Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты 2 сем.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
190.35 Кб
Скачать
  1. Концепция «физиологии активности» н. А. Бернштейна

Альтернативная теория формирования двигательных навы­ков была разработана выдающимся отечественным физиологом Н.А. Бернштейном (1896—1966). Н.А. Бернштейн заметил: в то вре­мя как технические устройства изнашиваются от многократного вы­полнения того или иного действия, живые существа характеризу­ются упражняемостью. Упражняемость как свойство живого орга­низма заключается в том, что каждое следующее исполнение действия оказывается лучше предыдущего, оно не копирует пред­шествующее, а развивает его. По мнению Н.А. Бернштейна, живое движение есть «повторение без повторения», оно представляет со­бой постоянно совершенствующуюся систему и поэтому его нельзя описывать в механистических терминах «стимул-реакция».

Суть выработки навыка заключается в открытии принципа реше­ния двигательной задачи. Причем это решение проходит в несколь­ко этапов.

На первом этапе происходит разделение на смысловую структу­ру (А что я собственно хочу сделать?) и двигательный состав действия. Например, смысловой структурой может быть желание плыть, а двигательным составом — способ исполнения этого замыс­ла — определенный стиль плавания: кроль или брасс. Учтите, что пока еще вы плавать не умеете и поэтому наблюдаете за опытными пловцами, выбирая наиболее приемлемый для себя стиль.

На втором этапе происходит выявление и роспись сенсорных коррекций. Одной из значительных заслуг Н.А. Бернштейна стало то, что он отказался от понятия «рефлекторной дуги», выработан­ного еще Декартом, и перешел к понятию «рефлекторного кольца». Суть этого перехода заключается в том, что навык не может быть стереотипной последовательностью выученных действий, на всем его протяжении требуется постоянная сверка движения с реальны­ми условиями. Представьте себе, что вы затвердили последователь­ность движений, соответствующую навыку письма, в следующей форме: «сначала сжать,пальцы таким образом, чтобы между пальца­ми остался зазор в полсантиметра, затем повернуть кисть руки под углом 45° и начать двигать ею слева направо». Казалось бы, данная последовательность хорошо описывает начало акта письма. Однако ведь ручка может оказаться большего размера, чем вы предполага­ли в ходе тренировки. Или вам придется писать не на ровной поверх­ности стола, а, например, на доске. Получается, что с таким трудом выработанную последовательность действий применить невозмож­но. Однако мы ведь пишем! Постоянную координирующую инфор­мацию, которую наш сенсорный аппарат получает по ходу разво­рачивания навыка, Н.А. Бернштейн и назвал «сенсорными коррек­циями».

Разница между определением двигательного состава и «прощу­пыванием» сенсорных коррекций заключается в том, что на первом этапе учащийся устанавливает, как выглядят те движения, из кото­рых складывается навык с позиции наблюдателя, а на втором -пытается ощутить эти движения изнутри. На этом этапе необходи­мо максимальное количество повторений, каждое из которых, как уже было отмечено выше, будет не механическим возобновлением движения, а его модификацией. Работа с навыком здесь идет на со­знательном уровне. Человек старается разобраться в движении (Какэто у них получается?) и подобрать уже готовые двигательные ав­томатизмы из своего личного репертуара движений или же создать новые. Когда такие автоматизмы найдены, происходит чудесный, на первый взгляд, скачок в развитии навыка. Как пишет Н.А. Бернш­тейн: «Секрет освоения движения заключается не в каких-то особых телодвижениях, а в особого рода ощущениях. Их нельзя показать, а можно только пережить».

3.2. Научение

В связи со вторым этапом формирования навыка новое звучание приобретает проблема «переноса» навыка. В традиции бихевиориз­ма до сих пор бытует теория «тождественных компонентов». Со­гласно ей вырабатывается именно последовательность реакций, ко­торую потом можно перенести с одной деятельности на другую. Подобная логика рассуждения приводит нас к выводу, что, напри­мер, умение пилить дрова должно помочь овладеть игрой на скрип­ке — движения-то вроде бы одни и те же! Однако каждый из нас по­нимает, что это не так. Н.А. Бернштейн считал, что перенос навыка возможен. Но это должен быть не перенос движений, а перенос уже готовых сенсорных коррекций. Так, например, человек, который умеет ездить на велосипеде; легче научится кататься на коньках. Дело в том, что в основе и первого, и второго навыка лежит общее ощущение движения, а именно — удержание равновесия над узкой опорой.

На третьем этапе формирования происходит «развертка фонов», т.е. автоматизация двигательного навыка. Сформированные напредшествующем этапе сенсорные коррекции покидают сознание и начинают выполняться автоматически. Постепенно все большая часть навыка становится практически независимой от сознания. Мы ведь в отличие от начинающего пловца не думаем, как нам плыть, а «просто» плывем.

Задачей четвертого этапа является срабатывание фоновых кор­рекций. Все компоненты навыка интегрируются в единое целое.

Пятый этап — это этап стандартизации навыка. Навык делает­ся устойчивым, каждое новое его исполнение все более похоже напредшествующее (именно похоже, так как на самом деле каждый раз существуют вариации).

И, наконец, последний, шестой этап — это этап стабилизации. Навык становится устойчивым к помехам, осуществляется будто бы сам собой. Этот этап хорошо знаком людям, которые недавно сели за руль автомобиля. Сначала они могут вести автомобиль только в полной тишине, но постепенно учатся совершать несколько дей­ствий одновременно, например не только следить за дорогой, но и слушать радио и даже поддерживать разговор.

Преимущество концепции Н.А. Бернштейна перед всеми описан­ными выше интерпретациями научения заключается в том, что здесь навык представляется иерархически организованной системой. Эта система включает в себя и наблюдение, и инсайт, и выработку реак­ций. Только взятые в совокупности все «элементы» научения при­водят к успешному освоению навыка.