Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Авдиев.Китай.Детям.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
301.06 Кб
Скачать

Государственный строй

В обширном древнекитайском государстве этого периода постепенно образовался сложный бюрократический аппарат, управлявший всей страной от имени царя. Вокруг царя выросла довольно значительная группа аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в государственном управлении. Первым в этой группе был ближайший помощник царя, функции которого были весьма обширны и который сосредоточивал в своих руках все нити управления страной. Иногда эта должность становилась наследственной, что часто бывало в древневосточных деспотиях.

Этому верховному чиновнику, равному по власти арабскому везиру, подчинялась особая коллегия из трёх лиц, которые иногда назывались «три старца» и стояли во главе трёх важнейших ведомств. Один из них был «начальником множества», который должен был «защищать народ». В его обязанности входило управление всей хозяйственной жизнью страны. Он ведал организацией всех сельскохозяйственных работ (посевы, жатва, молотьба). В его ведении находилась торговля во всей стране, он устанавливал цены на все товары, а его подчинённые наблюдали за порядком на рынках. Второе место среди «трёх старцев» занимал «начальник лошадей», который иначе назывался «начальник войск царских поместий» и который должен был «укрощать мятежников». Этот чиновник стоял во главе военного ведомства и сосредоточивал в своих руках всё управление военным делом во всей стране. Он производил военные наборы, руководил военным обучением, стоял во главе военной инспекции и ведал снабжением войск. Вместе с тем он возглавлял армию и командовал ею во время войны. Наконец, важную роль играл и «начальник общественных работ», который ведал всем земельным фондом и руководил всем водоснабжением страны. В его руках находился верховный контроль над всей ирригационной сетью. Он наблюдал за реками, каналами, плотинами, за всеми оросительными сооружениями и работами, а также за всеми дорогами. В его ведении находился большой штат чиновников, которые должны были следить за правильным функционированием сети искусственного орошения во всей стране и в то же время производить, межевание полей.

Таким образом, перед нами три основных и важнейших ведомства: хозяйственное, военное и ведомство общественных работ. На крупное значение этих трёх ведомств на Востоке указывал Маркс: «В Азии с незапамятных времен, как правило, существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению других народов, и, наконец, ведомство общественных работ».

Впоследствии появились и другие чиновники, сосредоточившие в своих руках управление царскими поместьями и царским дворцом, судебное дело и организацию религиозного культа. Так, наряду с первыми «тремя старцами» выделились ещё три других крупных чиновника. Первый из них ведал царским дворцом и его снабжением и тем самым управлял царской сокровищницей, второй стоял во главе суда, а третий выполнял обязанности верховного жреца культа императорских предков. Эти три чиновника выделялись среди других благодаря своей близости к самому царю. Постепенно первое место среди них занял начальник царской сокровищницы, который в VII в. до н. э. стал ближайшим помощником царя по управлению государством.

Выделение этих ведомств и обособление этих должностей связано с возникновением налогового обложения, организацией судебного дела и оформлением культа царя и царской власти. Среди налогов самым важным был налог на пахотные земли, который взимался в виде десятины с урожая и собирался осенью после жатвы. Налог с гор и озер взимался в виде четвёртой части их доходности. Эти налоги взимались натурой. Торговцы обязаны были платить пошлины за место на рынке, при заключении контракта, при продаже товара (полотна, шёлка и пр.), причём эти пошлины уплачивались весовыми металлическими деньгами, что указывает уже на дальнейшее развитие торговли.

