
- •Глава I
- •Глава II
- •Глава VI
- •Глава VII Об артиклях
- •Глава XIII о глаголах и об их неотъемлемых свойствах
- •Глава XIV о разнообразии лиц и чисел в глаголах
- •Глава XV о различных временах глагола
- •Глава XVI
- •Глава XVII Об инфинитиве
- •Глава XVIII о глаголах, которые можно назвать адъективными, и об их различных залогах -действительном, страдательном и среднем
- •Глава XIX о безличных глаголах
- •Глава XX о причастиях
- •Глава XXI о герундиях и супинах
- •Глава XXII о вспомогательных глаголах новых языков
- •Глава XXIV
Глава XX о причастиях
Причастия есть не что иное, как подлинные имена прилагательные, а поэтому говорить о них в этой части грамматики было бы неуместно, если бы не связь, которая существует у причастий с глаголами.
Связь эта состоит, как мы уже упоминали, в том, что причастия обозначают то же, что и глаголы, за исключением значения утверждения, которого причастия лишены, а отсюда они лишены и способности обозначать одно из трех лиц глагола, ибо значение лица непосредственно связано со значением утверждения. Отсюда вытекает, что, добавляя к причастию значения утверждения и лица, можно выражать причастием то же, что обычно выражается при помощи глагола. Например, amatus .sum букв, 'любимый семь' значит то же, что л amor 'меня любят', a sum amans букв, 'семь любящий' — то же, что ато 'люблю'. Обычай выражать в речи указанные значения с помощью причастий свойствен греческому в древнееврейскому в большей степени, нежели латыни, хотя Цицерон часто прибегал в своем обиходе к подобным оборотам. Итак, причастие сохрапяет от глагола атрибут, а также способность обозначать вре мя, ибо есть причастия настоящего, прошёд-его и будущего времени, что особенно ярко представлено в греческом. Но последнее присуще причастиям не всегда, ибо одно и то же причастие может зачастую соединять в себе значение всех времен. Например, страдательное причастие amatus, которое большинство
грамматистов считает причастием прошед шего времени, часто выступает в роли при частия настоящего или будущего времени, например: amatus sum, smatus ero. Напротив, причастия настоящего времени, как amans, довольно часто имеют значение прошедшего времени: apri inter se dimicant, indurentes attritu arborum costas (Plin.) букв, 'вепри между собой дерутся, укрепив трением о деревья бока' (Плиний), а именно poslquam induravere 'после того, как укрепили. им. „Nouvelle Methode Latine (Remarquee sur les Participes)".
Причастия бывают действительными и страдательными. В латыни действительные причастия оканчиваются на -ans и -ens, (amans 'любящий', docens 'учащий'); страдательные — на -us (amatus, doctus), хотя среди последних встречаются и действительные, а именно образованные от отложительных глаголов, как locutus 'сказавший'. Но есть и такие причастия, которые к значению страдательности присоединяют значение нечто должно быть сделано, необходимо, чтобы это было. Таковы причастия на -dus. amandus 'тот, который должен быть любим', хотя иногда это последнее значение почти совсем утрачивается в обиходе.
От действительных глаголов причастия
сохраняют способность обозначать
глагольное действие так же, как оно
обозначается самим глаголом, т. е. в
процессе его свершения. Этим причастие
отличается от глагольных имен, которые
также обозначают действия, но более
обозначают их как данное, нежели в
процессе протекания. Отсюда и происходит
сохранение причастием глагольного
управления (regime) —
amans Deum
'любящий Бога', в то время как глагольные
имена могут иметь только именное
управление: amator Dei
'приверженец Бога'. Причастие может
встречаться и симспиым управлением,
когда обозначает действие более как
данность, нежели как процесс, ибо в этом
случае оно является не ч
ем
иным, как глагольный именем, например
amans virtutis
'любитель истины .