Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гл.12 Организация работ в послевыставочный пери...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
182.78 Кб
Скачать

12.3. Особенности правовых норм участия в российских выставках

Устроитель и участник выставки — это две стороны, имеющие, кроме общих интересов в успешном проведении выставки, еще и собственные цели, к которым они стремятся, используя собствен­ные ресурсы и предоставленные им права. С правовой и организа­ционной точки зрения устроители выставок находятся в лучшем положении. Предлагая свои условия участия в выставках и формы договорной документации, они задают тон в отношениях с экспо­нентами. Кроме того, они объединены в Международный союз вы­ставок и ярмарок, пользуются поддержкой Международной ассо­циации выставочной индустрии (UFI). Экспоненты, у которых вы­ставочная деятельность не является основной, пока разобщены и продолжают вариться «в собственном соку». Местные торгово-промышленные палаты и отраслевые ассоциации или союзы часто не могут оказать им помощи в решении выставочных проблем по целому ряду причин, и, в первую очередь, из-за несовершенства нормативной базы и пробелов в российском законодательстве по выставкам и рекламе.

Особенности договорных отношений участника с устроителем вы­ставки. Взаимоотношения экспонента с устроителем выставки на­чинаются с оформления заявки на участие в выставке, подтвержде­ния согласия с условиями участия и закрепляются соответствую­щими договорами. Вступая в правоотношения с устроителем вы­ставки, экспонент уверен, что ст. 1 Гражданского кодекса РФ га­рантирует равенство всех участников правоотношений. Но в выста­вочном деле, в реальности, это не совсем так. Особенно в отноше­нии заявочно-договорной документации.

Во-первых, у каждого организатора выставки свои собственные разработки документов (заявки, условия участия, формы договоров) и свои «правила игры» (согласование размещения и охраны экспо­зиций, правила пожарной безопасности и т.п.). Вот здесь то и на­чинаются разночтения законодательства. Чаще всего устроители высылают участникам не заявку и договор, а совмещенную заявку-договор, в которой у участника, как правило, четко прописано только одно право — вовремя оплатить счета. И когда в собствен­ных интересах участник выставки предлагает откорректировать присланный договор, устроитель чаще всего отказывается это де­лать под предлогом, что он работает только по данной форме. Не помогают даже ссылки на ст. 420 ГК РФ, где четко сказано, что договором признается добровольное соглашение двух или несколь­ких сторон об установлении, изменении или прекращении граж­данских прав и обязанностей, что сторонам дается право заключать любые договора, не противоречащие действующему законода­тельству. Устроители в таких случаях ссылаются на п. 5 ст. 421 ГК РФ, которая гласит: «если условия договора не определены сторо­нами или диспозитивной нормой, соответствующие условия регу­лируются обычаями делового оборота, применяемыми к отношени­ям сторон».

Диспозитивные нормы действительно предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам переговоров воз­можность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Таким образом, сторонам предоставляется воз­можность самим договориться о взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается опре­деленный обязательный вариант поведения. Экспонент мог бы вос­пользоваться п. 2 ст. 427 ГК РФ, в котором предписано: «в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота». Но, к сожалению, в законода­тельстве не прописаны эти «примерные условия» для выставочно-ярмарочной деятельности, и поэтому устроитель практически всегда навязывает экспоненту свои. А последнему нужно иметь очень опытного юриста-переговорщика, чтобы доказать свою правоту и убедить устроителя заключить договор с полным удовлетворением своих интересов.

Особенности условий участия в выставках. У каждого органи­затора выставок обязательно имеются «Общие условия участия в выставках». По отдельным выставкам, например, с новой тема­тикой или в новом месте, условия участия разрабатываются спе­циально.

Существенный момент договорных отношений — ответствен­ность и санкции за отказ исполнения одной из сторон принятых на себя обязательств. Например, традиционно в договоре или условиях участия устроитель прописывает ответственность участника за отказ от участия в выставке после того, как был заключен договор, про­изведена оплата участия и согласованы условия участия, а материал участника уже внесен в официальный каталог выставки. А вот отказ устроителя от проведения выставки или его ответственность за пе­реносы ее сроков в договорах и условиях участия обычно не преду­сматриваются. Понятно, почему это не делается в выставочной практике развитых зарубежных стран. Там такое возможно только в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий или тер­рористических актов и т.п.).