Выделение верховного судебного ведомства и главного уголовного судьи в этот период связано с развитием организации судебного дела. Судебное дело постепенно оформляется, появляются древнейшие записанные законы и древнейшее кодифицированное право. Эти законы имеют своей целью юридически гарантировать незыблемость классового строя и неприкосновенность особы обоготворённого царя. Так, существовал закон об оскорблении величества, согласно которому всякий человек, непочтительно отозвавшийся о царе, подвергался жестокой и мучительной казни. Уголовный кодекс, который приписывался полулегендарному царю древности My, предусматривал довольно разработанную систему наказаний, которые налагались за наиболее важные преступления. Среди этих наказаний выделялись пять наиболее тяжёлых: смертная казнь, кастрация мужчин или заточение женщин во дворце, ампутация ног, отсечение носа и наложение позорного клейма в виде чёрной татуировки на лицо. Однако все эти наказания могли быть заменены соответствующими прогрессивно возрастающими выкупами. В этом сказывался классовый характер законодательства и суда, которые давали возможность богачу откупиться от тяжёлого наказания. Этот уголовный кодекс содержал 3 тыс. статей, вернее, собранных вместе судебных решений (казусов), которые образовали древнейший свод уголовного права. О некотором развитии юридической мысли в эту эпоху говорит установление в законах смягчающих обстоятельств при нечаянном и случайном преступлении и отягчающих — при преднамеренном. Суд высшей инстанции в лице верховного судьи рассматривал лишь дела по преступлениям, влекущим за собой по закону смертную казнь. Суд низшей инстанции в лице местных судей рассматривал все остальные дела.

Наконец, выделение в качестве особого высокого чиновника верховного жреца императорских предков связано с оформлением учения о том, что царь есть не только наместник бога на земле, но и его подлинное земное воплощение. Поэтому царь в качестве земного божества назывался «сыном неба», а его распоряжения — «священными волеизъявлениями». Царь в качестве «заместителя неба» считался посредником между людьми и силами природы. Каждые пять лет царь должен был совершать путешествие по всей стране и лично приносить жертвы богам на священных горах, что подчёркивало теократический характер древнекитайской государственности. «Божественный» характер царской власти выражался внешне в том, что все люди считались рабами царя. Даже высшие чиновники должны были перед лицом царя совершать троекратный земной поклон. Божественное происхождение царей описывалось в древних легендах. Так, в одной легенде рассказывается о том, что царь My родился таинственным образом от связи царицы, жены царя Чжао, с духом предка Чу. Царь My описывается в этой легенде в образе богатыря, наделённого сверхъестественными способностями. Он совершает походы в «четыре угла света» на своей колеснице, влекомой чудесными лошадьми. Однажды любопытство привело его к истокам Жёлтой реки. Он посетил дворец Жёлтого императора, а потом достиг горы солнечного захода, навестив богиню Запада и смертельных болезней. Так образ царя принимает мифические очертания божества, живущего в совершенно иной сфере, чем все остальные люди.

Идеология обоготворения царской власти, типичная для древневосточной деспотии, находит своё внешнее выражение в культе царских предков, который совершал верховный жрец, а также в пышных формах придворного этикета.

Резиденция царя была в то же время столицей государства. Историческая традиция сохранила названия главных центров и столиц государства Чжоу — городов Фэнь и Хао, а позднее Ло-и. В литературных произведениях, в частности в придворной поэзии того времени, сохранились красочные описания дворцового и аристократического быта. Роскошные изделия из бронзы, сосуды, употреблявшиеся при торжественных религиозных церемониях, драгоценное оружие, произведения искусства свидетельствуют о высоком расцвете материальной культуры и искусства, а также о тех богатствах, которые сосредоточивались в руках рабовладельческой знати, эксплуатировавшей подневольный труд рабов и бедняков.

Политическая история времени Чжоу

Судя по древним сказаниям и более поздним, но зато более достоверным, источникам, цари из Династии Чжоу, завоевав государство Инь, образовали большое и сильное царство. От времени ранней династии Чжоу известна только последовательность имён царей. В «Истории сына неба My», написанной в V-IV вв. до н. э., сохранились древние легенды, относящиеся к этому периоду. В этих древних преданиях царей Чао и My изображали в качестве великих завоевателей, далеко расширивших пределы государства. В результате этих завоеваний китайцы проникают в бассейн Янцзыцзян и покоряют племена, жившие на берегах реки Хань и в районе Хубэй. Более точные данные, касающиеся политической жизни Китая, восходят лишь к IX-VIII вв. до н. э. Развитие рабовладельческого хозяйства, требовавшее постоянного ведения войн для грабежа соседних народов и для захвата рабов, приводило к резкому обострению классовых противоречий. Крупные богатства, большие поместья, множество рабов скапливались в руках отдельных магнатов, которые образовали прочный слой поместной землевладельческой знати. Этим богачам противостояли трудовые массы бедняков и рабов. Жестокие формы эксплуатации труда простого народа должны были неизбежно вызывать массовые восстания. В 842 г. до н. э. бедный люд столицы восстал против царя Ли вана и штурмовал дворец. Незадачливый, свергнутый народом царь Ли был принуждён бежать. Острая классовая борьба сопровождалась борьбой за захват царской власти. Два сановника Чжоу Гун и Чжао Гун объявили себя регентами государства, причём время их правления получило характерное название «Всеобщее согласие». Очевидно, правящий класс аристократии принуждён был, хотя бы декларативно, пойти на некоторые уступки трудовым массам. Впрочем, историческая традиция сохранила предание о том, что один из этих сановников, чтобы спасти сына свергнутого царя Ли, пожертвовал собственным сыном и выдал его народу. Весьма возможно, что этот период острой классовой борьбы получил название «Всеобщее согласие» именно для того, чтобы стереть в памяти следующих поколений воспоминание о тех уступках, которые аристократы были принуждены сделать народу.

