Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
VOPROS_PO_IGPZS.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
349.7 Кб
Скачать

131. «Новый курс Рузвельта».

название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.

Экономические программы «Нового курса» были проведены через Конгресс во время первого президентского срока Рузвельта в 1933—1936 гг. Их целью было облегчение положения безработных, восстановление экономики и реформа финансовой системы с целью предотвращения повторения Великой депрессии. Поддерживавшая «Новый курс» Рузвельта демократическая партия выражала интересы белых южан, этнических меньшинств и профсоюзов. Республиканская партия в этот период была расколота, часть республиканцев оставалась в оппозиции политике Рузвельта, считая, что она противоречит интересам бизнеса, а вторая часть частично поддерживала ее. Сторонники реформ сформировали «коалицию нового курса», выступавшую на выборах единым фронтом до 1960х годов, но уже с 1938 г. и по 1964 г. Конгресс контролировала оппозиционная «консервативная коалиция». В результате многие экономические программы «Нового курса», такие как программа трудоустройства безработных, были свернуты к концу Второй мировой войны[1]. Тем не менее, часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.

Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Не последней мерой президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом, вслед за которым была принята двадцать первая поправка к Конституции США, отменившая ранее принятую восемнадцатую поправку. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей[6].

Реформы в сельском хозяйстве

Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Administration), которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг.[7] По фиксированным ценам Зерновое бюро скупало излишки продовольствия, выплата фермерской задолженности откладывалась на длительный срок, оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение). В частности, было уничтожено 40 000 км2 посевов хлопка и 6 млн поросят[8]. Согласно данным института Гэллапа, меры, принятые администрацией по сельскому хозяйству, были чрезвычайно непопулярными[9]. Тем не менее, цены на продовольственные товары оставались ниже уровня 1929 г.[10] В 1935 г. Администрация регулирования сельского хозяйства была ликвидирована. Вместо нее правительство инициировало новую программу, финансировавшую засев сельскохозяйственных угодий люцерной и другими растениями, обогащавшими почву и не предназначенными на продажу. Несмотря на дальнейшие многочисленные изменения, федеральное законодательство, регулирующее сельскохозяйственные работы, действует до сих пор.

Многие сельские жители, особенно на американском Юге, в 1930х годах жили в бедности. Правительственные программы помогали там также строительству школ, дорог, лесопосадкам и расширению лесных угодий, находящихся в федеральной собственности. В частности, в штате Теннесси в 1933 г. администрация Рузвельта организовала финансирование программы строительства дамб с целью предотвращения наводнений, использования водных источников для производства электроэнергии и модернизации беднейших ферм. Пенсионные программы правительства, покрывавшие не только фермеров, но и городскую бедноту, мелких лавочников и торговцев, введенные при президенте Ф.Рузвельте, действуют до сих пор и поддерживаются как либеральными, так и консервативными конгрессменами[11].

Борьба с безработицей

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных[12]. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства[13]. Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций.

Администрация восстановления промышленности

Согласно закону о восстановлении промышленности, было создано специальное правительственное агентство, Администрация восстановления промышленности, задачей которой была борьба с недобросовестной конкуренцией и нездоровыми отношениями между бизнесом и работниками. При посредничестве этого агентства предприниматели каждой отрасли хозяйства заключали между собой «кодексы честной конкуренции». Они договаривались на равных условиях об основах предпринимательской деятельности (о единых ценах, фиксированном объеме производства, заработной плате, рынках сбыта и т. д.). Вскоре подобная система охватила около 95 % предприятий США. Предприниматель не мог получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников (снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день). Закон также предусматривал разрешение конфликтов между трудом и капиталом, в соответствии с ним осуществлялась практика введения коллективных договоров. Деятельность Администрации восстановления промышленности способствовала также сокращению рабочего дня и запрещению детского труда. По мнению президента Рузвельта, эти меры должны были способствовать повышению занятости взрослого населения[14].

В результате принятых правительством мер, за первый год «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45 %.[15] Однако в мае 1935 г. деятельность Администрации восстановления промышленности была признана неконституционной и запрещена решением Верховного суда. По мнению американского экономиста Ричарда Эблинга, эта мера предотвратила окончательное превращение американской экономической системы в плановую, а государства — в корпоративное[16]. Губернатор Луизианы Хьюи Лонг заявлял: «Я поднял свою руку в поддержку Верховного суда, который спас эту нацию от фашизма»[17].

Тем не менее, уже в июне 1935 г. был принят закон о трудовых отношениях («акт Вагнера»), еще более расширивший права профсоюзов, а место прежней Администрации восстановления промышленности заняло новое агентство, Национальное управление по трудовым отношениям.

Законы о труде

Чтобы обеспечить заказами людей искусства, федеральное правительство финансировало декорирование зданий и сооружений. Так художник Уильям Гроппер создал настенное панно «Конструкция дамбы» (1939 г.), украсившее одно из административных зданий. Оно характерно для американского «производственного стиля» 1930х годов и изображает рабочих в героических позах, занятых на осуществлении крупного правительственного проекта.

В то время большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем, рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенства сторон в договоре. Законом Норриса-Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

Принятый в 1935 г. закон Вагнера стал важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 000 долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

Пенсионные фонды

В 1935 г. при активной поддержке Эвелина Бернса был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии «…если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3 000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка…» Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5 % через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5 %. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

Жилищное строительство

Были приняты меры для стимулирования жилищного строительства[19]. Для этого были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация (Federal Housing Administration) и Корпорация домовладельцев-заемщиков (Home Owners' Loan Corporation). Первая устанавливала единые государственные стандарты жилищного строительства, а последняя стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших собственным жильем — от 40 % до 66 % населения (через сорок лет, когда займы были выплачены)[19].

Положение афроамериканцев

Афроамериканцы кроме проблем, связанных с экономическим кризисом, были вынуждены иметь дело также с расизмом американского общества, дискриминацией по расовому признаку и расовой сегрегацией. Многие политические лидеры, включая супругу президента Рузвельта, Элеонору Рузвельт, пытались распространить на них действие правительственных программ помощи бедным[20]. Сам президент Рузвельт набрал на второстепенные позиции в своем кабинете столько цветных граждан, что их называли «черным кабинетом». Он также старался заручиться поддержкой политических организаций афроамериканцев, особенно в Чикаго, и уже к 1936 г. последние изменили свою ориентацию на республиканскую партию и начали поддерживать демократов. С тех пор между чернокожими американцами и демократической партией был заключен политический альянс, существующий до настоящего времени[21].

Тем не менее, в то время об отмене расовой сегрегации или законов Джима Кроу в южных штатах речи не шло, и как экономическая, так и политическая поддержка афроамериканцам была значительно скромнее, чем белым, а пенсионные программы на них не распространялись совсем[22].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]