В России же, в отличие от зарубежной практики, сроки прове­дения объявленных выставок нередко переносятся «по техническим причинам», и даже по несколько раз. Не единичны случаи, когда выставка просто отменяется и нередко даже без объяснения при­чин. Поэтому экспоненту желательно согласовать в договорных до­кументах не только свою ответственность перед устроителем вы­ставки, но и ответственность устроителя перед экспонентом. Если это не будет учтено в заявочно-договорной документации, экспо­нент рискует напрасно потратить свое время на подготовку к вы­ставке, деньги на разработку стенда, заказ дополнительного обору­дования и материалов, подготовку экспонатов, рекламы и персона­ла, бронирование гостиниц, приобретение билетов на проезд и т.д. Но если в договорных документах взаимная ответственность сторон за неисполнение принятых обязательств предусмотрена, в случае, когда выставка не состоялась по вине ее организатора, экспонент вправе требовать от него полного возмещения понесенных убытков «за отказ от исполнения договорных обязательств» в соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса РФ.

В условиях участия некоторых выставок можно встретить по­ложение: «Организатор оставляет за собой право по организаци­онным или техническим причинам изменить месторасположение стенда или размеры предоставляемой экспоненту площади». Если перенос места для экспонента не имеет существенного значения или затраты на изменение конфигурации стенда несущественны, то участник выставки может согласиться с таким условием. Но когда изменение местоположения стенда на выставке концепту­ально неприемлемо, а изменить конструкцию и конфигурацию стенда невозможно по техническим или финансовым причинам, экспонент обязательно должен снять этот пункт в договоре или настоять на исключении соответствующего пункта из предложен­ных ему условий участия в выставке. А чтобы избежать возмож­ных в последующем разногласий и споров, нужно оговорить с ор­ганизатором выставки запись в договоре: «Согласованная плани­ровка павильона с указанием месторасположения заказанного экспонентом стенда, заверенного печатью организатора, является неотъемлемой частью договора»., При нарушении организатором выставки этого пункта договоренности экспонент имеет право на­править иск в суд на возмещение причиненного ему ущерба в со­ответствии с п. 1 и п. 3 ст. 451 ГК РФ.

Каждый выставочный комплекс разрабатывает и утверждает правила техники безопасности и пожарной безопасности при про­ведении выставочных мероприятий. Что записано в этих правилах, во многом зависит от их разработчиков. Главное, чтобы они не противоречили «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ РФ), НПБ 105—95 «Определение категорий по­мещений и зданий по взрывоопасной и пожарной опасности», СНиП 21—01—97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и сооружения». Но в этих руководящих материалах о выставках говорится очень мало, и поэтому организаторам выставок предоставляется широкое поле для творчества. Некоторые выставочные правила совершенно безосно­вательно требуют огнезащитную обработку не только конструкции стенда, драпировок и коврового покрытия, предусмотренную пунк­том 7.6. ППБ, но и экспонатов (?!). В других правилах можно встретить требование наряду с предъявленными актами об огнеза­щитной обработке используемых на стенде материалов для большей надежности произвести пропитку прямо в павильоне. Требование о противопожарной обработке материалов и экспонатов на месте со­вершенно безосновательны, если вы имеете акты об огнезащитной обработке с неистекшим сроком действия не менее одного года. А если вы имеете протокол испытаний на старение пропитки, то та­кие акты имеют срок действия до трех и даже до пяти лет. И в те­чение этого срока повторную обработку перед каждой выставкой производить не нужно. Это только организационная сторона дела, а ведь при огнезащитной пропитке материалов прямо в зале выставки возникает еще масса технических и психологических проблем. В соответствии с требованиями лицензионного отдела Управления Государственной противопожарной службы МЧС Российской Фе­дерации обработка огнезащитными составами должна производить­ся со строгим соблюдением всех необходимых условий: в специаль­ных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, в определенных температурных и влажностных условиях, в защит­ных очках и респираторах.