Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образ Чеченской войны в сознании россиян Смирно...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
441.86 Кб
Скачать

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра новой и новейшей истории

Формирование образа чеченской войны в сознании россиян

Курсовая работа

студентки I курса

исторического факультета

очной формы обучения

Смирновой Татьяны Павловны

Научный руководитель:

канд. ист. наук,

доцент кафедры новой и

новейшей истории

Селянинова Гульсина Дагирьяновна

Пермь 2012

Оглавление

Введение 3

Формирование образа войны 5

Заключение 10

Приложения

Приложения 32

Список использованных источников и литературы 34

Введение

Актуальность темы. Весь XX век пронизан войнами, Чеченская война завешает эту череду. Важно заметить, что она носила межконфессиональный и межэтнический характер, а на сегодняшний день данные проблемы привлекают к себе повышенный интерес. Историческая наука всё большее внимание проявляет к истории простых людей, очевидцев, как пишет Сенявская Е.С. «история «изнутри», «снизу» - как бы взгляд из окопа». Изучаемую тему можно считать актуальной.

Степень изученности темы.

Данная война вызывает активный научный интерес у исследователей, но многие работы носят описательный характер. Книга Куликова А.С. и Лембика С.А. «Чеченский узел. Хроника вооруженного конфликта 1994-1996 гг.» имеет историко-хронологическое изложение с большим количеством документальных фактов, фотографий и копий документов, схем и карт боёв.

Так же есть описание конфликта с политической стороны, роль тех или иных политических деятелей, влиявших на чеченский кризис. Рукопись Юшенкова С.Н. «Война в Чечне и проблемы российской государственности и демократии». Можно также выделить монографию А.В. Тишкова «Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны» посвящена социально-культурным изменениям чеченского общества в вооруженном конфликте.

Тему формирования образа Чеченской войны можно считать слабо изученной. Она относится к категории социальной истории и имеет широкую проблематику, требуя от исследователя помимо конкретно-исторических и теоретических знаний, ещё и навыков социологического и историко-психологического исследования, к тому же со времени окончания второй войны прошло всего одиннадцать-двенадцать лет, только сейчас можно начать полноценные исследования по социальной истории Чеченской войны. В основу исследования лег метод интервьюирования, как очевидцев, так и граждан на прямую не причастных к Чеченской войне.

Объект исследования

Предмет исследования

Цель исследования

Целью исследования является увидеть и проанализировать образы, возникшие у россиян на тему Чеченской войны.

Задачи

Методологическая база исследования

Классификация источников

Научная новизна работы

Структура работы

Глава 1. Основные образы Чеченской войны

Война – это сложное социальное явление общества, если государство принимает решение о силовом методе решения проблемы, то оно, так или иначе, затрагивает практически каждого жителя этой страны, а, следовательно, оставляет в сознании след. Весь XX век стал свидетелем самых тяжелых и кровопролитных войн России.1 Завершилось столетие Чеченской войной.

Война - явление многогранное. Образ, который она формирует, также является сложным, состоящим нескольких деталей одного пазла. Одной из главных задач, является правильно его собрать. Согласно законам гештальта, человек не может одновременно концентрировать своё внимание на фигуре и фоне, ему нужно менять фокус зрения, примерно этот же подход можно применить и к формированию образа войны у человека. (Если нет ссылки, то это плагиат). Разделение на частное (отдельные фигуры): образ русского солдата, чеченца и общее (фон): общий образ войны, её цвета и так далее. Сопоставив данные можно получить общий образ Чеченской войны в сознании россиян.

Это нужно перенести во введение: Чеченская война изменила навсегда жизнь её участников и очевидцев, также она повлияла на простых граждан. В процессе исследования приняли участие в интервью две солдатские матери Пясетская Анна Ивановна, её сын погиб в бою и Ильючик Татьяна Георгиевна, её сын пропал без вести во время Первой Чеченской войны. В 1995 году они поехали в Чеченскую республику на поиски сыновей. Материалы интервьюирования дословно изложены в конце работы. Исходя из результатов, можно сделать вывод, что Чеченская война навсегда изменила их жизнь оба респондента и сегодня активно участвуют и следят за событиями данной проблемы. Ещё три человека, непричастные к конфликту были лично опрошены на тему осведомлённости, личного отношения и ассоциаций связанные с войной.

Трое респондентов, которые составляют старшую половину опрошенных, охарактеризовали кампанию как непонятную, ошибочную и бездумную, двое сказали, что знают о самом факте войны, но конкретных событий вспомнить не могут.

