Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
в49..doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
147.97 Кб
Скачать

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В современной отечественной литературе недостаточно развита и не отражена по ряду важных показателей общеправовая теория прав человека, что не способствует единству правового знания и негативно сказывается на понимании прав в различных отраслях права и их законодательном закреплении. Однако накопленные к настоящему времени юридической наукой данные об отдельных сторонах и проявлениях прав позволяют изложить такую теорию, уточнить ее дефиницию и содержание, указать на основные параметры.

Теория прав человека представляет собой систему знаний о нормативно выраженных возможностях человека в его самореализации и развитии, которые следуют из способностей (состояния) личности и/или поддержки со стороны государства и общества.

В инфраструктуру теории включены: объект - права человека как правовое явление с его важнейшим для юридической сферы компонентом - правом прав человека; предмет - сущностные и закономерные (структурные, функциональные, генетические) связи прав; эмпирическое основание - историческая и современная практика прав человека; мировоззренческая и философская основа -идеи социогуманизма; метод - способы, приемы и подходы постнеклассической рациональности.

2.С содержательной и методологической точек зрения сегодня наука и практика оперируют тремя теориями прав человека:

классической, неклассической и постнеклассической . Они различаются совокупностью базовых предположений (парадигм). Классическая теория основывается на объяснении прав с позиций индивидуализма, неклассическая - видит в правах общественные задачи, постнеклассика представляет их социогуманитарно (целостно).

Однако для современного этапа первые две исчерпали свой ресурс. Интерпретация прав человека в их рамках сохраняет свое значение, но лишь как частный случай, отдельная сторона более общего и глубокого (постнеклассического) понимания прав. Прогресс и дальнейшее развитие прав человека могут быть обеспечены постнеклассической теорией, поскольку она отражает новую, адекватную глобальным процессам современности методологию. Она утверждает гуманитарность мышления в определении целей и влияния прав на государственно-правовую и другие социальные системы; включает аксиологические факторы в состав объясняющих положений, указывает на парность естественно-правовых и позитивистских обоснований прав человека; подчеркивает зависимость системы прав человека от их социокультурной детерминации; признает локальность любой правовой и, прежде всего, западной традиции в интерпретации прав человека; включает идеи коэволюции (соразвития человека, общества и природы) в понимании содержания прав как некоторых возможностей; придает правам человека глобальные характеристики, отражает взаимозависимость прав отдельного индивида с правами всего человечества; принимает диалектику целостности феномена человеческих прав, многоаспектность их проявлений; ориентирует на междисциплинарность исследований и выводов, диалог научных подходов (разных взглядов) и их дополнительность в объяснении прав; соотносит юридическую теорию прав человека с их социально-гуманитарной картиной; требует практицизма от теории как позитивной программы действия. Разрабатываемая на таких параметрах теория прав человека является плодотворной методологической основой для дальнейшего развития дисциплинарных исследований в этой сфере.

3. В рамках общеправового подхода и с учетом вышеперечисленных методологических ориентиров права человека могут быть определены как нормативно выраженные возможности человека в самореализации и развитии, которые следуют из его способностей (состояния) и/или из поддержки со стороны государства и общества.

Однако для современного уровня развития теории права и государства недостаточно знани исключительно лишь юридического аспекта прав. Необходимо и социогуманитарное (комплексное) видение с тем, чтобы выразить юридическую сущность прав в контексте целого и избежать их анализа как закрытой системы, исключить познание части вне единства с общим. И наоборот, без юридического понимания прав невозможно их целостное освоение, поскольку правовая нормированность предопределяет содержание, форму, направленность и т.д. всех других сторон и проявлений прав человека. Таким образом, для адекватного правового определения прав человека необходима их комплексная (социогуманитарная) дефиниция.

Социогуманитарный подход объединяет юридические аспекты прав с политической, нравственно-этической, антропологической, философской, социально-экономической, психологической, конкретно-исторической и т.д. сторонами их бытия. В таком ракурсе права человека могут быть определены как требования достойного положения, а также защиты и развития личности в государстве, обществе и мире в целом.

4. В юридической литературе имеет место терминологическая избыточность в обозначении того, что охватывается понятием прав человека. Так, используются категории: «права человека», «права личности», «права индивида», «основные права», «субъективные права», «естественные права», «права человека и гражданина» и т.д. Однако принцип научной определенности требует дифференциации данных понятий, критерии для этого таковы.

«Права человека», «права индивида» и «права личности» следует использовать как тождественные понятия при условии, если речь не идет о персонификации прав.

