Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алексеев_Н_с.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
252.6 Кб
Скачать

Выводы и предложения

В настоящее время необходимо понимать, что хозяйственная и экологическая эффек-тивность рекультивации определяется не количеством гектаров рекультивированных земель, а степенью восстановленности свойственного исходным ненарушенным почвам уровня почвенно-экологических функций. Однако при этом всегда возникает вопрос, какова реальная возможность восстановления этих функций?

Проект рекультивации представляет собою технологически последовательную схему мероприятий, позволяющих достичь того или иного уровня хозяйственной и экологичес-кой эффективности рекультивации. Поскольку одинакового или близкого результата мож-но добиться с помощью реализации различных технологических схем, то проекты рекуль-тивации должны разрабатываться в многовариантном исполнении. При этом окончатель-ный выбор одного из нескольких вариантов должен обосновываться величиной, характе-ризующей хозяйственную и экологическую эффективности и стоимостью работ.

В этой связи необходимо остановиться еще на одном очень важном вопросе. На прак-тике мы имеем дело с двумя типами рекультивации: рекультивация по временной схеме, и рекультивация коренная – по постоянной схеме. В случае применения технологий рекуль-тивации первого типа, очевидно, нет необходимости применять дорогостоящие техноло-гии, используемые при рекультивациях второго типа. В этом случае часто можно обой-тись и реализацией проектов биологической рекультивации. Цели рекультивации первого типа обычно ограничены необходимостью задернения поверхности и ее озеленением. Понятно, что почвенно-экологическая эффективность такой рекультивации обычно не высока, но даже и для достижения такой эффективности может потребоваться несколько десятилетий, тогда как при коренной – за 2-3 года. Какое-либо хозяйственное использова-ние таких рекультивированных массивов обычно не предполагается, да оно, практически, и невозможно. По этой причине передавать их землепользователю не целесообразно.

Другое дело рекультивация коренная, на постоянной основе. В этом случае цели ре-культивации становятся постоянными, направленными на получение длительного и конк-ретного, и не только экологического, но и хозяйственного эффекта. При такой рекульти-вации можно достичь высокой почвенно-экологической эффективности. Понятно, что этого чаще всего невозможно добиться без применения потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы. Поэтому при рекультивации второго типа принципиально нельзя все сводить к, так называемой, биологической рекультивации. Последняя является в таких проектах не более чем мелиоративным этапом. Массивы, рекультивированные по коренным, постоянным схемам, в зависимости от достигнутых значений ПЭФ (почвенно-экологической эффективности), могут использоваться для различных, в том числе и сель-скохозяйственных целей. По этой причине они должны передаваться землепользователю.

В настоящее время все работы по рекультивации финансируют промышленные пред-приятия, чья деятельность связана с нарушением естественных ландшафтов. Руководство этих предприятий, выделяя средства на природоохранные мероприятия, как правило, ставит ряд условий по ограничению стоимости рекультивации. При этом предпочтения отдаются самым дешевым и простым технологиям рекультивации, с низкой почвенно-экологической эффективностью и наукоемкостью, ограничиваясь, по-существу, только озеленением поверхности техногенных ландшафтов. Поэтому очень часто, традиционные технологии озеленения отвалов дают только внешний, поверхностный эффект.

Техногенные ландшафты постепенно зарастают в той или иной степени в любом случае. Если провести посадки многолетних трав или древесных культур, то процесс зарастания ускоряется, но как показывают результаты последних исследований, часто одно только озеленение отвалов не может ограничить негативное влияние техногенных ландшафтов. Такая рекультивация оказывается односторонней, т.к. быстро восстанавливается только один компонент экосистемы. Поэтому возникает специфический дисбаланс. По этой при-чине созданные искусственные посадки оказываются неустойчивыми и при воздействии неблагоприятных факторов (не правильная эксплуатация, засуха, пожары и т.д.) быстро деградируют, возвращая рекультивированные площади в исходное состояние, т.е. к техно-генной пустыне. Поэтому проведение таких рекультивационных работ, не может карди-нально улучшить экологическую ситуацию. При этом ландшафт практически навсегда сохранит техногенный характер, и будет представлять собой экоклин, внедренный в сис-тему естественных ландшафтов, со специфическими режимами функционирования.

В этой связи необходимо отметить и общие проблемы связанные с уже рекультивиро-ванными землями. К сожалению, во многих случаях рекультивированные участки сдаются и практически не используются. Экологический мониторинг рекультивированных земель не предусматривается, и это приводит к некоторым негативным последствиям. Неисполь-зуемые рекультивированные участки остаются бесхозными, и очень часто на них образу-ются несанкционированные свалки, территория захламляется, и все усилия по рекультива-ции сводятся на нет. В некоторых случаях проведенная с низким экологическим эффектом рекультивация не дает заметного эффекта, и рекультивированные земли продолжают не-гативно влиять на прилегающие территории, а заставить предприятие, которое затратило деньги на рекультивацию, и сдало эти участки, вновь выделить средства на рекультива-цию практически не возможно. Приходится надеяться, на то, что природные процессы самовосстановления как-то восстановят разрушенные экосистемы, хотя на это может по-требоваться очень длительный период времени. Поэтому назрела насущная необходи-мость разработки регламентов, которые бы предусматривали выделение средств на мони-торинг за рекультивированными площадями, проведение мероприятий по уходу за посад-ками и производство продукции на восстановленных землях. А так же при необходимости проведению повторных рекультивационных работ при неудовлетворительном почвенно-экологическом состоянии рекультивированных земель.

В настоящее время с большой или меньшей долей уверенности можно утверждать, что в теоретическом плане, на данном этапе развития научно-технического прогресса, проб-лема рекультивации нарушенных земель практически решена. Тем не менее, на этом этапе необходимо внедрение в практику составление проектов с заданными в техническом зада-нии на рекультивацию параметрами почвенно-экологической эффективности рекультива-ционных мероприятий, что повысит наукоемкость технологий рекультивации и позволит объективно оценивать их эффективность. Необходимо, наконец, при проведении рекуль-тивационных мероприятий по-настоящему учитывать комплексность проблем рекульти-вации, т.к. восстанавливая только один компонент экосистемы – растительность невоз-можно существенно улучшить экологическую ситуацию на нарушенных территориях. При рекультивации сельскохозяйственного направления необходимо внедрение агротех-нических технологий, которые позволяли бы возделывать культуры и поддерживать плодородие рекультивированных площадей на экологически безопасном уровне. Я наде-юсь, и предприятие, где я проходил практику, учтёт все эти требования в своей работе.