«В сентябре - октябре 1996 года были обнародованы цифры потерь российской армии и внутренних войск в Чеченской войне(…) Казалось в вопрос внесена ясность и можно подвести черту. Однако простое сопоставление этих цифр свидетельствует об ином…».2 Далее идёт сопоставление списков погибших и пропавших без вести. Становится ясно, что в них множество ошибок, опечаток, дубляжей и так далее. Сами же списки составлялись не на основе массива личных дел или картотеки, а сведением различных списков воедино. Ярким подтверждением является история А.И. Пясецкой, её сына сначала опознали как мототрека Гилёва и отправили на Алтай, хотя он служил в десантных войсках и отличался даже формой. Анна Ивановна Пясецкая была не исключением. Родителям рядового Тумаева С.В. сообщили, что он погиб, потом, что это ошибка и рядовой в госпитале, но ни в госпитале, ни в морге его так и не оказалось.3

Дополнительным фактом неясности чеченских событий 1994-1996 гг. являются результаты опроса 213 родителей, чьи сыновья погибли в Чечне. 39% опрошенных узнали о том, что сын отправлен в Чечню только после его гибели; 31% тогда, когда он уже воевал в Чечне, но был ещё жив; 15% в другое время; 11% сразу же, как только часть была отправлена и 4% не дали ответа4.

Формирование двух противоположных образов – русского солдата и чеченца, у очевидцев войны и сторонних наблюдателей происходит по-разному. Люди, которые видели события вблизи, описывают более сложные и глубокие образы, чем другие участники. Общий образ чеченца – это бородатый мужчина в камуфляже с оружием в руках, участники выделяют ещё чеченцами и мирных жителей. В образе русского солдата присутствуют молодой парень, уставший и непонимающий происходящего, но всё же отважный защитник.

Выбор именно таких образов выдержан, скорее всего, сильным влиянием СМИ на сознание россиян. В.А. Тишков говорит об этом в своих работах. «Познакомившись с тем, что фотографы профессионалы называют «образами», а не фотографиями, я столкнулся с двумя проблемами (…)первичность художественного начала…тематический кругозор фотомастеров оказался узким и идеологически запрограммированным. Почти все они снимали (…): чеченских стариков в папахах, танец зикр на площади в Грозном, молящихся или улыбчиво-позирующих красивых чеченцев-мужиков в «боевой окраске», разрушенные части Грозного, страдания беженцев – женщин и детей, и, наконец, грязных и жестоких российских солдат»5 Образ самой войны состоит из солдат (пехоты), мусульманина-воина, эмоциональных оценок: боли и ужаса, солдатской матери, дыма и огня. Влияние СМИ прямо прослеживается. (Приложение 1-3)

«Первая чеченская война (декабрь 1994 г. - июнь 1996 г.) не была поддержана российским обществом, считавшим ее ненужной, а основным ее виновником - кремлевскую власть. Негативное отношение резко поднялось после крупного поражения российских войск в новогоднюю ночь с 1994 на 1995 г. В январе 1995 г. поддержали применение армии в Чечне лишь 23% опрошенных при 55% против. Большинство считали эту акцию недостойной великой державы. 43% выступали за немедленное прекращение боевых действий. Через год протест против войны достиг крайне большой величины: в начале 1996 г. 80-90% опрошенных россиян относились к ней сугубо негативно. Значительная часть СМИ впервые в истории России систематически выступала с антивоенных позиций, показывала чудовищные разрушения, неубранные трупы и горящую технику российских войск, бедствия и горе населения Чечни, разоблачала "партию войны", критиковала власть и силовые ведомства. (…) Впервые сотни матерей устремились на Кавказ, чтобы найти и увезти с собой из смертельного ада своих сыновей-солдат. Против войны открыто выступали многие общественно-политические движения, партии, научные организации. В ряде областей проводился сбор подписей за немедленное прекращение войны. Некоторые регионы, автономии и области запретили направление на войну призванных в них солдат. Впервые открыто выступили против войны десятки генералов, тысячи офицеров, предпочитая трибунал, нежели участие в позорной войне».6 Собственный анализ цитаты?? Нельзя такие длинные цитаты приводить…

Общее эмоциональное отношение выявляет вопрос о трёх цветах конфликта. Основные цвета респондентов: красный, как кровь и огонь, чёрный – дым, зелёный – военная форма, ещё называли белый, серый и коричневый. Согласно интерпретации цветов по Нелюбовой М.В. война в глазах респондентов жестокая, разрушающая, скрытная, подавляющая, депрессивная, страшная.7 В основу легли только негативные характеристики цвета, так как респонденты выделили Чеченскую войну как, крайне отрицательную.

Процесс оформления образа предмета, события, человека, происходит под влиянием многих факторов, как личностных, так и общечеловеческих. Со временем он может менять форму, вид или в принципе стать противоположными в зависимости от степени изученности проблемы и личной причастности. На сегодняшний день отношение к конфликту носит негативную окраску у разных слоёв населения, что показывают опросы и интервью.