Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция тема 16.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
128.51 Кб
Скачать

5. Исследования межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии.

Для исследований, выполненных в отечественной социаль­ной психологии, характерно особое внимание к проблеме взаи­мосвязи и взаимной обусловленности субъективных, психологи­ческих аспектов межгрупповых отношений и объективных соци­альных условий, в которых эти отношения складываются. При этом в качестве главного фактора детерминации межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместной деятельности групп и возникающие на ее основе со­циальные связи и зависимости между ними. Такой подход пред­полагает выход за рамки лабораторного эксперимента и изуче­ние взаимоотношений, складывающихся между группами в ре­альных социальных общностях.

В.С.Агеев (1983) исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодей­ствия.

В первом эксперименте исследователь организовывал со­ревнование между группами учащихся техникума за право полу­чения зачета. По условиям эксперимента победить (т. е. полу­чить зачет по результатам выступлений на семинарском занятии) могла только одна из групп. В экспериментальных группах по сравнению с контрольной, где зачет проставлялся не группе в целом, а индивидуально, было зафиксировано значительно боль­шее число реплик и выступлений, направленных на поддержку своей группы и обеспечение ее победы в соревновании. По ре­зультатам межгруппового сравнения и оценки отмечалось ярко выраженное предпочтение своей группы по сравнению с груп­пой соперников по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе). Одновременно отмечалась более выраженная степень идентификации со своей группой (частота употребления местоимений «мы» и «они»).

Во втором эксперименте по просьбе исследователя на первом этапе воспитатели организовывали спортивные соревнования между звеньями одного из отрядов пионерского лагеря и всяче­ски поддерживали состязательные отношения между детьми, на втором — организовывали их совместную работу в совхозе, где также проводилось соревнование между звеньями, но без специ­ального акцентирования состязательных отношений между уча­стниками. По результатам исследования на первом этапе было обнаружено резкое возрастание проявлений внутригруппового фаворитизма во взаимодействии и взаимных оценках представи­телей разных групп по сравнению с фоновыми показателями (т. е. до начала проведения соревнований), а на втором этапе – столь же резкое его снижение. На основании полученных данных автор сделал вывод о том, что на выраженность внутригруппово­го фаворитизма оказывает влияние не столько характер взаимо­действия между группами (оно было соревновательным на обоих этапах эксперимента), сколько характер совместной деятельно­сти групп, ограниченный узкогрупповыми целями на первом эта­пе и имеющий надгрупповую социальную ценность на втором.

Данные этого исследования показали зависимость адекват­ности межгруппового восприятия от конкретных факторов меж­группового взаимодействия. В частности, было отмечено, что межгрупповая дискриминация может быть снята или существен­но ослаблена в зависимости от целей и характера организации межгруппового взаимодействия.

Выбрав в качестве основного предмета эмпирического исследования особенности межгруппо­вого восприятия, Агеев не ограничился анализом только пер­цептивных феноменов, но включил в программу исследования объективные условия совместной деятельности групп и характер непосредственного межгруппового взаимодействия. При этом когнитивные процессы не возводятся в ранг объяснительного принципа, но сами требуют поиска причинного объяснения в объективных условиях взаимодействия групп. Межгрупповое взаимодействие обусловливается не только объективными внеш­ними условиями ситуации, но и когнитивными переменными и само определяет в качестве объективного фактора специфиче­ские особенности внешних социальных условий, связывающих группы. Достоинством предлагаемой теоретической схемы явля­ется не только преодоление представлений об однонаправлен­ной, линейной детерминации межгрупповых отношений, но и ее конструктивность с точки зрения организации эмпирических исследований.

И. Р. Сушков (1988, 1999) изучал межгрупповые отношения в производственной организации, возникающие в процессе совме­стной производственной деятельности и субъективно отражаю­щиеся в системах групповых установок, ориентации, ожиданий. Полученные данные свидетельствуют о том, что в условиях со­вместной деятельности в производственной организации у пред­ставителей групп формируются системы взаимных требований к партнерам по совместной деятельности. На основании этих тре­бований происходит сравнение и оценка своей группы и груп­пы-партнера. В исследовании выявлена зависимость значимости ряда требований, предъявляемых к своей и другим группам, от характера распределения ответственности за конечные результа­ты совместной деятельности. По результатам межгруппового сравнения и оценки по изучаемым параметрам была обнаружена тенденция предпочтения своей группы и переоценки ее качеств, которая отражает приверженность индивидов к группе и не мо­жет однозначно характеризоваться как сугубо отрицательное яв­ление.

В исследованиях В. П. Познякова (1992) рассматривалась ди­намика межгрупповых отношений трудовых коллективов в усло­виях организационно-экономических нововведений, связанных с изменением формы собственности на предприятии. Эмпириче­ское исследование проводилось в коллективах производственных подразделений одного из сельскохозяйственных предприятий в период перехода на арендный подряд. Программа исследований включала анализ взаимоотношений как внутри первичных кол­лективов, так и между ними и была осуществлена в три последо­вательных этапа или «среза»:

  • до начала реорганизации предприятия;

  • непосредственно после создания арендных кооперативов;

  • через год после начала работы в новых условиях.

Результаты исследования показали, что в условиях изменения формы собственности на предприятии происходили качественные изменения социально-психологических отношений и внутри подразделений, и между ними – смена ведущих оснований про­цессов межгрупповой дифференциации и интеграции. Ведущим основанием формирования и обособления первичных трудовых коллективов стали экономические отношения совместной груп­повой собственности. При переходе к коллективной форме соб­ственности в подразделениях отмечалось усиление тенденции внутригрупповой интеграции. Оно проявлялось в более сильной эмоциональной приверженности работников к своему коллекти­ву, повышении удовлетворенности своей принадлежностью к нему. Вместе с тем в межгрупповых отношениях между подразде­лениями увеличилось число конфликтов, проявлений недобро­желательности, враждебности, снизилась готовность к сотрудни­честву, согласованному решению спорных вопросов. Эти явле­ния свидетельствуют об эффекте межгрупповой дезинтеграции, сопровождающей переход к новым производственно-экономиче­ским отношениям. Эмпирически был установлен факт относи­тельной независимости процессов дифференциации и интегра­ции на внутригрупповом и межгрупповом уровнях.

В исследовании изучалось также влияние изменения характе­ра межгрупповых отношений на результаты межгруппового срав­нения и оценки по ряду критериев (результаты работы, отноше­ние к труду, взаимоотношения в коллективе, привлекательность коллектива в целом). Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что результаты межгруппового сравнения и оценки нельзя однозначно связывать с характером межгруппо­вых отношений. Процессы межгруппового сравнения и оценива­ния выполняют, по крайней мере, две различные функции в обеспечении жизнедеятельности коллективов:

  1. адекватное межгрупповое сопоставление, необходимое для обеспечения нормального взаимодействия коллективов (какую бы форму – кооперативную или конкурентную – это взаимодействие ни принимало);

  2. обеспечение эмоциональной приверженности к своему коллективу (и связанной с ним переоценки привлекатель­ности своего коллектива), необходимой для обеспечения его психологической общности.

Результаты с очевидностью говорят о том, что в условиях из­менения форм собственности и экономической деятельности происходит изменение значимости критериев сравнения и оценки своей и других групп по степени их привлекательности. На­ряду с критериями межличностных отношений все более важ­ную роль начинают играть критерии отношения к работе и ее результатам.