Термин «основные права» подчеркивает особый статус человеческих прав в массе позитивных прав и применяется для выделения прав, перечисленных в основополагающих международных (универсальных и региональных) и конституционных актах.

«Права человека» и «естественные права» соотносятся между собой в зависимости от смысла, придаваемому слову «естественный». Если речь идет о происхождении прав, то естественными нужно называть те, что «появились», «родились» вместе с человеком как его неотъемлемые свойства (качества, состояния) и потребности. В этом случае естественные права образуют часть прав человека, и они отличаются от другой группы -прав, обязанных своим происхождением закону и воле государства (позитивных прав). Если же естественные права понимаются как самой собой разумеющиеся возможности современного человека, отсутствие которых немыслимо для него и его статуса в обществе, то все права человека следует считать естественными.

«Права человека» и «субъективные права» различаются по ряду признаков: перечислением прав (хотя и не исчерпывающим образом) на уровне международных актов и конституционных законов; направленностью прав человека на обеспечение первооснов существования личности; присутствием в правоотношениях, построенных на принципах «власть-подчинение».

«Права гражданина» нужно рассматривать как часть прав человека, когда хотят сказать о правах государственно-политической личности, отношениях любого индивида с государственной властью. Когда же ситуация касается прав, принадлежащих каждому, в их противопоставлении правам лиц, имеющих гражданство определенного государства, то права человека необходимо отличать от прав гражданина.

5. Взятые в совокупности, в целом права человека являются системным образованием, обладающим всеми признаками органической (а не суммативной) организации: открытостью, полиструктурностью, интегральностью, функциональной зависимостью, коллизионностью. Типология прав человека, которая имеет значение для выявления генетических, а также функциональных зависимостей системы прав, возможна на основании использования следующих критериев: сфер распространения прав, способов их осуществления, субъектов-носителей, времени актуализации, форм закрепления; затратных механизмов, возможностей достижения поставленных перед правами целей и рядя других. Необоснованно разделять права на морально-декларативные и позитивно-правовые, поскольку права человека по своей природе являются этико-правовым феноменом.

6. Системе прав человека присущи два уровня принципов — фундаментальные и специальные. Фундаментальные принципы обосновывают права, это базовые социальные идеи, они дают первичные и обобщенные представления о правах, выражают общечеловеческие ценности. К ним относятся: уважение человеческого достоинства, свобода, равноправие, солидарность, демократизм, толерантность, справедливость.

Специальные принципы непосредственно развертывают, развивают идею прав человека. Их роль и назначение применительно к государственно-правовой системе — влиять на ее организацию, содержание и функционирование. К ним относятся: сохранение достигнутого обществом и государством уровня обеспечения человеческих прав; взаимосвязь и взаимообусловленность всех групп и видов прав; паритет прав, обязанностей и ответственности; выражение в правовых нормах баланса и компромисса индивидуальных и общественных интересов с природными императивами; универсальность основ и многообразие социокультурных форм выражения прав; гласность и открытость сферы прав человека; обязанность государства и других властных субъектов уважать, обеспечивать и защищать права всех людей (а не только своих граждан); обязанность государства создавать и обеспечивать эффективные механизмы и процедуры, гарантирующие права.

Все принципы преломляют в человеческих правах ценности экосоциогуманизма (нового гуманизма), т.е. поддержки и защиты человека в контексте его гармоничного бытия с обществом и природой. С этих позиций права человека нужно рассматривать деятельностной (праксеологической) формой (на юридическом языке - нормативно-правовым механизмом) проведения в жизнь высоких гуманистических идеалов.

7. Права человека являются конструктивным элементом гуманистически ориентированных правовых систем. Нормы о правах человека в таких системах отражают диалектику индивидуальных притязаний и общего блага, гармонизируют личную свободу с нравственными требованиями общества, балансируют права с обязанностями пропорционально целям удовлетворения и частных, и публичных интересов. Этот вывод — важный ориентир для правотворческой деятельности, поскольку варианты исключительно индивидуалистической либо коллективистской направленности норм о правах для современных общественных отношений изжили себя.

Права человека формируют гуманистический тип права и правовой системы в целом. Это означает, что приоритеты от охранительных функций права смещаются к позитивному воздействию, дозволения лидируют над запретами, востребуется гражданский тип правосознания и правовой культуры, усиливается воспитательное влияние права. Таким образом, права человека акцентируют потребность в проведении воспитательно-образовательных мероприятиям, в создании приоритетных программ развития правовой культуры и культуры прав человека.