В 827 г. до н. э. после смерти Ли вана регенты передали власть его сыну, Сюань вану. О царствовании царя Сюаня (827—782 гг. до н. э.) сохранились довольно точные сведения как в «Книге песен» так и в целом ряде других источников. Вся китайская историческая традиция приписывает ему большие войны, которые он вёл для подавления восстаний среди подвластных племён, а также для завоевания соседних иноземных стран, населённых главным образом кочевниками. Эти войны описаны в яркой поэтической форме в литературных произведениях того времени, в торжественных песнях, которые пелись в храме предков. В одной оде описывается вторжение кочевого племени сюнну в царство Чжоу и захват столицы, происшедший в 822 г. до н. э.:

В шестой месяц, какое смятение!

Боевые колесницы стоят наготове,

В каждую запряжено четыре статных коня.

Они снаряжены, как это обычно делается.

Сюнну яростно вторглись,

Поэтому мы должны были спешно выступить.

Царь приказал выступить в поход,

Чтобы освободить столицу...

Мы победили сюнну,

Проявив великую храбрость...

Сюнну плохо рассчитали

Заняв Цяо и Ху,

Захватив Хао и Фэнь,

Дойдя до северной части реки Цзинь.

Наши знамёна, украшенные изображениями птиц,

Развевались своими белыми складками.

Десять военных колесниц мчались впереди...

Мы победили сюнну —

Это пример для десяти тысяч стран.

В другой торжественной песне описывается война Сюаня с кочевым племенем сюй, которое жило к юго-востоку от государства Чжоу. Сам царь во главе шести армий выступает в поход против страны Сюй. Китайцы одерживают крупную победу благодаря своим значительным войскам, которые «двигаются не толпами, но разбитыми линиями». Война заканчивается захватом «множества пленников». Ода содержит типичное возвеличение царя.

Ослабленное длительной борьбой с многочисленными и сильными племенами кочевников, постоянно вторгавшимися в богатые и плодородные долины реки Хуанхэ и её притоков, государство Чжоу, раздираемое классовыми противоречиями и лишённое внутренней экономической спайки, распалось на ряд независимых княжеств, во главе которых стояли представители рабовладельческой знати, могущественные аристократы, уже не зависевшие от единой центральной власти.

В 770 г. до н. э. один из почти номинальных чжоусских царей Пин ван, теснимый западными кочевниками, перенёс свою столицу на восток в город Ло-и (позднейший Ло-ян в провинции Хэнань). С этого времени и начинается фактический распад Китая на ряд независимых мелких княжеств, которые уже не подчиняются Восточно-чжоусскому государству. В VII в. до н. э. пять наиболее сильных княжеств образуют лигу, которая должна была в некоторой степени подготовить страну к созданию сильного централизованного государства. Однако это объединение носило временный и непрочный характер. Пять крупных княжеств, каждое из которых стремилось к преобладанию, с трудом удерживали равновесие сил. Период их господства, относящийся к VII—V вв. до н. э., обычно называется временем «Пяти властителей». В V в. до н. э. эта борьба между отдельными княжествами становится особенно острой. Поэтому период V—III вв. до н. э. получил название «Борющихся царств» (Чжань-го).