Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
то что надо.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
165.21 Кб
Скачать

34 Русская идея. Философские воззрения заподников и славянофилов.

Первой исторической разновидностью "философии тотальности" была философия славянофилов (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Аксаков, Ю. Самарин). Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий гармонизацию всех способностей человека; монархия — как идеальная форма социума, предохраняющая общество от политических и формально-юридических отношений (в том числе и от революционного насилия), крестьянская община — как идеальный "нравственный мир", гармонично сочетающий личностное и коллективистское начало.

В полемике со славянофильством складывалось западничество (разновидность "философии индивидуальности"). Ориентация его представителей на западноевропейскую цивилизацию, критика православия и т.д. обнаруживают истоки этой философии в концепции Чаадаева. Однако его религиозность была чужда западничеству. Т. Грановский, М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен тяготели к материализму и атеизму.

Западниками было положено начало традиции русского Просвещения. Она возникла как обоснованная социально-экономическими условиями потребность в процессе становления русской национальной культуры. Философия русских просветителей 40—60-х гг. строилась как альтернатива славянофильской "философии тотальности". Наиболее полно материалистическую философию просветителей представил Николай Чернышевский (1828—1889). Единство и целостность человеческого организма утверждается автором как результат трактовки всего бытия в виде многообразия форм материи.

Большое влияние на идейное развитие России конца XIX— XX вв. оказал Ф. Достоевский (1821—1881). Он вместе с В. Соловьевым, положил начало религиозно-философскому движению XX в. (Д. Мережковский, Л. Шестов, Н. Бердяев и др.). В набросках своей "системы истинной философии" Федор Достоевский развил аргументацию в пользу бессмертия души и выстроил концепцию, согласно которой история человечества делится на три стадии — патриархальность, цивилизация и христианство как синтез двух предыдущих. Вместе с тем мыслитель-пророк предельно обнажил глубоко выстраданную опытом всех поколений людей истину — нет на земле и не может быть такой цели, для достижения которой была бы. допустима жертва хотя бы в одну детскую слезинку.

35 Философия всеединства Соловьева.

Философия Владимира Соловьева (1853—1900) явилась синтезом русской религиозной философии XIX в. В славянофильской традиции противостояния западному "рационализму" философ выдвигает идеал "свободной теософии", совмещающей в себе эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Соловьева — "вселенская церковь", объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает созидание "богочеловечества" — конечной стадии истории. В богочеловеческом организме обретут свое единство вера в Бога и вера в Человека. Основной пафос "философии всеединства" Соловьева — "оправдание добра". Согласно ей, изначально существуют два мира — "мир зла" (времени) и "мир добра" (вечности). Задача, стоящая перед человеком, — это поиск путей из мира времени в мир вечности. Дух и тело одинаково принадлежат миру вечности и времени, ибо в них иногда преобладает начало добра, иногда — зла. Когда добро побеждает, возникает красота (природы, человека, подвига). Мир времени стремится завладеть человеком всецело, заключить его в свой круг, за которым — смерть. Простейшая форма борьбы с миром времени — память. Сохраняя с ее помощью промелькнувшие мгновения жизни, человек побеждает время. Но память еще не выводит человека из мира времени. Выше, чем память, стоят минуты прозрения и экстаза. Благодаря этому человек может на некоторое время обрести свободу. Он указывает на наличие у человека чувства стыда. Это чувство отсутствует у животных. Человек стыдится, когда животное начало берет над ним верх. Чувство стыда свидетельствует о нравственной природе человека: я стыжусь своей животности, следовательно, я существую как человек не только физически, но и нравственно. На вопрос, почему Бог допускает зло и страдания, Соловьев отвечает — потому что человеку дарована свобода.