Права человека сдерживают дегуманизацию и прагматизацию права и правовых отношений, поскольку внедряют нравственно-духовные начала. Утверждение прав человека как нравственно-правового феномена доказывается их субстанциональным существованием как правообязанностей. Это позволяет обеспечить более тесную связь систем права и морали, приостановить набирающую обороты тенденцию силового и предельно формализованного развития правового регулирования.

Закрепленные законодательным путем права человека являются частью действующего объективного права, т.е. выступают нормативно-правовым комплексом, состоящим из совокупности международных и национальных норм и принципов - правом прав человека. Но эта совокупность не образует и не может образовывать отдельной отрасли права, поскольку появление таковой означало бы дегуманизацию всех правовых отраслей.

Появление правовых норм о правах человека демонстрирует парный характер и дополнительность естественно-правовых и позитивных начал в праве. Последнее необходимо учитывать при современной трактовке сущности права, в правопонимании.

8. Права человека значимы и для определения сущности и социального назначения государственной власти. Права человека — явление, неотъемлемое от понимания природы современного государства, оба имеют общую перспективу развития.

Не при любых видах государственной власти права человека приобретают позитивное закрепление, т.е. существуют как юридическое явление (в отличие, например, от политической либо нравственно-этической формы, в которой они могут сохраняться при любом виде организации государственности). Права человека как юридическое явление возможны в государствах, ориентированных на демократические, правовые и социальные ценности, при других типах власти существуют субъективные права, а не права человека. В правовом, демократическом и социальном государстве права человека становятся государственной политикой и играют роль государственно-правовой идеологии.

В настоящее время имеют место существенные изменения во взаимоотношениях государства и личности. С одной стороны, очевидно, что современное государство признало человеческие права и всемерно расширяет заботу о них. Но с другой — появились новые субъекты-носители квазигосударственной власти (ТНК, международные организации и др.), и государство начинает терять свои доминирующие позиции. Тем самым в глобализирующемся мире увеличивается количество субъектов – потенциальных нарушителей прав, но одновременно растет и перечень возможных защитников прав, поскольку эти субъекты по своим возможностям способны противостоять национальным властям. Это обстоятельство, однако, не свидетельствует об ограничении суверенитета государства. Суверенитет правового, демократического и социального государства подразумевает не произвол, а полноту власти, права человека же корректируют проявление власти, дабы исключить произвол, а не ее объем. Таким образом, права человека увеличивают территориальное и субъектное пространство своего действия.

9. Наличие юридического механизма гарантий прав человека — неотъемлемое условие реальности прав для современного типа общественных отношений. Структурные звенья этого механизма включают в себя: 1) закрепление прав в позитивных нормах (законах); 2) указание в них на границы и способы осуществления прав; 3) утверждение правил ограничения прав; 4) дифференциация режимов реализации прав; 5) действенность процедур охраны и защиты; 6) установление ответственности и других мер принуждения за нарушение прав; 7) определение форм и размеров восстановления нарушенных прав, возмещения причиненного вреда 8) создание эффективных мер профилактики и предупреждения возможных нарушений прав. Аналогичная схема может быть применена для раскрытия механизма юридических гарантий права в целом.

10. Для понимания прав человека в теории права и государства и в юридической науке в целом явно недостаточно используется культурологический подход. Цивилизационное видение проблем и культурно-правовая трактовка позволяют представить юридическое бытие прав в контексте культурных основ общества, продемонстрировать процессы их правовой аккультурации (заимствования), раскрыть сложности социально-психологических механизмов реализации прав. Такая методика в целом обогащает понимание универсальности человеческих прав, а равно ориентирует на отказ от однолинейного проведения правовой интеграции в этой сфере.

В настоящее время в системе прав человека идет активный процесс заимствований норм, механизмов и процедур, нарастают процессы правового синтеза. Развитие идет и по линии унификации, т.е. некоторого обобщения и упрощения (формируются всеобщие права), и в направлении усложнения и увеличения многообразия форм (создаются национально-государственные и регионально-цивилизационные модели прав). Поэтому сегодня в планетарном масштабе права человека представлены тремя уровнями: уровнем универсальных прав, регионально-цивилизационными моделями и национально-государственными системами.

Универсальные права как глобальная нормативно-правовая система современности выполняют интеграционную функцию, способствуют становлению планетарного гуманистического права и гуманитарного правопорядка. Регионально-цивилизационные варианты отражают правовую поликультурность мира и могут быть