Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Все ответы по ИЗЖ.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
421.89 Кб
Скачать

  1. Французская журналистика первой половины 19 века

Весь XIX век – активн.идеологическая борьба. В период Империи идеологич.споры приняли характер скрытой оппозиции. Наполеоновский "Консульский указ о газетах" (17 января 1800) привел к закрытию 60 из 73 газет, издававшихся в Париже. Министр полиции Жозеф Фуше следил за прессой. Бонапарт понимал силу прессы ("четыре враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков"). При создании Конституции империи (1804) одобрил включение в нее четырех статей, призванных гарантировать свободу печати, но на самом деле уничтожившие эту свободу. При отсутствии прямой политической оппозиции, эстетическое и идеологическое "инакомыслие" могло выражать себя только «эзоповым языком». Декрет о печати 1810 года - подчинение ПП главному управлению делами книгопечатания и книжной торговли - подразделение МВД. К 1811 г. в Париже выходили 4 ежедневн.газеты – "Journal de Paris", "Gazette de France", "Moniteur" и "Journal de l'Empire".

Падение режима Наполеона и начало Реставрации привело к новой ситуации для французской жур-ки. Принятие "Конституционной хартии" 1814 года привело к формальному восстановлению свободы слова во Франции. Закон от 21 октября 1814 вернул предварительную цензуру для всех периодических изданий. Исключение - сочинения, объем которых превышал 20 печатных листов, что автоматически выводило прессу за пределы данного цензурного послабления. Восстановление цензуры произвело всеобщее раздражение против Людовика XVIII. Наполеон, покинув остров Эльбу, снова появился во Франции, был встречен, как спаситель. Наполеон издал декрет об упразднении должности королевских цензоров и главной дирекции по делам книгопечатания и книготорговли. Свобода вдруг стала всеобщей: в течение «ста дней» Наполеон предоставил печать «всем излишествам». Но было уже поздно: поражение при Ватерлоо заставило Наполеона подписать вторичное отречение от престола и отправиться на остров Св.Елены. Людовик XVIII постепенно возвращался к старому режиму. По закону 31 марта 1820 г. была восстановлена цензура. Ордонансом 1 апреля была созд. при МВД комиссия из 12 цензоров (ц-ра над всеми периодич.изд.). Для надзора за действиями цензоров была образована междуведомственная комиссия из 9 представителей высш.учреждений.

Карл X (1824—1830) ордонансом 29 сентября 1824 г. упразднил цензуру. Но Карл X продолжал политику своего брата, Людовика. Он не хотел считаться с общ.мнением страны. Особенный характер его управлению придавали клерикалы. Полиция, например, изгоняла из книжного оборота все произведения, казавшиеся опасными для клира. Она проникала даже в кабинеты для чтения, и владельцам их воспрещала давать публике многие сочинения Вольтера, Лафонтена, Д'Аламбера, Дидро, Вольнея и др. Министерство Виллеля выработало проект драконовского закона о печати. Палата не приняла проекта. Но министр не растерялся и тотчас по распущении палаты депутатов 5 ноября 1827 г. прибегнул к восстановлению цензуры, которая должна была действовать с беспощадной нетерпимостью.

Реакционная оргия окончилась в первых числах января следующего года, когда министерство перешло к либеральному Мартиньяку. Первой заботой нового министра было покончить с законами 1821 и 1822 гг., тяготевшими над прессою. Выработанный им проект стал законом 18 июля 1828 г. Этим отменялась цензура и другие орудия тирании.

Политический кризис пришелся на 1830 год с приходом министерства Жюля-Армана Полиньяка, когда Карл X решил полностью подавить свободу слова. Оппозиция стала создавать новые печатные органы. Уже в первые дни января 1830 года Адольф Тьер, Огюст Минье и Арман Каррель, неудовлетворенные неактивной позицией "Le Constitutionnel", основали газету "Le National" ("Националист"), во многом ставшей катализатором происходивших событий.

Начался период Июльской монархии, была принята новая Конституционая хартия, в которой было записано, что "цензура не может быть никогда восстановлена".

