
- •Модернизация и развитие человеческого потенциала
- •Глава 1. Экономика и экономическая политика на этапе выхода из кризиса
- •Глава 2. Роль институтов в модернизации
- •Глава 3. Благосостояние российских домохозяйств как маркер модернизационного потенциала
- •Глава 4. Российский рынок труда: Эффективность занятости или сокращение безработицы?
- •Глава 5. Человек — образование — модернизация
- •Глава 6. Модернизация политики здорового образа жизни
- •Глава 7. Модернизация экономики и устойчивое развитие
- •Глава 8. Модернизация и российское пространство
Глава 7. Модернизация экономики и устойчивое развитие
Для обозначения процесса экологизации экономики в мире все чаще используют понятия «зеленая экономика» (green economy) и «зеленый рост» (green growth).
Россия сегодня находится в числе стран, для которых особенно актуально участие в процессе «Рио+20», направленном на устойчивое развитие, где Россия совместно с другими странами БРИК могла бы выступить лидером на этом пути.
В современной российской ситуации доминирующим настроением остается рентоориентированное поведение, ожидание возврата к докризисной экспортно-сырьевой модели роста.
С 2002 г. по 2008 г. временной горизонт истощения запасов нефти сократился с 26,3 до 21,9 лет.
Необходимо увеличение отдачи действующих месторождений с помощью дифференцированной налоговой системы: сейчас компании снимают «сливки» и добывают около 30% запасов месторождений, при СССР этот показатель составлял 50%.
Снижение энергоемкости может позволить сэкономить до 240 млрд м3 природного газа, что составляет более трети его добычи в нашей стране, и обеспечить потребности в газе как внутри страны, так и за ее пределами.
Экономический потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ), освоение которого выгодно уже на современном уровне технологического развития и рыночных условиях, составляет 30% ежегодного потребления первичных энергоресурсов России.
В России существуют огромные резервы получения экологических эффектов («снятия экологических сливок») - в виде сэкономленных природных ресурсов и снижения загрязнений – за счет стандартных и сравнительно недорогих экономических мероприятий, чего лишены развитые страны, так как их резервы уже использованы.
По оценкам ЮНЕП достаточно вложения 2% мирового ВВП в «озеленение» 10 секторов для изменения характера мирового развития, снижения выбросов парниковых газов и эффективного использования ресурсов.
Повышение энергоэффективности на 40% к 2020 г. создаст огромный экологический эффект.
В соответствии с Энергетической стратегией РФ на период до 2030 г. на основе распространения достаточно простых энергосберегающих технологий можно сберечь почти половину потребляемой сейчас энергии.
Для реализации потенциала повышения энергоэффективности необходимы инвестиции частных и государственных организаций, а также домохозяйств в размере 320 млрд. долл.
Глава 8. Модернизация и российское пространство
С 2006 г. Россия вошла в группу стран с высоким индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) (более 0,800) благодаря росту доходов. Среди трех компонентов ИРЧП – доходов, образования и здоровья – самым проблемным остается здоровье.
С 2006 г. начался рост показателя ожидаемой продолжительности жизни. Этому способствовало увеличение расходов государства на здравоохранение, в том числе финансирование национального проекта «Здоровье».
Рост суммарных расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на здравоохранение, физкультуру и спорт за 2009-2010 гг. составил 7%, что вдвое ниже темпов инфляции.
Множество монопрофильных городов – сильный барьер для российской модернизации, где простого и быстрого решения этой проблемы не существует.
Для снижения социального неравенства регионов нужны два условия: достаточно высокий уровень экономического развития страны, обеспечивающий финансовые ресурсы для перераспределения, и эффективная социальная политика государства, направленная на рост человеческого потенциала и на поддержку уязвимых групп населения. Именно сильная социальная, а не региональная политика позволяет смягчить социальное неравенство регионов.
Доля расходов на социальную политику во всех расходах консолидированных бюджетов регионов выросла за 2000-2010 гг. с 7 до 18%, уступая только расходам на образование.
Помимо федеральных городов в период экономического роста быстрее развивались крупные региональные центры с населением от 700 тысяч до полутора миллионов человек. Среди них выделялись Краснодар и Екатеринбург.
Небольшие периферийные города, расположенные вне пределов агломераций, деградируют.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 2009 г. несколько вырос (с 0,838 до 0,840) за исключением нескольких регионов с сильным промышленным спадом (Вологодская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Волгоградская и Астраханская области).
В России не осталось регионов с низким ИРЧП (менее 0,700), хотя в 2005 г. в них проживало 19% населения страны.