Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01_Psikhologia_semi.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
242.18 Кб
Скачать

3. Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания – это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи.

В настоящее время обычно выделяют следующие семейные уклады: традиционная патрии матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская семья (без детей), материнская семья. В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером является муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным – жена. В неоматриархальной – наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. Особенностью современного предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» – своеобразное моделирование всей реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению С.В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуальной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости. Для достижения интимно-личностного соответствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность к полноценной интимной жизни возникает у женщин позже, чем у мужчин: часто к 26-28 годам. Начало сексуальных отношений до брака нередко приводит или к «добрачному разводу» или к «вынужденным бракам».

15. В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений. Приведем их характеристику.

1 этап возникновениеи развитие симпатии. Вначале выступают как значимые такие свойства объекта: внешние данные, социально-демографические характеристики, поведенческие паттерны далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. Влияние на аттракцию оказывают достоинства человека, слишком высокий уровень положительных качеств снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры. Аттракция зависит от самораскрытия, доверия партнеров друг к другу, удачливости другого человека, сходство установок.На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств. Пространственная близость, частота контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факторов, способствуют возникновению и укреплению симпатии.Аттракции направлена от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.Понятие «любовь» -одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.).

В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви:

Эрос - стихийная, страстная, иррациональная любовь-одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; Филиа - любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге - спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная. И, наконец, агапе - любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.

Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Попытки построения теоретических моделей любви отличаются претензией на большую глобальность. И все-таки такие случаи известны. Различия между моделями любви проходят по оценочному параметру: оптимизм-пессимизм. В пессимистической модели постулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической -конструктивная сила любви.

Пессимистическая модель предложена Л. Каслером.

Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться: потребность в признании; удовлетворение сексуальных потребностей; конформистская реакция (так принято).

Любовь по Каслеру -это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви.

Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характ-ся снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психол-им комфортом, удовлетворенностью психол-ой и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений.

Психологи обращались к феномену любви, проводились исследования, предметом которых являлись разные аспекты этого явления. Одним из фундаментальных вопросов является вопрос об источнике любви. Достоверно известно, что любовь бывает «разная», включает много аспектов (физиологический, психологический, социальный, духовный и т. д.) и состояний личности (секс, забота, нежность, уважение, восхищение, деторождение и т. д.) и однозначно о всеобъемлющем источнике любви говорить трудно.

18.Психологическая готовность к браку.

Готовность к браку- интегральная категория, вкл целый комплекс аспектов:

1.Формирование определенного нравственного комплекса- готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья явл. малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3.Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству вкл способность к соответствующей дея-ти, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека- эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по- своему хар-ру становится по- настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6.Умение решать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

16.Феномен и типология любви. Любовь в брачно - семейных отношениях.

Понятие «любовь» — одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию

В древнеиндийском трактате «Ветка персика» описывалось возникновение любви: «Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь».

Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.

По З. Рубину, любовь содержит привязанность, заботу и интимность.

западные ученые предложили следующую классификацию любви:

1. Эрос: страстная любовь с ярким и обязательным оттенком телесности и стремлением к физическому контакту.

2. Людус: гедонистическая любовь-игра с достаточно поверхностными чувствами, допускающая измены, отсутствие у партнеров обязательств друг перед другом.

3. Сторге: спокойная и надежная любовь-дружба без особенных эмоциональных переживаний, но гарантирующая верность и заботу.

4. Прагма: отношения, построенные на трезвом расчете, рациональные и постоянно контролируемые рассудком.

5. Мания: иррациональная любовь-одержимость, для которой характерны подозрительность, ревность и неуверенность в верности объекта любви.

6. Агапе: бескорыстная любовь-самоотдача, полное растворение в объекте любви, всецелое служение ему.

Любопытны в этой связи некоторые детали полоролевого поведения мужчин и женщин (Л. Я. Гозман, 1987). Так, выяснилось, что "желание влюбиться" у мужчин является более сильным основанием для начала взаимоотношений, чем у женщин.

Так же установлено, что мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются. Но в то же время в период уже установившихся любовных отношений женщина способна к большему самораскрытию и оценивает партнера выше, чем он ее.