Пришедший к власти Луи Филипп объявил амнистию журналистам, обвиненным по политическим мотивам. Первые годы Июльской монархии - небывалая активность французской прессы, рост тиражей. Выборная реформа удвоила число избирателей, что увеличило количество "голосующих граждан", интересующихся как политикой, так и прессой. Для прессы этот факт означал рост тиража.

Но вскоре начались гонения журналистов. Местом заключения для них в основном была тюрьма Сент-Пелажи, директор которой относился к "своим" политическим заключенным с некоторым почтением. Многие журналисты-заключенные хлопотали о переводе из тюрьмы в клинику душевнобольных доктора Пинеля.

Неудавшееся покушение на короля ("Адская машина Фьески") инициировало ужесточение репрессивных мер по отношению к прессе. Чтобы затруднить открытие новых газет, закон требовал, чтобы ответственный редактор издания лично владел по меньшей мере третьей частью залога. Тюремное заключение на срок от 5 до 20 лет и штрафом от 10 тыс. до 50 тыс. фр. применялись за "всякое оскорбление особы короля и нападки против основ государственного строя, совершаемые путем печати. Судебным учреждениям было дано право приостанавливать на срок до четырех месяцев те газеты, которые в течение одного года два раза подвергались осуждению. Рисунки, эмблемы, гравюры и литографии могли быть выставляемы, издаваемы и продаваемы лишь с предварительного разрешения цензуры, которой, таким образом, снова открывались двери.

Февраль 1848 – революция - > глубокие качественные изменения в социально-политической судьбе французской журналистики.

Кратковременный период относительно мирного развития Второй Республики, обрамленный двумя революциями, которые произошли с интервалом в четыре месяца, ознаменовался чрезвычайно бурным ростом периодической печати, сопоставимым только с первыми годами Великой Французской революции. Если в 1846 году в Париже насчитывалось 26 газет, то к лету 1848 года количество одних только политических изданий разной периодичности в Париже достигло 790, не считая более 400 неполитических. Причем 200 новых периодических изданий появилось в столице Франции только за первые четыре месяца 1848 года, а за три последующих года - еще около тысячи.

Правительственными декретами от 5 и 6 марта 1848 года была восстановлена свобода печати.

Новая революция, явившаяся как бы продолжением старой, начатой  в феврале 1848 года, разразилась в конце июня. События июня 1848 года в Париже привели к установлению военной диктатуры военного министра временного правительства генерала Ж.Б.Кавеньяка, ликвидировавшего всякое подобие недавней свободы печати и запретившего целый ряд парижских газет. Триумф "партии порядка" выразился в применении административно-репрессивных мер, когда простыми  правительственными постановлениями закрывались любые издания неугодной политической направленности. Газетам было запрещено печатать собственные отчеты с заседаний законодательного собрания, довольствуясь лишь лаконичными официальными отчетами, сост. штатными секретарями. Если же речь шла о заседаниях сената, то информацию о них можно было черпать только из материалов официальной государственной газеты "Le Moniteur".

Совершив государственный переворот 2 декабря 1851 года и объявив себя "императором всех французов", Наполеоном III, Луи Наполеон начал, в подражание своему великому дяде, с закрытия неугодных ему изданий, запретив сразу 11 ежедневных газет в Париже, а его префекты устроили настоящую бойню "красным" листкам в провинции.

"Органический" декрет Наполеона III, февраль 1852: предварительное разрешение правительства (министра полиции) для начала издания газеты или журнала; ответственный или главный редактор назначались только с разрешения правительства; система правительственных предостережений - в соответствии с правительство, замечая "вредные тенденции" газеты, имело право направить ее издателю предостережение, а вслед за вторым оно было вправе приостановить издание газеты на два месяца без приговора суда; запрещалось публиковать любые отчеты о судебных процессах по делам печати.

Между тем количественный рост периодической печати в период Второй Империи был весьма значительным, чему благоприятствовал технический прогресс, развитие парламентаризма (с возрастанием интереса к политическим новостям и росте электората), увеличение количества "минимально образованных", расширивших массовость читательской аудиторию, процесс неуклонной урбанизации. Поэтому эффективность произвола и репрессий со стороны правительства была относительной и носила временный характер.