Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты по литре.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
85.5 Кб
Скачать

4. Герой и толпа в лирике В.В. Маяковского. Поэмы «Облако в штанах», «Люблю».НЕ НАШЛА ВСЕ ЧУШЬ!

2. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии а.А. Блока.

« России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — вели­кой», — писал А. Блок в статье «Интеллигенция и революция». В поэтическом цикле «Родина» (1907—1916) поэт рассмат­ривает судьбу России сквозь призму времени. Лирический герой сливается с образом безымянного древнерусского вои­на, сражавшегося под знаменем князя Дмитрия Донского. Прошлое в восприятии Блока здесь соединяется с настоящим в единую стрелу судьбы. В теме России сливаются две струи блоковской поэзии — лирическая и гражданская. Обращение к России для Бло­ка — это обращение к путеводной звезде. Образ России — один из самых устойчивых на всех этапах его творчества. Для поэта он «был... светел навсегда». Ты, знающая дальней цели Путеводительный маяк, Простишь ли мне мои метели, Мой бред, поэзию и мрак? Иль можешь лучше: не прощая, Будить мои колокола, Чтобы распутица ночная От родины не увела? («Под шум и звон однообразный...») В этих строчках можно найти различные символы Роди­ны. Для лирического героя она — «путеводительный маяк» и лучшие патриотические порывы. Здесь отчетливо выражен комплекс вины перед ней, жажда прошениями, наконец — образ колоколов, позволяющих не сбиться с пути, не забыть родные корни.

3.Тема Родины в поэзии с.А. Есенина. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений с.А. Есенина.

Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Есенин. «Моя лирика, — говорил он, — жива одной большой любовью — любовью к родине. Родина в стихах Есенина приняла конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново — это была вся Русь.

Лучшие и задушевные песни пропел Есенин России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах «русский дух», в них «Русью пахнет». Образ родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Мы видим, как «роса блестит на крапиве», как «сыплет черёмуха снегом», как «от­ражаясь, берёзы ломались в пруду», как «ели, словно копья, упёрлися в небо». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озёр и рек, пла­кучие ивы, зеленокосые красавицы берёзки, «топи да болота», «алый свет зари» — во всём этом Есенин видел красоту. Бесконечно дорога была ему берёзовая Русь.

Поэтичная картина родимой стороны создана и в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная...» Поэту приятно слышать звонкий, как серёжки, девичий смех, видеть весёлый пляс на лугах, радостно ощущать, как «пахнет яблоком и хлебом». Ро­дина вызывает у поэта необычайную по силе любовь. И потому естественно впле­тается в общий тон стихотворения его афористическая концовка:

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Родина — это самое дорогое для Есенина, и ей он «плёл венок» из песен, пове­рял сокровенные мечты и думы. С родиной связана самая лучшая метафора Есени­на — «страна берёзового ситца», а самый нежный образ в стихах — образ прекрас­ной девушки-берёзки.

Сила есенинской лирики в том, что она предельно искренна, стихи как будто написаны кровью сердца. И эта открытость всегда находит отклик в душе читателя.

4. Стихотворное новаторство В.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворений «Нате», «А вы могли бы?», «Послушайте!».

В поэтической системе Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой стиль написания стихотворения, таким образом, В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание тягостной атмосферы безысходности в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:

Лошадь на круп [пауза]

грохнулась [пауза – читатель заостряет свое внимание],

и сразу [пауза]

за зевакой зевака [пауза],

штаны пришедшие Кузнецким клешить [пауза],

сгрудились…

Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому главному, ощущение безысходности передано не только лексически, но и синтаксически, через особую разбивку строки.

В. Маяковский повышенное внимание уделял слову, поэтому в его произведениях встречаем множество авторских неологизмов – слов, придуманных самим поэтом, они наиболее полно раскрывают суть поэтического замысла, передают оттенки авторской речи. В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» много авторских неологизмов: «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, поэтому, например, в данном стихотворении есть омонимы: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!», синонимы: «солнце», «златолобо», «светило». Поэтическая лексика В.В. Маяковского всегда необычна, и читатель открывает новые значения традиционных слов и форм.

Поэт в своей лирике использует такой поэтический прием как звукопись. Таким образом, читатель не только представляет себе изображенную поэтом картину (большинство стихотворений Маяковского сюжетны), но и слышит то, что происходит. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» стук копыт умирающей лошади передан следующим образом:

Били копыта,

Пели будто:

– Гриб.

– Грабь.

– Гроб.

– Груб.

Здесь важно не значения слов, а сочетание звуков. По-новому звучат в поэзии В.В. Маяковского традиционные темы. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» тема бюрократизма раскрывается поэтом через смешение фантастики и реальности, создание гротескных ситуаций, когда люди

«…на двух заседаниях сразу.

В день

Заседаний на двадцать

Надо поспеть нам.

Поневоле приходится разорваться.

До пояса здесь,

А остальное

Там».

В этом же стихотворении используется и еще один новаторский прием В. Маяковского: смешение лексических стилей. В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова. Например, по соседству находятся такие слова и выражения: Тео, Гукон (абравиатуры начала ХХ века) и старинная форма глагола орать – оря; неологизм того времени – аудиенция и архаизм – со времени она.

