
Политическая мысль в России
Заметное отставание в развитии политической теории и практики в России от передовых западных стран вовсе не означает отсутствие в многовековой истории страны оригинальных политических идей и учений. История российской и западной политической мысли имеет как сходство, так и существенные различия. Эти различия обусловливались той культурной средой, в которой развивалась русская политическая мысль, а также влиянием целого ряда других факторов, таких как географическое положение, климатические условия, внешнее окружение и т. д.
[63]
1. Особенности развития политической мысли в России
Возникновение политических идей
Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль возникла в России давно, еще в XI в., и ее активного развития требовала сама общественная жизнь страны. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества в силу его исторических, культурных, территориальных, географических особенностей. Существовавшие веками традиции сильной власти, способной мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, колонизацию новых земель, требовали поддержания в общественном сознании высокого авторитета власти и ее носителей — князя, монарха, вождя и т. д. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в глазах населения, оправдывая ее новые притязания.
Зарождение политических идей относится к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись свободные общинники, процесс образования классов не был завершен, важную роль продолжали играть вечевые традиции. Поэтому обоснование божественного характера княжеской власти опиралось на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей.
[64]
В «Молении Даниила Заточника» (XII—XIII вв.) подчеркивается, что князь должен быть заботящимся отцом, как «вода мати рыбам». В то же время идея о божественном характере княжеской власти органично переплеталась с идеей ответственности князя перед народом. Еще в «Поучениях» Владимир Мономах (1.053—1125) наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В «Поучениях» были представлены черты идеальногоправителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.
Следовательно, начальный период развития политической мысли России (XI—XV вв.) характеризуется наличием некоторых общих черт, присущих и процессу становления западных политических учений. Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной, а была растворена в религиозных и обыденных представлениях. Не случайно в образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные (непогрешимость, абсолютность, правосудность, чем, собственно, и обосновывался ее божественный характер), так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни.
Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 г. политическая мысль вплоть до XIX в. развивалась в недрах религиозного (православного) мировоззрения, в то время как в западных странах освобождение политической мысли из-под религиозного влияния завершилось уже в XVI в.
В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль выполняла отчетливо выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие в российском обществе.
[65]
Однако содержание тех выводов, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, были различными. Эти различия были обусловлены несовпадением социокультурных сред (т.е. совокупности ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль была ориентирована на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества и ограничение всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали приоритет интересов государства, общины перед личностью.
В период Московского государства, особенно при Иване IV, происходит концентрация политического могущества и утверждение неограниченной власти монарха. Политические идеи обосновывают необходимость абсолютизации верховной власти в силу ее божественного характера. Однако появляются и иные обоснования неизбежности сильной царской власти.
Писатель-публицист Иван Пересветов (XVI в.) лишь централизованное государство и сильного монарха считал гарантами преодоления материального оскудения и ослабления военного могущества страны. В атом оскудении он обвинял бояр, которые «не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют. а царство оскужают». Поэтому условием величия государства, по И. Пересветову, является сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство. Предложенные им политические реформы были впоследствии проведены царем Иваном IV.
Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства выступил Андрей Курбский, который был советником Ивана Грозного, но затем сбежал в Литву.
[66]
«Царь, аще и почтен царством, — поучал А. Курбский, — должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек».