Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЮВ Европа.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
373.45 Кб
Скачать

1. Центральная и Юго-Восточная Европа в годы первой мировой войны

Польша и Пилсудский. Югославия и ее образование. Чехия.

Концепция будущего государства чехов и словаков окончательно оформилась у западнославянских политиков в самом начале Первой мировой войны. Вступив в контакт с главами стран Антанты, крупнейшие политики будущей Чехословакии — чехи Томаш Масарик и Эдуард Бенеш и словак Милан Штефаник — заручились их поддержкой в создании Чехословацких легионов как опоры нового государства. Легионы подчинялись верховному командованию Антанты, и им же снабжались.

Хотя Россия по планам Антанты стала одной из баз формирования корпусов легионеров, наряду с Францией и Италией (куда также прибывали желающие и из Америки), основные политические действия вокруг создания нового государства протекали в Западной Европе и США. В 1915 году Масарик официально представил план создания Чехословакии в Женеве. В октябре этого же года в Кливленде эмигрантские организации чехов и словаков приняли совместную декларацию, а окончательное соглашение было подписано 31 мая 1918 года в Питтсбурге. Первое временное правительство Чехословакии заседало в Париже.

В это время Сербия, напротив, консолидировала свои силы. а ее армия, перейдя 15 сентября 1918 г. в наступление на Салоникском фронте, приступила к освобождению родины, оккупированной в 1915 г. странами Центральной коалиции. В тылу у оккупационных войск развернулось освободительное движение сербского и черногорского народов. В конце сентября капитулировала Болгария, где вспыхнуло восстание солдатских масс. 1 ноября в освобожденную столицу Белград вступили сербские войска. которые, развивая наступление, начали освобождать Воеводину. Черногорию, продвинувшись к границам Хорватии.

К этому времени сербское правительство разработало новую программу решения югославянского вопроса, согласовав ее с эмигрантским Югославянским комитетом. По Корфской декларации, подписанной 20 июля 1917 г. председателем Совета министров Сербии Николой Пашичем и председателем Югославянского комитета Анте Трумбичем. предусматривалось создание объединенного югославянского государства, в состав которого должны были войти Сербия. Черногория и югославянские земли Австро-Венгрии: Хорватия, Сербия, Словения, Босния и Герцеговина и остальные. Главой государства предполагалось избрать представителя сербской династии Карагеоргиевичей, а само государство назвать "Королевство сербов, хорватов и словенцев".

Корфская декларация исходила из принципа соблюдения конституционных прав и политических свобод и полного равенства трех народов - сербов, хорватов и словенцев, признавала свободу вероисповедания: православного. католического и мусульманского (для отуреченных сербов). Согласно декларации верховная законодательная власть осуществлялась общегосударственным парламентом - Народной скупщиной, избираемой всем населением страны на основе равного и всеобщего избирательного права при прямом и тайном голосовании. Исполнительная власть, по декларации, принадлежала правительству, ответственному перед монархом, а на местах - органам самоуправления.

В Корфской декларации, однако, отсутствовал ряд важных положений. Так. в ней обходился вопрос о правах национальных меньшинств - македонцев, албанцев, венгров и других народов. Ничего не говорилось и о компетенции органов местного самоуправления, отсутствовал пункт о правах парламентов и правительств Хорватии, Словении, Далмации и других национальных областей. В документе не было уточнено положение о прерогативах монарха, а вопрос о формировании законодательной власти был отложен до созыва Учредительного собрания.

Наряду с Корфской декларацией в югославянских землях Австро-Венгрии в конце войны существовали другие программы решения югославянского вопроса, отличавшиеся меньшим радикализмом- взглядов. Военное поражение монархии Габсбургов и разразившаяся в стране революция заставили югославянские буржуазные партии поставить вопрос о взятии власти.

"ГОСУДАРСТВО СЛОВЕНЦЕВ, ХОРВАТОВ И СЕРБОВ"

Первыми к выполнению этой задачи приступили партии Словении. 16 августа 1918 г. они образовали Народный совет, большинство в котором принадлежало Словенской народной партии (клерикалов). 5 октября в Загребе возникло Народное вече Хорватии, ставшее представительным органом всех югославянских земель и получившее функции координационного центра. Буржуазные органы власти возникли также в Далмации и Боснии и Герцеговине, а в Бачке, Банате и Среме. где проживали многие национальности, был создан не один, а несколько национальных комитетов - хорватский, сербский, венгерский и румынский.