Т. Кемпер (1979) предложил разграничивать любовные отношения в паре с учетом двух факторов: власти, т. е. способности заставить партнера делать то, что ты хочешь, и статуса — желания самого партнера идти навстречу твоим требованиям. Таким образом, он выделил семь типов любовных отношений:

1. Романтическая любовь: партнеры обладают и властью и статусом.

2. Братская любовь: партнеры обладают высоким статусом и низкой властью, т. е. наблюдается скорее обоюдная готовность пойти навстречу другу другу, чем желание принудить, заставить другого сделать это.

3. Харизматическая любовь: один партнер обладает и властью и статусом, другой — только статусом. Пример: отношения ученика и учителя.

4. Измена: один партнер обладает и властью, и статусом, другой — только властью (изменивший супруг сохраняет власть над вторым, но теряет статус, т. е. желание идти навстречу его требованиям).

5. Влюбленность: один из партнеров обладает и властью и статусом, другой — не имеет ни того, ни другого (так называемая "безответная" любовь).

6. Поклонение: один партнер имеет статус, но не имеет власти, другой — не имеет ни статуса, ни власти.

7. Родительская любовь: один имеет высокий статус и низкую власть (ребенок), другой — низкий статус и высокую власть (родитель).

Современные концепции, объясняющие механизмы возникновения любви, за исходное принимают физиологическое влечение. Романтическая любовь интерпретируется как сильное возбуждение, которое может быть результатом чего угодно, но нередко соседствует с опасностью, смертью, страхом. Романтическая любовь непостоянна и нестабильна, так как 1) причины возбуждения в обыденных ситуациях быстро исчезают; 2) связана с постоянным переживанием сильных (как положительных, так и отрицательных) эмоций, от которых быстро устают; 3) ориентирована на устойчивую идеализацию партнера, при которой реальный человек становится фантомом. Статистически нормальный исход семейных отношений, построенных на романтической любви, — распад.

17

+ рефлексия мотивов собств. и партнера

+ замена эмоц-го образа реалистич-м в процессе участия в видах деятельности, требующая групп-ой эмоц. вовлеченности.

+ осуществление инфо-го обмена по вопросам актуальных для семейной жизни.

+ оценка стиля предбрачного общения и взаимод. как индикатора успешности будущих супружеских отношений.

+ активизация уровня притязаний, взвешивание конкрет. достоинств и недостатков партнера с принятием его таковым каков он есть.

+ проигрывание в мыслях наиболее вероятного сценария совместной жизни.

позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке

1) высшее образование у мужчины;

2) оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

3) «теплые» отношения до брака;

4) сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);

5) наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;

6) наличие общих друзей будущей семейной пары;

7) согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

добрачные факторы риска.

□ ранний возраст брачующихся (в России такой возраст негласно считают —М до 20, Ж до 18)

□ поздний возраст (Запад: М — 40-45, Ж — 30-35, Россия: М — 30-32 , Ж — 25-27);

□ превышение возраста жены относительно возраста мужа;

□ наличие у жены более высокого образования;

□ городское происхождение;

□ отсутствие братьев и сестер у жены;

□ отсутствие сестер у мужа;

□ неустойчивость отношений до брака;

□ отрицательное отношение родителей к браку;

□ слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

□ неоптимальные мотивы вступления в брак;

□ добрачная беременность;

□ наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.

20.В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители - дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми). Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют). Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть «погашена» отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С - отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость. Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.

При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки. 1. Учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений. 2. Не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений. Без учета этой позиции невозможно понять, почему в благополучных внешне семьях вырастают неблагополучные дети. И, наоборот, в социально и педагогически опасной семье дети не вызывают беспокойства.

Эмоции, чувства ребенка всегда серьезны. Его смех и слезы не проходят бесследно, говорил Я. Корчак. Изучая эмоциональную жизнь ребенка, его реакции, педагоги могут и должны судить о характере нравственной атмосферы семьи, о ее педагогической значимости.

Итак, важно учитывать, как относятся в семье к ребенку, но еще важнее, как он относится к семье, к ее отдельным членам.

Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми - совместный труд и совместный отдых.

