливые люди будут стремиться иметь портфель занятий, составленный из некоторого числа работ по совместительству, карьера в одной крупной организации их больше не интересует. Ч. Хэнди — радикальный гуманист, верящий, что и правительства, и деловые круги Запада должны изменить свои взгляды и действия, взяв за образец восточную модель компании как сообщества. Сам Ч. Хэнди считает, что такая модель компании имеет большие преимущества над западной моделью компании как собственности и что в конце концов те, кто обладает знаниями и опытом, добьются, чтобы к ним относились как к партнерам, а роль и права акционеров будут уменьшены, В книге «Пустой плащ» Ч. Хэнди продолжает рассмотрение тем .которым была

посвящена «Эра неразумия», его позиции становятся более пессимистическими. Хотя знаменитая формула Хэнди 0,5 х 2 = 3 - если компания сокращает численность своих работников в два раза и увеличивает зарплату оставшихся тоже в два раза, то выпуск продукции увеличивается в три раза — присутствует и в этой книге, но теперь автор подчеркивает не ее преимущества (рост заработка и производительности труда), а ее отрицательные последствия для личности и общества. Увеличение длительности рабочего дня и ущербный стиль жизни штатных работников, трудности с трудоустройством молодежи и рост безработицы («правительство недоуменно пожимает плечами, когда каждый следующий период оживления деловой активности впитывает в себя все меньшее число безработных» и организации научились увеличивать производство без увеличения числа работников»). Герои его предыдущей книги, вырвавшиеся на свободу экс-штатные работники со своим портфелем работ по совместительству, превращаются в «невольных свободных». «Они, может быть, прокладывают дорогу в будущее, но мало кто из них собирался стать первопроходцем». Заключительные слова книги «Пустой плащ» очень характерны для менее оптимистичного Ч. Хэнди: «Нам самим разжигать в полной темноте свои маленькие костры».

Лично мне больше нравятся выводы «Эры неразумия», и я верю, что тон этой книги будет более созвучен настроению тех, кто прочитает ее в XXI в. Но независимо от того, оптимист вы или пессимист, прочитайте хотя бы одну книгу Ч. Хэнди. Знакомство с их кратким изложением не может заменить удовольствия от непосредственного чтения.