Таким образом, В.В. Маяковский выступил в поэзии начала ХХ века новатором в области стихосложения. Его поэтическая манера привлекла внимание читателя, а талант поставил в один ряд с выдающимися поэтами начала ХХ века.

Одно из наиболее ранних стихотворений Маяковского - "Нате!". Оно написано в1913 году. Маяковский неоднократно читал его на литературных вечерах футуристов. На этих вечерах многое было рассчитано на то, чтобы эпатировать публику. Этим отчасти и объясняется вызывающий характер некоторых сравнений и эпитетов.Однако резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нём чувством социального протеста, антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-мещанскую толпу, которая пришла на вечер поэтов в поисках острых развлечений, обличает её уродство, пошлость, тупость. Это многоголовая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебно его демократическому мироощущению. Маяковский сознаёт, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него драгоценное - поэтическое слово. Мужчина с остатками обеда в усах, густо набелённая женщина, выглядывающая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины, - все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта ("...на бабочку поэтичного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош..."). И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утончёнными, а поэзию Маяковского объявляют грубой, варварской! Тем лучше! Он не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто, прямо в лицо им, бросает свой стих, исполненный гнева и презрения.

В стихотворении «Послушайте!» мы видим лирического героя в поисках ответа на бытийные, жизненно важные вопросы. В первую очередь он ставит вопрос о смысле всего существующего на Земле и, конечно, этот вопрос не может не перетекать в проблему смысла собственной жизни и назначения поэта.

Настроение стихотворения — не тихий лиризм, не спокойствие, не умиротворение. Наоборот, герой беспокоен, он в поиске и он пытается включить своего читателя в этот поиск. Именно этим обусловлено обилие риторических восклицаний и обращений. Ему нужно поделиться своими мыслями, задать свои вопросы, заставить читателя и слушателя (ведь свои стихи он читал публике) искать ответы вместе с ним. Его лирика всегда обращена к миру, к другим людям.

В стихотворении «Послушайте!» это ощущается особенно сильно. Ведь даже его название — ни что иное, как обращение. Именно в «рамке» из таких риторических обращений лирический герой развёртывает полную трепета и нежности картину необходимости звёзды, хотя бы одной, для того, кто называет её «жемчужиной». Анафора в стихотворении (повторение слова «значит») акцентирует внимание на необходимости, наполненности смыслом всего, что создано на этой земле.

Художественные средства, которые использует Маяковский, привычны для его метода. Это всё те же неожиданные метафоры («плевочки») и эпитеты («беззвёздная мука»). «Беззвёздная мука» - ни что иное, как мучения, которые испытывает человек без мечты, без цели своего существования, без смысла жизни. Ведь звёзды издавна ассоциировались у людей с чем-то прекрасным, далёким и недосягаемым, как самое заветное желание. На протяжении веков люди смотрели на них и мечтали.

Конечно, звёзды нужны. Нужны нам, людям, чтобы оставаться людьми. Чтобы мечтать и стремиться к покорению новых вершин и горизонтов. Именно об этом, как я считаю, пишет в своём стихотворении Маяковский.

При первом прочтении стихотворения обращаешь внимание на то, что оно проникнуто настроением подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё, он первооткрыватель, он всемогущ и всесилен. Он «смазал» одним движением всё рутинное, привычное, сонное и скучное. «Карта будня» - это метафора, которая воплощает в себе обыденность.

Герой не хочет с ней мириться: «плеснувши краску из стакана», он преображает реальность. В этом и состоит его задача как художника. Он призван бороться со всем, что прочно вошло в быт и сознание человека, он должен открыть людям глаза, показать им прекрасное. Потому и противопоставляется «блюдо студня» (застывшая жизнь обывателя) «косым скулам океана» (свободе и творчеству). Ведь не зря море в поэзии всегда было символом освобождения, изменчивости, неподвластности. Об этом писал ещё Пушкин. Несмотря на то, что Маяковский скептически относился к поэтам-классикам, в этом стихотворении он продолжает традиции Пушкина, противопоставляя свободную и непокорную морскую стихию земле.

Герой противопоставляет себя всем окружающим. Как любой человек, который привносит новое, он обречён на непонимание. Но его одиночество не продлится долго, потому что он уже читает «зовы новых губ». Значит, его труд не останется напрасным, из жестяной чешуи выйдут единомышленники, способные, как и он, беспорядочно разлить поэтическую палитру на серость и упорядоченность современной ему жизни. Это вызов всему старому и отжившему.

Провокационный вопрос заключён уже в названии стихотворения. Поэт может сыграть ноктюрн даже на водосточной трубе, потому что видит в ней не просто полезную в быту конструкцию, а «флейту». Таким образом, заканчивая стихотворение вопросительным предложением, лирический герой не только показывает разницу между собой и другими, но и как будто зовёт читателя за собой, предлагает ему испытать свои силы, проверить себя на способность видеть и чувствовать этот мир иначе.