Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билет литература.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
109.33 Кб
Скачать

1.Тетрадь

2.

Пьер Безухов, которому пришлось вынести не одно испытание, прежде чем прийти к своему истинному жизненному предназначению обладает такой же искренней душой, как и некоторые герои романа (война и мир). Заслуга Пьера в том, что, несмотря на свой робкий от природы характер, он сумел побороть в себе страх и нерешительность, научился управлять своей судьбой и судьбой близких, вверенных ему людей. Пьер не боится начать все заново, не боится совершать ошибки, все, что он делает, он делает от чистого сердца, от любви и от веры в лучшее. В переломные этапы в отличие от Андрея Болконского Пьер ведет себя как настоящий герой, он не боится смерти и искренне готов пожертвовать своей жизнью ради спасения всего человечества. Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих ,но он же и внушает страх. Взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный.

Пьер изначально лишён семьи потому, что он незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шеррер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое в нём вначале кажется странным: воспитывался в Париже - и не умеет вести себя в обществе. Только потом мы поймём, что непосредственность, искренность, горячность - главные черты Пьера. Образ Пьера – центральный потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги.

Пьер пройдёт свой путь “от Наполеона к Кутузову”. Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея. Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Кого он обвиняет в своём нелепом браке? Он обвиняет себя. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего, суди самого себя. Вторым серьёзным испытанием для Пьера станет неожиданная дуэль. Оскорблённый Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлечённым в чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли - торжество справедливости. Впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Этот кризис – и сильное не довольство собой, и желание изменить свою жизнь. Пьер на почтовой станции под Аустерлицем отрёкся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, найти нравственное очищение. Судьба Пьера состоит из цепочки нелогических закономерностей. Не будучи военным, он едет но Бородинское поле, что бы защитить отечество. Пьер останется в Москве, что бы убить Наполеона. И наконец, в плену он обретёт путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что с радостью принимая опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путём. И этот путь единственно возможен для истинно нравственного человека.

Билет№13

1.

Базаров чрезвычайно самолюбив,

но самолюбие его незаметно именно

вследствие своей громадности.

Отцы и дети... Первые всегда патриархальны и респектабельны, вторые — развязны и естественны.

Их не стесняют придуманные старшими правила поведения. А за нарушение этих идиотских приличий, этих идолов цивилизации, всякое общество карает страшной карой — презрением.

И невдомек отцам, что дети их, столь ярые враги всех “приличий”, сами вскоре встанут на защиту “моральных устоев”. И невдомек детям, что уже своим отрицанием старых правил поведения они создают новые, и дети, в сущности, ничем не отличаются от отцов, кроме возраста. Вспомним Аркадия, который пытался быть нигилистом, но в конце концов сделался “галкой — семейной птицей”.

Новое поколение идет разрушать храмы старого, чтобы на их месте поставить свои — почти такие же. И лишь немногие из представителей рода человеческого остаются до конца верными своим идеям отрицания. Один из этого числа — Евгений Васильевич Базаров.

“Им управляют только личная прихоть или личные расчеты. Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди — никакой высокой цели; и при всем этом — силы огромные”. Таков Базаров в представлении Писарева. Таков ли он на самом деле?

Да, он горд и самолюбив, но его самолюбие, его себялюбие, перерастающее в эгоизм, полно презрения к человечеству. И впереди у него нет никакой действительно высокой цели, кроме как жить в свое удовольствие. И попытки приводить аргументы против этого, основанные на стремлении Базарова к борьбе, — чепуха, ибо истинная борьба всегда доставляет больше удовольствия, нежели томная нега разжиревшего куска материи, валяющегося на пуховой перине. И силы Базарова действительно огромны: не может слабовольный человек так умереть. И не может слабый душевно так отказаться от своей гордыни — не смиряясь: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...”

Но злодей ли Базаров? Можно ли назвать злодеем человека без принципов?

Да что хорошего в этих принципах. Ведь это лишь клетки, клетки разума человеческого; эти решетки морали, эти цепи правил хорошего тона — добровольное рабство! Базаров говорит, что принципов и вовсе нет, а есть одни ощущения. “... Я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения. Это все едино”. Что можно возразить на это?

Но в том-то и беда Базарова, что он весь соткан из принципов — правда, своих принципов. Он, так сказать, не может ими поступиться. И главный его принцип — это принцип отрицания. Он отрицает искусство лишь потому, что вбил себе в голову такой принцип. Ведь не может человек, подчиняющийся ощущениям, отрицать прекрасное! Любовь к искусству — это не принцип, это самое настоящее ощущение. И отрицать его — уже правило поведения. Где уж тут “отсутствие регуляторов”!

А его влюбленность, которую он называет “глупой”, с которой пытается бороться: “Разве ж любовь не инстинкт?” А коль любовь суть инстинкта, то бороться с ней значит бороться с ощущением, бороться за свои принципы.

Вот оно и выходит, что Евгений Васильев, сын Базарова, нигилист, отрицающий поэзию и музыку, отрицающий любовь и весь романтический вздор, отрицающий всякие принципы и идеалы, подчиняющийся одним лишь ощущениям, на деле живет принципами, от которых боится удалиться хоть на шаг.

Умаляет ли это силу личности Базарова? Ни в коем случае. Видя его недостатки, я склонен полагать, что Базаров — великая личность. Пусть его отрицание во многом надумано, он был одним из первых врагов тюрьмы человеческого разума — принципиальности.

Я уважаю Базарова даже за его стойкость в борьбе за свои принципы. Я преклоняюсь перед ним за неравный бой, начатый ему подобными против предрассудков морали и нравственности. Но, преклоняясь, должен ли я наклоняться?

2.НЕТ ОТВЕТА!!!

Билет№14

1. Образ Лужина

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

"Двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он – герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.

Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".

Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" - Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".

В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]