Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АП 2 семестр.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
61.38 Кб
Скачать

В1 Информационная сфера как объект правового регулирования

Цивилизованное решение вопросов информационного взаимодействия является прерогативой области права. Информация является своеобразным объектом правового регулирования.

Право выступает как регулятор информационных отношений, информационных процессов. При этом право само по себе обладает информационной содержательностью, систематизирует правила поведения субъектов правоотношений. Его нормы можно представить как комплексное знание, определяющее, дающее ориентир в правовых явлениях, процессах. Информация выступает своеобразным звеном между гражданами и государственными институтами. Сбои в информационных процессах (искажения, неполнота информационных отношений и их недооценка и т.п.) существенным образом затрагивают общественную и информационную безопасность, затрудняют управление в обществе. Важнейший показатель качества информационной деятельности и построения единого информационного пространства - информационная безопасность личности, общества и государства. При этом нормальная жизнедеятельность гражданина, общественных и государственных институтов в информационной сфере возможна только в условиях четкой, последовательной и систематизированной правовой регламентации этой сферы. 90-е годы нынешнего столетия ознаменовались бурным развитием информационного законодательства в нашей стране. В Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года содержится целый ряд информационно-правовых норм [1]. К важнейшим вехам систематизированного нормотворчества в информационной сфере следует отнести принятие Рекомендательного законодательного акта “О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи” и Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” [2, 3]. Механизм правового регулирования определяется как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Большинство ученых-юристов в качестве его основных элементов выделяют:

  • нормы права и его принципы;

  • правовые отношения;

  • акты толкования норм права, издаваемые уполномоченным на то органом;

  • акты применения норм права.

Общая схема взаимосвязи элементов механизма правового регулирования:

Компетентный орган (должностное лицо) устанавливает наличие в реальной действительности тех обстоятельств (юридических фактов), на которые рассчитана норма права, выносит правоприменительный акт (решение), который подтверждает наличие указанных обстоятельств и тем самым признает, что данная норма должна быть реализована. В результате у лиц, подпадающих под действие этой нормы, возникают конкретные субъективные права и обязанности или, другими словами, между лицами возникают конкретные правовые отношения. После установления правоотношений, субъекты этих отношений получают возможность совершать действия, составляющие содержание субъективных прав и обязанностей, т.е. получают возможность реализовать эти права и обязанности, и тем самым реализовать норму права. Реализация юридически значимых, т.е. влекущих правовые последствия, действий характеризует завершение действия механизма правового регулирования, при котором происходит перевод общих предписаний юридических норм, конкретизированных на стадии правоотношения в права и обязанности, в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя. Исходя их общего понимания правового регулирования можно сделать вывод, что информационно-правовое регулирование по своей сущности заключается в упорядочении общественных отношений в информационной сфере, в установлении с помощью информационно-правовых норм юридических прав и обязанностей участников этих отношений. Базируясь на государственной информационной политике, оно направлено на:

  • упорядочение и закрепление наиболее целесообразных общественных отношений в информационной сфере;

  • охрану урегулированных правом отношений в этой сфере;

  • порождение и развитие новых информационных отношений, соответствующих требованиям цивилизованной жизнедеятельности;

  • вытеснение из информационной сферы общественных отношений, не отвечающих современным условиям.

Информационно-правовые нормы можно определить как нормы права, регулирующие отношения в информационной сфере, и определяющие каким должно быть (может быть) поведение субъектов в сфере производства, преобразования и потребления информации. Урегулированные информационно-правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере, следует именовать информационно-правовыми отношениями. Являясь разновидностью правовых отношений и соответственно обладая всеми общими чертами последних, информационно-правовые отношения имеют свою специфику, обусловленную особенностями составных частей (элементов) этих отношений - субъектов, объектов и юридических фактов, по поводу которых они возникают, изменяются или прекращаются. Комплексный характер информационного права обусловлен тем, что информационные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Большой объем общественных отношений в информационной сфере регламентируется административно-правовыми актами. Например, к ним следует отнести акты, определяющие статус органов государственной власти, должностных лиц и их полномочия в информационной сфере; акты, определяющие правовые режимы информации и ее защиты, составы административных правонарушений в информационной сфере и ответственность за их совершение и др. Уголовное право устанавливает, какие информационные правонарушения являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Институты авторского права и интеллектуальной собственности являются прерогативой гражданско-правового регулирования. Составными частями информационного права являются информационно-правовые институты - группы, совокупности информационно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в информационной сфере. В частности, в их составе следует выделить институты: информационных ресурсов, государственной тайны, конфиденциальной информации, защиты информации, ответственности за совершение информационных правонарушений и др. В качестве основополагающих начал, положений, идей, требований, выражающих и характеризующих сущность информационного права, выступают его принципы. Например, к ним относятся принципы законодательного закрепления прав граждан, организаций и государства в информационной сфере, защиты авторских прав, обеспечения доступности информации, не отнесенной законом к информации с ограниченным доступом и др.

В2 Понятие информации. СМИ в системе информационного права.

информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми. (философия)

В2В3 СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ЯВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Некоторые сложности с пониманием идеи свободы слова и свободы СМИ происходят от многозначности самого слова свобода. "Свобода" часто понимается не в гегелевском смысле (свобода как осознанная необходимость), а как полное отсутствие ограничений. Но такой ситуации не может быть - безграничная свобода одних означает подавление других. Поэтому в демократических обществах свобода в той или иной сфере всегда имеет как юридические, так и моральные ограничения (как гласит народная мудрость, "свобода твоего кулака кончается там, где начинается мой нос").

Свобода массовой информации является одним из фундаментальных институтов современного демократического общества. В политико-юридической теории она рассматривается одновременно как средство информирования власти и общественности, способ самовыражения личности и инструмент предотвращения и разрешения социальных конфликтов. На основополагающий характер свободы массовой информации неоднократно обращалось внимание в различных международно-правовых документах. Так, в Декларации о средствах массовой информации в демократическом обществе 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации 1994 г. подчеркивается, “что плюрализм и разнообразие СМИ являются основополагающими для демократии и что гласность в СМИ – важное средство, чтобы помочь компетентным национальным властям оценить воздействие концентрации СМИ на эти ценности, а также, чтобы предоставить индивидуумам возможность сформировать свое мнение об информации, поставляемой СМИ”. СМИ могут способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и толерантности между людьми, группами и странами, а также достижению целей демократического, социального и культурного сплочения.

Прямая имплементация международно-правовых норм закреплена в Конституции Российской Федерации от 12.12.1993. (далее Конституции РФ).

Применительно к свободе массовой информации, эти конституционные нормы означают, прежде всего, непосредственное действие на территории Российской Федерации ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах, гласящей:

"1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или в прессе, а также посредством художественных форм выражения или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в п.2 ст.19 правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав или репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

Кроме того, согласно ст.20 Международного пакта о гражданских и политических правах запрещаются "всякая пропаганда войны" и "всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию".

В связи со вступлением России в Совет Европы и с учетом вышеприведенных доводов, непосредственно влияющими на содержание свободы массовой информации становятся также нормы соответствующих общеевропейских актов и практика их применения. Прежде всего, это касается ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950. Из смысла ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует несколько важных выводов. Прежде всего, следует подчеркнуть, что свобода массовой информации выступает здесь в форме свободы выражения мнений и эта свобода в общем, плане является правилом, а вмешательство со стороны государства в ее реализацию - исключением. Причем, возможность вмешательства не означает необходимость вмешательства. Если демократическое общество не испытывает потребности в ограничении тех или иных форм свободы выражения мнений, то государство не обязано что-либо предпринимать в этом направлении.

Для правомерного вмешательства государства в сферу свободы выражения мнений: во-первых, должна быть законодательная база; во-вторых, основанием для вмешательства могут быть только те основания, которые перечислены в п.2 ст.10; в-третьих, вмешательство должно быть соразмерно требованиям демократического общества.

Поскольку указанные критерии достаточно размыты, постольку решения по спорам о применении этой нормы сложились в довольно обширную, но неоднозначную практику Европейского суда по правам человека. В частности, Суд дал расширительное толкование понятия "выражение своего мнения", постановив, что оно распространяется не только на информацию и идеи, которые воспринимаются государством благожелательно или с безразличием, но и на те, что шокируют или вызывают беспокойство со стороны властей или части населения. В то же время судьи сочли, что "выражения" коммерческого характера в СМИ (реклама), хотя и подпадают под действие ст.10, но должны пользоваться меньшей защитой, чем собственно "политические" выступления.

Конституция РФ закрепила свободу массовой информации так в п. 5 ст. 29 "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Обогащению содержания свободы массовой информации служат и другие нормы, содержащиеся в ст. 29. Так, п.1 гарантирует каждому свободу мысли и слова, п.3 - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них п.4 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Тем самым подчеркивается: во-первых, относительная обособленность этих свобод; во-вторых, их глубинная генетическая взаимосвязь; в-третьих, взаимодополнение их юридического содержания.

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также свободу экономической деятельности и право частной собственности, закрепленные в ст. 8, 34 и 35 Конституции, а также принцип идеологического разнообразия (ст.13), предусматривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Тем самым формируются определенные защитные механизмы, чтобы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации.

В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п.3 ст.41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (п.1ст.44), открытость заседаний палат Федерального собрания (п.2 ст. 100), открытость судопроизводства (п. 1 ст. 123) и т.д. Конституцией также предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (п. 2 ст.51), что уже заранее было предусмотрено Законом о СМИ, закрепившем обязанности журналиста и редакции по сохранению конфиденциальности информации и ее источника (ст.41; аб.5 ч.1 ст.49).

Таким образом, Конституция рассматривает свободу массовой информации как одну из гарантий реализации свободы слова и права на информацию. В этой связи думается, что нет юридических оснований для опасений по поводу гипотетической возможности урезания свободы массовой информации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]