Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бачинин РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕ...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
230.91 Кб
Скачать

Л. П. Карсавин

Лев Платонович Карсавин (1882-1952) — русский мыслитель. Окончил историко-филологический факуль­тет Петербургского университета. В 1913 г. защитил ма­гистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии в ХН-ХП1 веках». В 1916 г. состоялась защита докторской диссертации «Основы средневековой рели­гиозности в ХП-ХШ веках, преимущественно в Италии». В 1918 г. стал профессором Петроградского университета. Принимал активное участие в работе Вольной философской ассоциации. В 1922 г. был выслан властями из России. В 1926-1928 гг. жил в Париже, где активно участвовал в научно-издательской деятельности «Евра­зийского семинара». С 1928 г. профессор кафедры всеобщей истории Каунасского университета. В 1949 г. был арестован и отправлен в концлагерь на север республики Коми, где и умер.

Его основные сочинения: «Католичество» (1918); «Восток, Запад и русская идея» (1922); «Джиордано Бруно» (1923); «Философия истории» (1923); «О началах (Опыт христианской метафизики)» (1925); «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях» (1926); «Церковь, личность и государство» (1927); «О личности» (1928) и др.

В контексте евразийской культурсоциологии важное сто занимает концепт Карсавина, обозначенный им словосочетанием «симфоническая личность». Так он называл отдельное, конкретное человеческое сообщество — семью, социальную группу, церковную общину, народ, нацию, государство, вселенскую церковь, человечество. Такое сообщество обладает характер-ными признаками, которые вбирают, интегрируют, фокусируют в себе мно­жество черт, особенностей и функций тех индивидов, которые входят в него.

В «симфонической личности» множество отдельных «я» превратились в единое, соборное «мы», а общее «мы» представляет собой уникальное по свойствам, масштаб­ное, корпоративное «сверх-я», органично контекстуали-зированное в онзюлогию сотворенного Богом мира. От дельная, индивидуальная личность не только входит все­ми своими определениями в формулу «симфонической личности», но и противостоит ей, обнаруживает способность вступать с ней в противоречивые отношения.

Существует иерархия «симфонических личностей», которая, если брать ее в целом, сливается во всеединую мировую личность, обладающую абсолют-ной полнотой бытия.

«Симфоническая личность» имеет как духовную, так и телесную структуры, которые развернуты в простран­ственно-временных координатах. Это хорошо видно на примере такой «симфонической личности», как церковь. Как самостоятельный субъект, она обладает единством стремлений и помыслов, владеющих ею. Входящие в ее состав индивиды в каждый конкретный исторический момент придают ее духовному облику своеобразие и не­повторимость.

Н. Н. Алексеев

Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) — рус­ский правовед, философ, социолог права. Родился в Моск­ве. Учился на юридическом факультете Московского университета. Проходил стажировку в университетах Германии и Франции. Был учеником П. И. Новгородцева. Значительное влияние на формирование его миро­воззрения и научно-теоретической позиции оказали идеи естественного права, принципы неокантианства и фено­менологии. В 1911 г. защитил магистерскую диссертацию «Науки общественные и естественные в историче­ском взаимоотношении их методов». Встретил октябрь­ский переворот 1917 г. экстраординарным профессором кафедры философии права Московского университета. Гражданская война заставила его эмигрировать из Рос­сии. В Европе он становится приверженцем идей «евразийства», одним из авторитетных лидеров этого интеллектуального направления. Занимает должности профес­сора Русского университета в Праге, затем Русских юридических курсов в Сорбонне. Последние годы жизни провел в Швейцарии.

Основные работы: «Науки общественные и естествен­ные в историческом взаимоотношении их методов» (1912); «Введение в изучение права» (1918); «Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и ги­потезы государственной науки» (1919); «Общее учение о праве» (1919); «Основы философии права» (1924).

Алексеев рассматривал социальные отношения не как однообразный конгломерат связей, но как ряд отдель­ных взаимопроникающих и взаимообусловленных сфер, составляющих перекрещивающуюся систему межсубъектных взаимодействий. Общество выглядит у него со­стоящим из трех основных стихий отношений: 1) меха­ническая стихия, то есть общественное целое в его под­чиненности физическим законам и фактору вероятности; 2) витальная стихия — сфера действия общего жизнен­ного порыва с его первоначальными эмоциями любви и ненависти, симпатии и антипатии. Здесь действуют те же зачаточные нравственные силы, что и среди животных, еще не обретшие самостоятельного значения; 3) духовная стихия — мир ценностей, святынь, идеалов, совершенствования личности и учреждений. Право относится к этой третьей сфере и выступает как необходимая ступень развития идеи духовности, как один из моментов духовного отношения к миру.

Существуют два исторически сложившихся пути изучения права. На первом из них люди изучают то, что считается правом, а на втором изучается уже право само по себе. Считая второй путь более предпочтительным, Алексеев полагал, что теоретическому сознанию необходима познавательная сосредоточенность на предмете в надежде выявить в нем безусловные элементы и связи. Это стремление вывело ученого на позиции феноменологии.

Алексеев выдвинул ряд положений, которые в опре­деленной степени предваряли концепцию будущей синергетики. Так, он полагал, что понятие хаоса несет в себе не только отрицательное содержание, что к нему вполне приложимо понятие ценности. Сам не будучи самодовлеющей ценностью, хаос, однако, является путем, через который необходимо пройти, чтобы выйти к ценностям высшего рода. Боязнь хаоса — это свидетельство духовной ограниченности и слепоты. В хаосе присутствует неопределенная полнота будущих возможностей, и в этом его ценность.