- •27 Начиная с конца XIV века в экономической, социальной и духовной жизни Западной Европы происходит ряд изменений, знаменовавших начало новой эпохи, получившей название Возрождение.
- •52 Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).
- •2. Проблема генезиса философии:
- •19. Философские идеи сократа:
- •37. Этика канта:
- •7.Природа человека.Человек как родовое существо.
- •41.Волюнтаризм а. Шопенгауэра.
- •17 Вопрос
- •5) Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.
- •26.Спор об универсалиях
- •5. Самообман как способ самозащиты
- •39) Философские идеи к. Маркса
- •25 Вопрос
- •12Философия культуры
10,27,44 и 52
10 Основание: степень близости (удалённости) к научному знанию. 10 Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Вненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира. Формы вненаучного знания. 1) Донаучное знание выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности. Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени. Основными типами донаучного познания мира являются миф и религия. Если рассматривать эти типы познания, то первым является безусловно миф, возникающий одновременно с выделением человека из животного мира, религия же возникает значительно позже и носит выраженный институциональный характер.
Миф – попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, то есть неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ритуалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драматическими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят человеческие количественно, но не качественно.
Миф не является исторически прошедшей, давно миновавшей формой духовной жизни человека. Эмоционально-образное видение мира, построенное на игре воображений, на языке метафору сравнений, олицетворений, органически присуще детям, художникам и поэтам. Более того, философская мысль XX века испытывает особый интерес к мифу в его исторических и современных формах. Постепенно утверждается мысль, что любая культура основывается на мифологемах, которые лежат в основе всего мира высших ценностей, недостижимых идеалов, утопических идеологий. Массовое сознание искренне верит в реальность этих феноменов и испытывает мучительный душевный дискомфорт, когда очередная утопия, воспринимаемая долгое время как истина в последней инстанции, обнаруживает себя. А.Ф Лосев утверждает, что наука не рождается из мифа, наука не существует без мифа, наука всегда мифологична. Миф в собственном смысле слова как целостный тип сознания, особая форма жизни первобытных народов себя изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, о тайне рождения и смерти. Время показало, что это - принципиальные, ключевые вопросы всякого миропонимания. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения религия и философия. Исторически рационализация человека произошла в период, длительностью примерно в 200–300 лет, получивший название в трудах К.Ясперса «осевого времени истории» (сам Ясперс говорит, что длительность периода около 600 лет).
Онтологическим основанием рациональности как нормы мышления и действия человека является представление об универсальной закономерности бытия, предшествующей ему в качестве сущего, сущности, закона, первопричины. В этом отношении можно сказать, что элементы рационализации действительности присутствуют уже в первобытной мифологии, магии, суевериях, в тщательно расписанных последовательностях действий для получения полезного результата. Но это лишь предпосылки рационализации, и в мифе они не могли получить развития. Здесь же необходимо еще раз подчеркнуть, что первыми рационализаторами бытия стали любители мудрости и искатели истины – философы.
По свидетельству Диогена Лаэртского, первые философы рассматривали рациональное умозрение как удел избранных, способных к прямому усмотрению истины. Так, Пифагор говорил: «в жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Позднее Платон подчеркивал, что первая задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, а Аристотель разъяснял, что, поскольку первые начала и причины бытия имеют всеобщий характер, задача философии состоит в постижении всеобщего в самом мире. Так бытие было раздвоено на существование и сущность, чувственную данность и умозрительную субстанцию. Поэтому учение о бытии, ставшее с тех пор основополагающим разделом философского знания – онтологией, по определению становится метафизикой бытия как всеобщего, знанием сущностей и о сущностях.
Второй стадией процесса первоначальной рационализации стала, как было сказано, обращенность пробудившегося сознания на самое себя, самосознание.
27 Начиная с конца XIV века в экономической, социальной и духовной жизни Западной Европы происходит ряд изменений, знаменовавших начало новой эпохи, получившей название Возрождение.
Изменения в духовной жизни раньше всего и четче всего проявились во Флоренции, а их первыми выразителями стали Ф. Петрарка и К. Салютати. Именно здесь, во Флоренции был сформулирован призыв возрождения античной культуры и философии, которой нельзя абсолютизировать, поскольку Средневековье эту культуру не игнорировало. Просто новое время обозначило новые духовные предпочтения, ориентиры и акценты.
Поэтому целью главной своей работы считаю необходимость показать особенности философии эпохи Возрождения, которые отличают ее от философских мыслей предыдущих времен.
Для выполнения работы мне нужно было решить следующие задачи:
Во-первых, уяснить для себя в какой исторический период появилась исследуемая мной эпоха.
Во-вторых, узнать о наиболее выдающихся представителях эпохи, рассмотреть их мысли, взгляды.
Данную работу считают актуальной, потому что представители эпохи Ренессанса оставили значительный след в истории. Вот именно эти проблемы я постарался осветить в своем реферате.
. Гуманизм и неоплатонизм: основные идеи, представители, тенденции развития
Нет выше свободы, чем свободы суждения, и, признавая ее за другими, я требую ее и для себя. Ф. Петрарка
Эпоха Возрождения представляет собой особый период в развитии мировой культуры в целом. Начиная с XV века происходит определенная трансформация общественных и политических институтов, которые приводят к повышению интереса к античной культурной традиции.
Во-первых, под Западным Ренессансом многие исследователи понимают разнообразные периоды европейского развития. Надо строго различать по крайней мере три разных ренессанса на Западе, предшествующих собственному Ренессансу: каролингский (IX в.), X - XI и XI - XII вв. Первые две эпохи называют протогуманизмом, а третью - периодом готики или предренессансом.
Во-вторых, возрождение античности характерно как для этих трех предшествующих эпох, так и для итальянского Ренессанса в собственном смысле слова, т.е. для XIII - XIV вв. Однако для первых трех предварительных периодов, античность была все еще живой культурой, которая могла использоваться в разных отношениях и могла быть как безопасной, так и весьма опасной. Что же касается итальянского Ренессанса в узком смысле слова, то античность здесь, уже отошла в далекое прошлое и уже ни для кого и ни с какой стороны не была опасной. Зато она с тем большей силой могла привлекаться для новых идеалов, для нового чувства природы, для нового человека и для построения жизни уже в светском понимании слова в противоположность средневековью. В этом смысле с античностью не расставалась и вся последующая европейская культура.
В-третьих, новый образ жизни и новое мировоззрение, с одной стороны, были антиподом всей тысячелетней средневековой культуре. Это была светская культура, т.е. светское мировоззрение, светское искусство, светская наука и, в известном смысле, даже светская религия. Однако, с другой стороны, средневековье тоже использовалось здесь в максимальной степени. Даже самое понятие возрождения и даже самый термин "возрождение" имели не только средневековое, но, как уже было сказано, прямо библейское происхождение.
Франческо Петрарка (1304—1374) считается первым гуманистом. Уже в первые десятилетия XV века это было для всех очевидно, и Леонардо Бруни писал: "Франческо Петрарка был первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал и вывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого".1 Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.
44 Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века , акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии , от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр . Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю , экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.[1] [2]
Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция .
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс , но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха , отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии . По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта , то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию» , человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией . Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
[править ] Понимание человека
В экзистенциализме, согласно Р. Мэю , человек воспринимается всегда в процессе становления , в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу , отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8] .
Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.[9]
[