Семья создает у человека чувство принадлежности - основу человеческого существования. Умея существовать внутри семьи, мы сможем "прижиться" и в окружающем мире. Если наши семьи принимают нас такими, каковы мы есть, можем быть такими не только в семье, но и во внешнем мире. Но у всего есть оборотная сторона. Если члены семьи -те, кто знает нас лучше всех, настроены критически и сурово, кто же сможет тогда полюбить нас?

Чем более сложным, подавляющим и безликим становится окружающий мир, тем сильнее нас тянет в семью, где можно ощутить душевное спокойствие и чувство принадлежности. Хотя в критических ситуациях бывает необходимо разорвать отношения с семьей, в большинстве же случаев нам необходим контакт с родственниками и ощущение любви и заботы. Общаясь с родственниками, мы хотим почувствовать любовь, но очень часто ощущаем критику и неодобрение.

Любые отношения носят двойственный характер. В них есть то, что мы ценим, и то, что нас раздражает. Порой раздражение перерастает в ссору, и очень часто ссора выходит из-под контроля. Для того, чтобы лучше понять природу семейного общения, нужно уметь четко видеть происходящее, это позволит нам сотрудничать, а не подчинять других своей воле.

Все, что мы говорим друг другу, связано с опытом прошлого - с историей общения с этим человеком и с другими людьми. История семейного общения - это призма, через которую мы воспринимаем все остальные разговоры (отношения). Мы реагируем не только на значение произнесенных слов (сообщения), но и на то, какой смысл эти слова придают нашим отношениям (метасообщения).

Метасообщение - это неясное значение, придаваемое нами словам другого человека. Мы анализируем тон голоса, построение фразы и ассоциации, высказываемые услышанным. Можно сказать, что сообщения передают смысл сказанного, а метасообщение позволяет уловить душу беседы. Для эффективного общения необходимо отделять сообщения от метасообщения. Примером сообщений и метасообщений могут служить семьи, в которых любовь и критика тесно переплелись.

Семья является наиболее иерархическим институтом, связи в котором чрезвычайно сильны. Власть родителей или старших братьев над младшими абсолютна. Разговариявая с членами семьи, мы пытаемся соблюсти равновесие между близостью и дистанцией. Мы хотим быть близки, чтобы чувствовать себя в безопасности, но близость не должна быть чрезмерной, подавляющей и удушающей. Мы стемимся достичь равновесия, равенство - это идеал, посекольку все отношения иерархичны. Один из участников всегда обладает рангом или силой характера, который ему позволяет выдвигать требования и ожидать, что они будут удовлетворены. Желания или потребности одного человека подавляются действиями другого, что ограничивает свободу и независимость. Люди, стремящиеся к контролю и власти над другими, неприятны, а отношения строящиеся на равновесии и близости, идеальны.

Семейное общение - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и недостаточностью. Избыточность и недостаточность осложняет любой семейный разговор. Наши слова недостаточны, поскольку дают почву для многочисленных предположений, измышлений и умолчаний. И поскольку мы не всегда говорим все, что думаем, многое остается непонятым и упущенным.

В то же время мы говорим много лишнего. Метасообщения, которые мы вкладываем в свои слова, ускользают от понимания собеседников. Порой собеседники слышат то, чего мы вовсе не говорили. И происходит это потому, что люди воспринимают услышанное на основе собственного опыта, своих предположений и ассоциаций.

Нам никогда не избежать избыточности и недостаточности полностью, поскольку каждый из нас вносит в разговор собственный опыт отношений и положения в семье. Но понимание механизмов разговора - от метасообщений и союзов до системы координат любви и контроля и процессов фрейминга и рефрейминга - даст вам средство, которое позволит понять происхождение непонимания и конфликта, а также язык, позволяющий эти проблемы решить.

Нет ничего более радостного, чем эффективное семейное общение. Вы можете говорить друг с другом обо всем на свете - от глобальных проблем до совершенно тривиальных повседневных забот, ваши чувства ритма полностью совпадают. Понимание природы разговора делает общение радостным и эффективным и помогает избавиться от депрессии. Понимание разговорных стилей, присутствующих в семейном общении, позволит вам овладеть языком, на котором можно все обсудить, и средствами, которые позволят укрепить личные отношения, играющие в жизни главную роль.