Долгое время центральное и местные народные вече не приступали к выполнению непосредственных функций, выжидая, как будут развиваться события, продолжая сотрудничать с австро-венгерскими властями. В Хорватии главой правительства стал бывший бан Михалевич, в Боснии и Герцеговине продолжал числиться в командующих военного округа генерал-губернатор провинции генерал Саркотич. Монархия Габсбургов в свою очередь до последнего момента пыталась удержать власть. 16 октября император Карл издал манифест о превращении Цислейтании в федерацию, не распространив этот рескрипт на Транслейтанию. Это половинчатое решение не могло удовлетворить ни Австрию, ни Венгрию, ни тем более югославянские народы. Оно вело к фактическому разрыву исторических связей. Оказался неприемлемым манифест Карла Габсбурга и для держав Антанты и США. Президент США Вильсон заявил 18 октября, что теперь уже поздно играть в федерализм - народы хотят получить полную независимость.

О разрыве с Австро-Венгрией заявили национальные комитеты: югославянский. чешский, польский, галицийско-украинский и румынский. 29 октября Народное вече в Загребе выступило с официальной декларацией о готовности взять власть в свои руки. Это решение поддержала Хорвато-сербская коалиция, ранее сотрудничавшая с венгерским правительством, после чего Народное вече провозгласило создание "Государства словенцев. хорватов и сербов", заявив, что оно распространяет свою власть на все юго-славянские земли бывшей Австро-Венгрии. "Государственный переворот", так называют его в буржуазной историографии, произошел мирным путем, без участия широких народных масс. Исполнительная власть была передана из рук в руки старым аппаратом габсбургской монархии. На сторону Народного вече перешли многие высшие офицеры австро-венгерской армии и чиновники венгерской королевской службы В ведение Народного вече была передана военно-морская база в Поле, которой командовал адмирал Миклош Хорти, будущий диктатор Венгрии.

Народное вече не высказалось о своем отношении к свержению монархии Габсбургов, ограничившись заявлением об отделении от Австро-Венгрии.

Новые органы власти были учреждены не демократическим путем при помощи всенародных выборов, а сверху - самими буржуазными партиями, кооптировавшими в них своих представителей. Председателем Народного вече стал лидер словенских клерикалов Антон Корошец, заместителем председателя - лидер Хорвато-сербской коалиции Светозар Прибичевич, серб по национальности.

По своему социальному составу Народное вече явилось представительством крупной и средней хорватской, словенской и сербской буржуазии и интеллигенции. Оно получило поддержку этих слоев, оказавших новой власти финансовую помощь в виде бессрочного займа в 1 млн. крон. Поддержала Народное вече и католическая церковь (православная воздержалась). О своем сотрудничестве с буржуазной властью заявили социал-реформисты, которые, однако, получили в административном аппарате второстепенные места. Левые социалисты Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины, напротив, отказались от контактов с буржуазной властью и стали поддерживать загребский Рабочий совет. Они имели также влияние в ряде местных органов управления в Риеке (Фиуме), Карловаце, Осиеке, Пакраце, Вараждине и в других местах Хорватии

Созданное "Государство словенцев, хорватов и сербов" (Государство СХС) оказалось нежизнеспособным. Оно просуществовало всего один месяц и два дня и не смогло выполнить ни одного своего обещания. Задуманная аграрная реформа так и не была проведена, социальные мероприятия в пользу трудящихся были объявлены, но не осуществлены, провозглашенные выборы в местные органы власти не состоялись. Народное вече словенцев, хорватов и сербов не получило официального международного признания. Только два правительства - Венгрии и Сербии - прислали в Загреб своих представителей, которые не имели, однако, официального статуса.

Народному вече не удалось выйти из войны. 31 октября оно объявило о соблюдении нейтралитета, но державы Антанты и США продолжали войну вплоть до капитуляции Австро-Венгрии. Италия участвовала в оккупации Далмации и Хорватского Приморья и после нее, ссылаясь на Лондонский договор 1915 г., по которому эти земли были признаны итальянской сферой влияния.

Местные народные вече не подчинялись центральному. Яркую картину деятельности Народного вече в г. Нови Сад нарисовал один из его членов М. Петрович. В воспоминаниях он писал: "Государственные власти перестали существовать, а местные были бессильны... Мы собирались ежедневно в 4-5 часов вечера. Каждый говорил, что хотел и сколько хотел. подчас даже о том, о чем сплетничали в городе. Кто-то из нас заметил, что если бы в комитет кооптировали писателя БраниславаНушича, то для него нашелся бы блестящий сатирический материал".

В государстве продолжала царить анархия, вызванная войной и революцией. В отдельных районах вместо распавшейся австро-венгерской армии действовали отряды повстанцев. "Люблянский Народный совет, - вспоминал словенский публицист А. Препелух-Адбитус, - располагал не более чем сотней солдат и офицеров. Пойманные и задержанные днем солдаты, возвращавшиеся с фронта, ночью расходились по своим селам. Стража, поставленная с вечера, исчезала Бог знает куда. Утром находили в караульном помещении только прислоненную к стене винтовку". 4 ноября началось вторжение итальянских войск в Далмацию.Истрию, Хорватское Приморье. Итальянцы захватили военно-морской флот, базировавшийся в гавани Пула, а также порты Триест, Котаро, Задар и Сплит и стали угрожать главному городу Словении Любляне.

Народное вече обратилось с просьбой к Сербии, Англии, Франции и США послать свои войска на побережье Адриатического моря, чтобы нейтрализовать действия итальянцев. Оно преследовало и другую цель - помешать развитию революционного движения в стране. Отвечая на призыв Народного вече. государственный секретарь США Роберт Лансинг писал: "Необходимо применить пункт 4-й соглашения о перемирии (с Австро-Венгрией. - Ю.П.}, так как только оккупация союзниками бывшей Австро-Венгрии может приостановить движение, которое, как и в России, угрожает основам общества".

Для укрепления обороны "государства" из Сербии в Загреб была прислана военная миссия во главе с полковником ДушаномСимовичем, будущим военным министром Югославии. Он сформировал отряд войск, принявших участие в обороне Любляны,Подравине и Штирии, предотвратив оккупацию этих районов не только итальянскими, но и австрийскими войсками.

В ноябре Пашич предпринял попытку обсудить с представителями Народного вече и Югославянского комитета вопрос о создании совместного правительства. С этой целью он приехал в Женеву, где встретился с Корошецем и Трумбичем. В ходе переговоров, состоявшихся 6-10 ноября, была достигнута договоренность об образовании временного правительства в Париже для последующего обсуждения вопроса о создании коалиционного кабинета с союзниками

Однако это решение не было осуществлено. Против него высказались обе стороны: принц-регент Александр, который не захотел откладывать создание югославского государства до мирной конференции, и Народное вече. не согласившееся на коалицию как с сербским правительством, так и с Югославянским комитетом.

Через неделю Народное вече переменило свое решение и само начало искать пути к сближению с Сербией. Этот новый шаг Загреба был вызван изменением обстановки в Далмации, Словении и Хорватском Приморье, где итальянские войска расширяли оккупацию восточного побережья Адриатического моря, а также резким ухудшением политической атмосферы в стране.

НА ПУТЯХ К ОБЪЕДИНЕНИЮ С СЕРБИЕЙ

К середине ноября внутриполитический кризис в Государстве словенцев, хорватов и сербов достиг апогея. Из повиновения центральным властям вышли 12 местных органов самоуправления, в Баня-Луке (Босния) была создана самостоятельная республика, а в ряде районов воцарилось полное безвластие. Большое беспокойство Народного вече вызвала необеспеченность границ государства. В Далмации итальянские войска захватывали одну территорию за другой, на границе Австрии и Словении сосредоточивались австрийские войска, в Банате - венгерские воинские части.

Повсеместно возникли продовольственные трудности, плохо работал железнодорожный транспорт. Вот как описывал положение с транспортом в Воеводине член местного Народного вече М. Петрович: "Через г. Нови Сад ежедневно проезжали тысячи австро-венгерских войск из Сербии и столько же. а может быть и больше, из Австро-Венгрии в Сербию - бывшие военнопленные, интернированные и другие. Больные прибывали в вагонах для скота, где часто лежали на голых досках, не имея хлеба. Они ехали целыми днями, а многие, так и не добравшись до Нови Сада, умирали. Трупы умерших валялись на улицах, на берегу Дуная".

19 ноября областное правительство Далмации предъявило центральному Народному вече ультиматум: в ближайшие две недели решить вопрос о продовольственном снабжении страны и принятии мер по предотвращению вторжения итальянских войск, заявив, что в противном случае оно обратится с просьбой к Белграду о присоединении Далмации к Сербии. Вслед за Далмацией с идентичными требованиями выступили Босния и Герцеговина. Банат, Бачка, Срем и ряд местных органов власти Славонии.

Эти намерения подрывали самые основы Государства словенцев, хорватов и сербов, лишая его выхода к Адриатическому морю, топливных ресурсов Боснии и хлеба Баната и Славонии.

24 ноября для обсуждения упомянутого ультиматума было созвано пленарное заседание центрального Народного вече. Оно носило бурный характер. За немедленное объединение с Сербией высказались члены Хорвато-сербской коалиции и большинство других партий, против - словенские клерикалы и еще две-три организации. Позиции партий определялись их политическими и экономическими интересами. Хорвато-сербская коалиция, отражавшая интересы крупной буржуазии, потерявшей после распада дунайской монархии венгерский рынок, была заинтересована в новом рынке - на Балканах, который она могла приобрести после объединения с Сербией. Партия средней и мелкой буржуазии и интеллигенции - словенские клерикалы - опасалась конкуренции со стороны сербского капитала, а также гегемонии православной церкви. Хорватская народная республиканская партия Степана Радича была противницей монархии Карагеоргиевичей и сербского централизма, высказываясь за федеративную республику.

Некоторые партии занимали колеблющуюся позицию. К ним относилась Хорватская партия права Анте Старчевича. Она то поддерживала сторонников объединения с Сербией, то, напротив, опасалась его. Ее лидеры приняли каучуковое решение: "Войдем в Королевство Югославии как организованные республиканцы, но будем надеяться, что наши республиканские начала очень скоро приведут к демократизации конституции" - говорилось в резолюции партии. На сходных позициях стояли социал-демократы. Высказываясь за республику, они считали, что пока не нужно поднимать вопрос о форме государственного строя и что его можно решить на учредительном собрании.

После долгих споров Народное вече приняло резолюцию об объединении Государства словенцев, хорватов и сербов с Сербским королевством, направив а Белград представительную делегацию.

ОБРАЗОВАНИЕ ЮГОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВА

29 ноября делегация Народного вече прибыла в Белград. Сперва она собиралась внести в программу переговоров с сербским правительством ряд дополнений, расширяющих права Хорватии и Словении в будущем государстве, но затем отказалась от этого, послушно подписав требуемый документ. На изменение первоначальных намерений делегации оказали влияние три обстоятельства: твердая позиция сербского правительства, которое не соглашалось идти ни на какие дополнительные уступки, письменное требование председателя Народного вече Корошеца подписать соглашение с Сербией без каких-либо предварительных условий и сообщение председателя Югославянского комитета Трумбича о том, что на предстоящей мирной конференции союзники намерены иметь дело только с Королевством сербов, хорватов и словенцев, а не с эфемерным "Государством СХС".

После этого вопрос об объединении с Сербией был предрешен. Делегация Народного вече вручила приветственный адрес принцу-регенту Сербии Александру Карагеоргиевичу, обратившись с заявлением о воссоединении югославянских земель бывшей Австро-Венгрии с сербским королевством. Александр произнес ответную речь, дав клятву быть верным конституции и короне.

Историческое событие свершилось. Произошло это 1 декабря 1918 г. в 8 часов вечера в резиденции королевича Александра на Теразии в одноэтажном особняке купца Кршмановича. Официальная часть была довольно будничной, речь регента торжественной, но суховатой, заседание - строго деловым.

Население сербской столицы, напротив, встретило известие о создании объединенного югославского государства с большим энтузиазмом. Толпы людей вышли на Теразию. несколько дней длился общенациональный праздник, на улицах Белграда были вывешены три государственных флага - сербский, хорватский и словенский. Новое государство стало называться Королевством сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Королевство Югославия).

Вскоре было сформировано правительство из 20 министров. Главой кабинета стал первый помощник Пашича серб Стоян Протич, его заместителем - словенец Антон Корошец. министром иностранных дел - хорват АнтеТрумбич. Пашич был назначен главой югославской делегации на Парижской мирной конференции, его помощником стал Трумбич, секретарем делегации - бывший член правления Югославянского комитета словенец Богумил Вошняк.

На первых порах в новом правительстве были представлены все югославянские земли. Сохранялись вначале и местные органы самоуправления. В состав королевства вошли также Бачка. Срем и Западный Банат, получившие название "Воеводина". Созванные в этих странах в ноябре Народные собрания высказались за присоединение к новому государству. Черногорская Великая народная скупщина в г. Подгорице 26 ноября приняла решение о низложении династии Петровичей-Негошей. Черногория вошла в состав нового государства.